Вечерняя беседа с семьей 23. 05. 2021

Эдуард Вайнштейн
Ну что, ребята, кончились ещё одни выходные… Ну, у вас уже каникулы, да? (Наташа: «Да, я уже… Как хорошо не замечать, когда будни, когда выходные – это очень хорошо».) Слава Богу. А ты завтра, Соня, учиться идёшь? (Алеся: «А во сколько, Сонь?» Соня: «У нас экзамен завтра… Что я буду делать… Ни бельмеса, вообще…» Алеся: «Молиться, Соня, будешь!».) Но это же твой экзамен, Соня! По определению, значит, ты должна отвечать за свой экзамен. Это твой экзамен, ты за него должна отвечать. (Алеся: «Ладно, читать, Эдь… Конечно…») Нужно требования выполнять, которые тебе предъявляют. А если не выполняешь, то нести ответственность. Так устроена жизнь. А вообще, основное правило, которому учит нас вера – это ценить то, что у нас есть. Ценить те мелочи, которые нам кажутся мелочами. То, к чему мы привыкли, но то, чего, на самом деле, могло не быть. Всё самое простое, самое привычное, самое ежедневное – вот это всё нужно ценить. И не требовать большее, не быть неблагодарными. Ещё очень важное правило – иметь доверие Богу. Не бояться, не заглядывать вперед, не пытаться выяснить то, что пока от нас сокрыто. (Алеся: «Это точно».) Нужно доверять Богу. (Алеся: «Да…») Который всё знает, и всем руководит. И всех ведёт, каждого человека. Каждого. В своё время всё нам будет открыто. Рост – это очень постепенный процесс. И многие вещи становятся понятны только по мере роста. Сейчас непонятно, пройдёт лет двадцать, посмотрите – и всё понятно будет. То есть Богу надо доверять, и не спешить. Потому что наше существование, оно имеет начало и не имеет конца. Очень масштабное оно. Всё будет, но не сразу. И если что-то не будет в рамках этой земной жизни, это не значит, что этого не будет никогда. Это будет в более реальной жизни. Эта жизнь не есть самая реальная жизнь. Хотя так иногда кажется. Но это не так. Потому что она такая навязчивая и такая самоочевидная… Это не значит, что она, вот прям, абсолютно реальна. Как раз то, что так мало внимания обращается на нашу душу, на наш внутренний мир, на наши желания – как раз это и есть признак нереальности этой жизни. Нереальности. Но она зачем-то дана. Нам. Именно в плане реальной жизни дана. Очевидно, для того, чтобы мы очистились. Чтобы научились с Богом в вечности жить.
Вот, я сегодня посетил зубного. Было, конечно, неприятно, но очень, прям, сильные ощущения, что очищение происходит. (Алеся: «Ну, папочка, у тебя теперь будет улыбка и, знаешь, это – блёстки будут сверкать. Когда ты будешь улыбаться, переливы будут!.. (Со смехом.) Сколько в тебя вгрохали! («Да?») Жуть! Сколько мы тебе зубов отремонтировали? – «Ну, меньше, чем я зарабатываю?» - Соня: «Зубы – это лучшее вложение».) Да, зубы – это важно. Вы в своё время оцените, насколько это важно. Пока я к Инессе Валентиновне не пришел, 25 лет к зубному не ходил. Они все посыпались. (Алеся: «Слышь? О чем мне говорить? – Я семерых родила. Она сказала, что у меня весь кальций из зубов на детей ушёл… Ещё завтра она мне напишет. Если будет свежее, я ей просто покажу… Потому что очевидно, что ничего срочного нету…». – «Ну у тебя ничего не болит?» - «Ничего не болит, но у меня там скол тоже есть… Ещё один зуб рассыпался…» - Наташа: «Мама делилась с каждым из нас своими зубами»… - Алеся: «Да».) Да, так оно и было, дети. (Алеся, со смехом: «И волосами!») И очень обидно потом встречать неблагодарность. (Алеся: «Да ла-а-адно!.. Они потом своим детям будут зубы делать…») Но тем не менее… (Алеся: «Да ла-а-адно, пап, не жа-а-алко!..) Не жалко? («Не жа-а-алко!..») Нужно найти в себе великодушие, чтобы не бросить престарелых родителей. Это я говорю не из-за эгоистичных соображений, это просто такой закон духовный. Если вы бросите своих родителей, почему ваши дети должны с вами оставаться? (Алеся: «Но мы же бросили своих родителей, папочка…») Это было не так. Они нас прогнали. (Алеся: «Да. Дети, мы их не бросали! Ей-Богу! Они сами нас прогнали!») Мы их не бросали – ни тех, ни других. Они сами нас прогнали. (Алеся: «Мы их не бросали. Такой уникальный случай, когда родители нас сами выгнали…») Они нас прогнали. И те, и другие! Своими собственными руками. Нас прогнали. А Господь дал нам жильё». (Алеся, смешным голосом: «Почему-то они не захотели с нами жить… («Да…») Непонятно, почему… («Да…») Я всё помню, как возмущалась женщина, в больнице лежала… Значит, они жили в доме со своей бабушкой. У них было трое детей, вот… Это была бабушка мужа… Она уже лежачая была и она вредничала. Она бросала памперсы в туалет, который был рядом, приходилось периодически менять всю систему, и ненавидела детей, которые мотались везде по дому, нарушали ее покой... И эта женщина всё возмущалась: «Ну первый раз вижу человека, который ненавидит своих ПОТОМКОВ!» (Смеёмся.) – «Потомков!» - «Да!» - «Это она по отношению к внукам так себя вела?» - «Да…. Да-да-да…») Да… Ну, сейчас что угодно может быть: когда веры нет в людях, всё рассыпается на составные части. Просто в порошок жизнь рассыпается без веры. Потому что непонятно вообще, все установленные вещи, от века, - они становятся непонятны. «А зачем это? А какой в этом смысл? А почему я это должен делать?» Если веры нет, как у Фёдора Михайловича Достоевского написано, «то какой же я капитан?» «Если Бога нет, какой же я капитан?» Там один говорит… Всё сразу теряет смысл. Поэтому вопросы веры – они должны стоять на первостепенном месте. Даже Чехов, Антон Павлович, говорил, что если веры нет, то ее надо искать. Нельзя соглашаться на жизнь без веры. (Алеся: «Соня! Это откуда папа знает?» - Соня: «Это из «Чайки»… - Алеся: «Ты мой хороший… Я вот забыла эти слова». - Молодец! Не читал, но знаю. Соня. Я не читал, но знаю.) Но путь к вере… Её нельзя, оказывается, передать по наследству. Нет, конечно, если вы будете очень сильно нас почитать, то вместе с почитанием нас какая-то вера будет. Раз мама с папой верили, то и вы должны. Но ваша личная вера не придет просто. Это тяжёлый болезненный процесс – обретения веры. И обязательно нужно пройти и через отчаяние. И настоящая вера – она всегда подпитывается даже этим отчаянием – отчаянием во всём земном. Во всём видимом, очевидном… (Алеся: «Ещё немножко, и мы отчаемся. Если ты будешь каждый вечер нас к этому подводить, то мы отчаемся».) Вот вера – это опора на невидимое. Когда душа убеждается, что невидимое реальнее видимого. Вечное реальнее временного. Это очень всё не просто. Не просто. Потому что когда человек рождается на этой земле, он очень быстро забывает свой опыт вечности… Мы все пришли оттуда, но мы не помним этого. И перед ним предстает вот эта временная жизнь, эфемерная. Где много очень зла, страдания и кажущаяся бессмыслица. Человек постепенно это понимает и – отчаивается.  Отчаивается. Он не понимает смысл: «Какой смысл в этом во всём?»  Вот чтобы обрести смысл, нужно обрести веру. Без веры не будет смысла. И вера нужна не только церковная. Церковная-то – конечно, обязательно! Но должна быть ещё своя, личная вера. Вера выстраданная, всеми фибрами души – вера в Бога и вера в бессмертие души. Слышишь, Соня?.. Это должна быть твоя вера. Твоя – выстраданная, сердечная. А вера церковная, православная – мы с любовью её принимаем, исповедуем, изучаем, впитываем, погружаемся в неё, ищем через неё спасение – это само собой. Но её мало, как оказывается. Как оказывается, вот этой общепринятой веры – её мало. Должна быть твоя личная ещё. Не противоречащая православной. Как бы даже её подпитывающая. Потому что если есть Бог и есть бессмертие души, значит, и неслучайна эта вера, которую нам Господь дает на этой земле. Ведь это же не может подвиснуть в безвоздушном пространстве – твоё собственное бессмертие и Бог, который создал весь этот мир. А это значит как-то проявляется в нашей жизни, а проявляется вот как. Это всё не обман – Церковь, Православие. Это правда.
А если начинаются вопросы: «А почему столько вер? Откуда столько разделений, вероисповеданий, религий?..» Есть такие люди, которым это очень важно. На это тоже есть ответ. Это условие нашего земного существования. На самом деле, вера одна, как говорили мудрые люди. И чужих вер даже не бывает!.. Вера всегда только одна. А на земле всё вот так распадается. Нужно уметь найти, и увидеть, и ощутить присутствие Православия в жизни каждого народа, в жизни каждой группы людей. В жизни даже каждого человека. Будь это какой-нибудь индус, негр или вот русский православный христианин. Православие как воздух, оно везде есть. Но мы верим. Что наибольшая его концентрация – вот, в Православии. (Алеся: «И поэтому ты нам почитаешь Евангелие») Да, и поэтому я вам почитаю… Извините, простите… (Алеся: «Ничего…») Что я говорю много от себя… Потому что я должен. Одного Евангелия тоже, получается, мало. Без комментариев… (Дальше читаю Евангелие от Иоанна, об исцелении слепорожденного.)
Вот я вам сегодня говорил, дети, что сегодня исполняется 45 лет мученику Евгению Родионову. Который прожил всего 19 лет, и в день своего рождения был убит. Причем, зверским образом: ему вживую голову отрезали пилой. Мальчику, который не захотел крест снять с себя. Обычный нательный крестик. И в этом, в образе смерти – трудно даже вообразить себе, что такая жестокость встречается – но бывает. И вы, пожалуйста, не благодушествуйте в этой жизни. Есть очень страшное зло, жестокое, циничное, беспощадное. Оно действительно есть. Потому что есть больные люди. Одержимые злом. И потому надо ещё смиряться и тихо вести себя в этой жизни, чтобы не сделаться заметным вот этому настоящему злу. Которое не знает никаких границ и пределов. Вот так же убили Царя-Мученика, ему так же вживую отрезали голову. Это было открыто в видении людям духовным. Это было сделано в глубокой тайне, чтобы никто не узнал, но Бог открыл, как это случилось. А в древности так был убит, насколько я помню, ветхозаветный вот этот евангелист, пророк, один из самых великих, Исайя. Это такое место в Ветхом Завете, где практически многие места евангельские изложены. Проречены заранее Исайей. Вот такая есть жестокость на этой земле, жуткая. И вот интересно, что отец Леонтий на этой неделе собирается ехать отмечать 45-летие своего друга, отца Александра. То есть, какое-то подтверждение. Вместо того, чтобы встречать этот праздник, который знаменует собой сохранение общения благодатного с людьми, важными для тебя, вместо того, чтобы встречать его с прихожанами, он едет к этому другу. Ну, как бы вот так, символически можно понять, постольку поскольку Евгению Родионову 45 лет – значит, он встречается со святым. Он хочет остаться со Святыми. Ну, наверное, это правильный выбор. Если так понимать.
Видите, говорил отец Димитрий Смирнов, что в каждом приходе есть несколько настоящих христиан. Которым очень тяжело. Вести на себе остальное стадо… Ну вот, там, конечно, очень трудовая жизнь у отца Леонтия, Фотинии Леонидовны, Фотинии Михайловны… (Алеся: «Там сегодня была прихожанка, из Молдавии, Маруся… И отец Леонтий ей спел на молдавском! «Многая лета». Представляешь? И хор подхватил. Не знаю, откуда он, специально выучил или знает…» - «Так может, знает…» - «А, он ей сказал: «Христос Воскресе!» на молдавском, она ему ответила по-молдавски «воистину воскресе», а потом он говорит: «Вот, расскажете в Молдавии, как мы её любим в России». – «Любим Молдавию».) (Дальше читаю послание к Коринфянам апостола Павла.)
Верующие не должны идти в мирские суды. Все свои разногласия они должны решать внутри Церкви.
(«Почто не паче обидими есте? Почто не паче лишени бываете?») В христианском отношении более выгодно оставаться обиженным. Чем допытываться справедливости. Как Батюшка говорил: «Бог всегда на стороне обиженного». И Бог знает, кто обижен. И лучше потерпеть обиду, чем самому обижать. Лучше потерпеть клевету и предательство, чем самому клеветать и предавать. Лучше потерпеть зло, чем самому причинять зло. Это трудно, конечно, так жить. Но только такая жизнь как раз и имеет смысл.
(«Хищницы… царствия Божия не наследят».) Видите, какой смысл в том, чтобы терпеть зло. Что если ты начинаешь нести зло, ты лишаешься Царства Божия. Это уже сейчас ощущается внутри твоей души. Оттуда уходит радость, уходит свет, уходит утешение. Вот что бывает с людьми, которые пользуются злыми методами для достижения своих практических земных целей. Они вредят своей душе.
(«Тело же не блужению, а Господеви, и Господь - телу».) Оказывается, наше тело – оно тоже предназначено для Бога. И когда человек блудит, это тяжкий грех против Бога тоже. Потому что тело наше – оно должно Богу быть предназначено. А лекарство против блуда – это не девство в первую очередь и даже не воздержание, хотя пока нет мужа, жены, безальтернативно нужно воздерживаться. Но лекарство, пристань от этого страшного бедствия, блуда, - это брак. Который приводит к очень большому целомудрию. Именно брак. «Брак честен, ложе нескверно» - говорит Апостол. Это сама чистота – отношения мужа и жены. Которые ничем не помешают спасению и духовной жизни. Тем более, если дети будут рождаться, один за другим. Да, блуд – это тяжкое бедствие, упаси Господь вас от этого.

http://proza.ru/2025/09/10/1937