Конспектирование мультимодальной информации

Александр Богранд
Конспектирование мультимодальной информации

==== Предисловие автора ====

Я знакомлю читателя с одним из новых инструментов ИИ, а именно приложением Notebooklm от Google. Его легко найти и использовать в списке его приложений.

Если у вас нет или мало времени на просмотр, прослушивание, прочитывание материалов, но они очень важны для вас, то этот и подобные инструменты ИИ позволяют в концентрированном и структурированном виде дать вам основные идеи, положения из предложенного вами ИИ мультимодального материала.

… Выдержка из описания приложения:
NotebookLM — это ИИ-помощник от Google для исследований и работы с информацией, который анализирует предоставленные вами источники (PDF, веб-страницы, аудио, видео и другие документы) и позволяет задавать вопросы, получать резюме, создавать ментальные карты и генерировать другие тексты на их основе.
Он отличается тем, что генерирует ответы исключительно (!) на базе загруженных данных, а не на основе общих знаний из интернета, что помогает получать более точные и глубокие результаты по вашим темам

Что может NotebookLM:
Анализировать и обобщать: Он может анализировать большие объемы текста и превращать их в резюме, сводки, ключевые факты и FAQ, а также преобразовывать информацию в аудиопересказы.

Взаимодействовать с источниками: Вы можете задавать вопросы по загруженным материалам и получать ответы, которые включают ссылки на конкретные фрагменты исходного текста.

Генерировать контент: На основе ваших источников можно создавать различные тексты, такие как учебные пособия, руководства и даже ментальные карты для визуализации структуры информации.

Обрабатывать различные форматы: Сервис может работать с документами Google Docs, PDF, ссылками на веб-страницы, видео с YouTube, а также аудиофайлами.

Находить скрытые связи: Инструмент способен выявлять закономерности и связи между разными источниками, которые вы могли упустить при самостоятельном изучении.

Основное отличие от обычных чат-ботов:
NotebookLM работает в «закрытой системе», опираясь только на ту информацию, которую вы ему предоставили.
Это позволяет получить более точные, контекстно-зависимые ответы и значительно снижает вероятность «галлюцинаций» (вымышленных фактов), так как сервис не смешивает ваши материалы с общедоступными знаниями из интернета.

Для примера был сделан конспект от Google Notebooklm на основе видеоматериала, который вы можете найти в интернете, выступления президента России Путина В.В.  на пленарном заседании конференции Сбера - AI Journey , ноябрь 2025.

Как обычно, скриншоты текстов полученные от специализированного ИИ Notebooklm сохранены и с ними можно свериться в случае ошибок. Автор данной статьи ничего не менял в его результатах, за исключением форматирования.

Вопросы по тексту выступления задавались как самим ИИ , так и  автором данной статьи.

===== Конспект выступления =====

Российский суверенитет в области искусственного интеллекта.

Данный текст представляет собой выдержки из стенограммы выступления президента России Владимира Путина на конференции, посвящённой искусственному интеллекту, организованной Сбером. Путин подчёркивает стратегическое значение генеративного ИИ и языковых моделей для обеспечения технологического и ценностного суверенитета России, указывая на необходимость создания комплекса собственных отечественных технологий и контролируемой российскими специалистами инфраструктуры, включая центры обработки данных и вычислительные мощности. Он призывает к фронтальному внедрению ИИ во все ключевые отрасли экономики и государственного управления, ставя цель увеличить вклад ИИ в ВВП страны к 2030 году.

Для этого он предлагает создать специальный штаб с административным ресурсом для руководства отраслью, а также ускорить устранение правовых барьеров и развивать международное сотрудничество, особенно в рамках БРИКС и ЕАЭС.
В завершение отмечается важность развития энергетической инфраструктуры, включая использование атомных электростанций, для обеспечения растущих потребностей дата-центров.

В.
Каковы ключевые стратегические направления обеспечения российского технологического и ценностного суверенитета в сфере ИИ?

О.
Ключевые стратегические направления обеспечения российского технологического и ценностного суверенитета в сфере искусственного интеллекта (ИИ) сосредоточены на создании собственных передовых технологий, развитии независимой инфраструктуры, обеспечении широкого внедрения и формировании эффективной организационной структуры.

Для России недопустима критическая зависимость от чужих систем, поскольку технологии генеративного ИИ способны влиять на ценности, мировоззрение людей и формировать смысловое пространство целых государств. Это вопрос государственного, технологического и ценностного суверенитета.

 I. Технологический суверенитет: Создание собственных продуктов и компетенций

1.  Развитие отечественных технологий и продуктов: Россия должна обладать целым комплексом собственных технологий и продуктов в области генеративного ИИ.
2.  Собственные языковые модели: Прежде всего, это собственные языковые модели, включая как фундаментальные, так и малые модели для конкретных отраслей.
3.  Полный контроль на всех этапах: Весь спектр таких моделей должен проходить обучение и полностью контролироваться российскими специалистами на всех этапах, включая проверку конечного продукта.
4.  Укрепление инженерной школы: Работа над этими сложными системами должна стать стимулом для укрепления отечественной инженерной школы. Необходимо обладать уникальными компетенциями по полному циклу формирования фундаментальных языковых моделей — от их создания и обучения до адаптации под задачи различных индустрий.
5.  Опора на собственные разработки в чувствительных сферах: В таких сферах деятельности, как государственное управление, работа специальных служб и силовых ведомств, необходимо опираться исключительно на собственные базовые разработки.

 II. Инфраструктурный суверенитет: Обеспечение независимости и энергии

1.  Инфраструктура для национальных продуктов: Второе базовое направление — это вся инфраструктура, необходимая для развития и внедрения национальных продуктов.
2.  Компоненты и мощности: Сюда входят электронная компонентная база, центры обработки данных (ЦОДы) и вычислительные мощности, обеспеченные стабильным энергоснабжением.
3.  Суверенитет данных: Необходимо гарантировать стабильность и независимость национальной цифровой инфраструктуры, что позволит обеспечить суверенитет данных — информация пользователей должна оставаться в контуре России.
4.  Программа развития ЦОДов: Предлагается совместно с бизнесом реализовать программу развития ЦОДов для задач ИИ, обеспечив к ним удобный доступ для стартапов, научных организаций и технологических компаний. Это также должно стать драйвером для развития отечественной электронной индустрии и производства компонентной базы.
5.  Энергетическое обеспечение:
    *   Критически важной фундаментальной задачей является обеспечение постоянного, равномерного и надёжного снабжения дата-центров значительным объёмом энергии.
    *   Планы размещения ЦОДов должны быть чётко увязаны с дальнейшим развитием всей национальной энергетической инфраструктуры, включая передовую угольную генерацию, а также атомную и другие чистые источники энергии.
    *   Планируется переход на серийное производство малых и наземных атомных электростанций для энергоснабжения ЦОДов, что позволит обеспечить необходимую мощность и близость к потребителям результатов работы, так как счёт идет на секунды и доли секунд.

 III. Внедрение и Регулирование: Формирование рынка

1.  Фронтальное внедрение: Важно не только обладать собственными технологиями, но и обеспечить их широкое практическое использование — добиться фронтального внедрения в промышленности, на транспорте, в здравоохранении, государственном управлении и других секторах.
2.  Национальный план внедрения: Правительству и главам регионов поручено сформировать национальный план внедрения генеративного ИИ на уровне всей страны, а также в разрезе отраслей и субъектов.
3.  Формирование спроса и рынка: Реализация этого плана станет важнейшим инструментом формирования спроса на национальные фундаментальные модели, по сути, создавая целый рынок применения систем генеративного ИИ.
4.  Цели внедрения: Продукты на основе ИИ (включая интеллектуальных помощников и агентов) должны применяться во всех ключевых отраслях и в большинстве управленческих и производственных процессов уже к 2030 году.
5.  Формирование рыночных стандартов: Необходимо формировать рынок для применения достижений ИИ, вводя определенные стандарты в различных видах деятельности, чтобы пользователи платили за достижения, создавая тем самым финансовую базу для последующего развития.
6.  Устранение барьеров: Следует быстрее устранять административные и правовые барьеры, мешающие созданию и внедрению суверенных отечественных технологий. При этом не нужно идти по пути детальной регламентации, которая может затормозить разработку новых продуктов и идей.
7.  Мягкое право: Необходимо шире использовать так называемое мягкое право, в первую очередь, Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта.

 IV. Организационное обеспечение и Международное сотрудничество

1.  Создание штаба руководства: Для уверенного и наступательного хода работы по всем направлениям (отраслям, регионам, министерствам) нужен реальный штаб руководства всей этой деятельностью, обладающий административным ресурсом для постановки задач, достижения исполнения и контроля результатов.
2.  Оценка результатов: Темпы внедрения технологий ИИ в регионах должны стать важнейшим показателем ежегодного рейтинга цифровой трансформации (по новой методике, начиная с 2026 года).
3.  Международное взаимодействие: Будет выстраиваться совместный контур в сфере ИИ с партнёрами в рамках двусторонних соглашений и интеграционных объединений (ЕАЭС, БРИКС, ШОС).
4.  Гармонизация законодательства: Предлагается вплотную подойти к гармонизации законодательства стран-партнёров в части внедрения ИИ и совместно реализовывать исследовательские проекты.
Эти стратегические направления призваны обеспечить, чтобы российское развитие в области ИИ соответствовало скорости и грандиозному масштабу перемен.

В.
Какова цель ИИ в ВВП?
О.
Цель применения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в контексте Валового внутреннего продукта (ВВП) России определена в Национальной стратегии развития ИИ.

Ключевая цель:

•   Совокупный вклад технологий ИИ в ВВП страны к 2030 году должен превысить 11 триллионов рублей.

Для достижения этой цели Правительству и главам регионов поручено сформировать национальный план внедрения генеративного ИИ на уровне всей страны, а также в разрезе отраслей и субъектов. Реализация этого плана станет важнейшим инструментом формирования спроса на национальные фундаментальные модели, по сути, создавая целый рынок применения систем генеративного ИИ.

Продукты на основе ИИ (включая интеллектуальных помощников и агентов) должны применяться во всех ключевых отраслях и в большинстве управленческих и производственных процессов уже к 2030 году.

В.
Кто организовал конференцию?

О.
Конференция, упомянутая в источниках, была организована:
•    упомянутая в источниках, была организована:  Сбер (в лице председателя правления Сбера Германа Оскаровича Грефа).
• Конференция «Путешествие в мир искусственного интеллекта» была собрана и организована в штаб-квартире Сбера.
• Российский альянс в сфере искусственного интеллекта.

Конференция «Путешествие в мир искусственного интеллекта» является юбилейной — десятой.

В.
Сколько атомных блоков построят?

О.
Согласно представленным источникам, в перспективных планах России, прежде всего на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, планируется построить 38 атомных энергоблоков.

Суммарная мощность этих 38 блоков будет практически равна мощности всей действующей сейчас атомной генерации.

Ожидается, что этот растущий потенциал отечественной атомной энергетики позволит последовательно расширять вычислительные мощности для искусственного интеллекта (ИИ).

Кроме того, в рамках развития инфраструктуры для ИИ планируется перейти на серийное производство малых и наземных атомных электростанций для энергоснабжения центров обработки данных (ЦОДов), которые нуждаются в постоянном, равномерном и надёжном снабжении значительным объёмом энергии.

В.
Как Россия планирует регулировать, финансировать, и стимулировать внутренний рынок технологий ИИ?

О.
Россия планирует регулировать, финансировать и стимулировать внутренний рынок технологий искусственного интеллекта (ИИ) через сочетание государственного планирования, формирования спроса, создания финансовой базы и внедрения «мягкого» правового регулирования.

 1. Стимулирование внутреннего рынка и формирование спроса

Основной механизм стимулирования рынка — это создание массового спроса на отечественные ИИ-продукты и установление амбициозных экономических целей:

*   Экономическая цель (ВВП): В Национальной стратегии развития ИИ поставлена цель, что совокупный вклад технологий ИИ в ВВП страны к 2030 году должен превысить 11 триллионов рублей.
*   Национальный план внедрения: Правительству и главам регионов поручено сформировать национальный план внедрения генеративного ИИ на уровне всей страны, а также в разрезе отраслей и субъектов.
*   Формирование спроса: Реализация этого плана станет важнейшим инструментом формирования спроса на национальные фундаментальные модели, по сути, создавая целый рынок применения систем генеративного ИИ.
*   Широкое внедрение: Продукты на основе ИИ (включая интеллектуальных помощников и агентов) должны применяться во всех ключевых отраслях и в большинстве управленческих и производственных процессов уже к 2030 году.
*   Региональное стимулирование: Темпы внедрения технологий ИИ в регионах должны стать важнейшим показателем ежегодного рейтинга цифровой трансформации (по новой методике, начиная с 2026 года).
*   Внедрение стандартов: Необходимо формировать рынок для применения достижений ИИ, вводя определенные стандарты в различных видах деятельности.
*   Масштабирование успешного опыта: Опыт одного субъекта федерации в применении ИИ должен становиться фундаментом для изменений по всей стране (например, присоединение 2 000 медицинских организаций из 70+ регионов к московской цифровой платформе).

 2. Финансирование и инвестиции

Финансовая база для развития ИИ планируется формироваться за счёт рыночных механизмов, а также целевого инвестирования в инфраструктуру:

*   Обеспечение финансовой базы: Необходимо, чтобы те, кто пользуется достижениями искусственного интеллекта, платили за это. Это должно создать финансовую базу для последующего развития и придать процессу собственный импульс развития.
*   Инвестиции в инфраструктуру: Магистральное направление инвестиций — это наращивание высоко вычислительных мощностей и формирование дополнительных гигаватт энергии, имеющей решающее значение для надёжной работы растущей цифровой инфраструктуры.
*   Программа развития ЦОДов (совместно с бизнесом): Предлагается реализовать программу развития центров обработки данных (ЦОДов) для задач ИИ совместно с бизнесом. Эта программа должна обеспечить удобный доступ к ЦОДам для стартапов, научных организаций и технологических компаний.
*   Драйвер для отечественной индустрии: Формирование дата-центров призвано стать драйвером для отечественной электронной индустрии, развертывания производства компонентной базы, программных и инженерных систем для ЦОДов.

 3. Регулирование и устранение барьеров

Подход к регулированию направлен на избегание излишней бюрократии и использование гибких правовых инструментов:

*   Устранение барьеров: Необходимо быстрее убирать административные и правовые барьеры, мешающие как созданию, так и внедрению суверенных отечественных технологий.
*   Избегание детальной регламентации: Россия не должна идти по пути детальной регламентации, которая в ряде стран затормозила разработку новых продуктов и идей.
*   Экспериментальные правовые режимы (ЭПР): При необходимости следует тестировать инициативы в рамках экспериментальных правовых режимов. Эти режимы действуют в Москве, на Сахалине, а вскоре будут распространены на треть территории России (весь Дальний Восток).
*   Использование «мягкого права»: Необходимо шире использовать так называемое мягкое право, имея в виду прежде всего Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта.
*   Диалог с бизнесом: Все инициативы должны обсуждаться предметно и по существу в прямом диалоге с технологическим бизнесом.
*   Гармонизация законодательства: В рамках международного сотрудничества планируется вплотную подойти к гармонизации законодательства стран-партнёров (ЕАЭС, БРИКС, ШОС) в части внедрения ИИ.

В.
Планируется ли в России кооперация , сотрудничество со странами Запада, например с двадцатой в плане развития ИИ?

О.
Согласно представленным источникам, Россия планирует активно выстраивать международное сотрудничество и совместный контур в сфере искусственного интеллекта.

Однако в источниках не упоминаются конкретные страны Запада или «Группа двадцати» (G20) как стороны, с которыми планируется кооперация в сфере ИИ.

Сотрудничество планируется развивать со следующими партнёрами и в следующих форматах:

1.  Интеграционные объединения:
    *   Еврозес (Евразийский экономический союз).
    *   БРИКС.
    *   ШОС (Шанхайская организация сотрудничества).
    *   Другие форматы.
2.  Двусторонние соглашения: Работа будет вестись также на основе двусторонних соглашений.

Цели международного сотрудничества:

*   Совместная реализация исследовательских проектов в сфере ИИ.
*   Вплотную подойти к гармонизации законодательства стран-партнёров в части внедрения ИИ.
*   Использовать успешные практики, собранные на платформе БРИКС.
*   Использовать результаты прогноза, разработанного по инициативе Международного альянса в сфере искусственного интеллекта, в практической плоскости для обновления и донастройки планов развития отраслей экономики и социальной сферы.

Хотя источники указывают на общее международное взаимодействие и сотрудничество в рамках «других форматов», конкретные планы кооперации с западными странами или G20 в предоставленных материалах не обозначены.

=== Конец обзора ===