Глава 5. Слёзки капали

Эль Ка 3
 гл. 5 Слёзки капали.

начало здесь http://www.proza.ru/2017/05/08/1131

Ей давно не спалось в дому деревянном.
Подходила старуха, как тень, к фортепьянам,
Напевала романс о мгновенье чудном
Голоском еле слышным, дыханьем трудным.
Да и, господи боже, когда это было!
Да и вправду ли было, старуха забыла...*

Нет конечно не забыла.
В октябре после колхоза мы уже не совсем чужими появились на лекциях и в мастерских.
В Мухе курили все. Практически все. Плотные сизые слои сигаретного дыма двигались, перемешивались с более тонкими, почти прозрачными осязаемыми туманными облаками, плавали во всем огромном пространстве распашной парадной лестницы и галереи вокруг неё. Хотя форточки в двух широких венецианских окнах были открыты почти всегда. Курили студенты, курили преподаватели. И конечно "а поговорить" случалось именно на "корме", на длинных, старинных, с вырезанной аббревиатурой МПС, деревянных скамейках периметра галереи.
Одну из четырёх, на углу периметра и ректорского коридора, рядом с бюстом Гоголя, почти приватизировала наша группа.

В первом семестре на сдвоенных парах рисунка или живописи все были сильно сосредоточены. Это уже во втором семестре расслабились и могли и с натурщиками беседовать, иногда перекидываться лёгким стёбом между собой. Но на переменках затевались на корме нешуточные диспуты, нам же всё было интересно. Как-то выяснив, что Витя Оришич любит Битлов и Роллингов, я похвасталась тогда, что дома есть молодёжный французский журнал "Nos garcons et nos filles" и там цветное фото Роллинг Стонс и ч/б Мика Джаггера.

Он попросил принести. Принесла. И тут Витя стал меня умолять вырезать из журнала страницу с фото Мика и отдать ему!!!!
А я - "Ни за что!"
Как это вырезать из журнала фото милого губастика Мика... Не только спокойно смотрящего, но и поющего с таким ротиком корытиком (корытищем)...
В конце 60-х записи песен ещё можно было достать, а вот фото... Фото были главной драгоценностью.
В благодарность Витя обещал принести какой-то постер. И принёс на следующий день. На лист ватмана цветной... у-у-ужас.

Тогда все девочки (так Витя сказал) были влюблены в Рафаэлло (Рафаила? Рафаэля?) Певца со слащавой внешностью с мерзкими глазками пуговками и НИКАКИМ голосом. Я и сейчас не понимаю, что могло всем так нравиться? Специально нашла фильм и послушала. Голос совершенно обыкновенный, как по мне, так наши пели лучше, взять того же Захарова, Ободзинского, Асадуллина. Да я бы Вите отдала очаровательного Мика и без обмена, но тут полились слёзы - потому что я была оскорблена в лучших своих чувствах. На фига мне слащавый не пойми что, с черными глазками словно проткнутыми шилом дырками в постере, мяукающий, как кот, когда я слушала рок? Иначе откуда бы я знала о существовании Лед Зеппелин, Скорпионс и Роллингов?



 А тот журнал "Наши мальчики и наши девочки" был куплен в 1966 году. На углу Невского и ул. Бродского, рядом с интуристовской гостиницей "Европейская" стоял такой киоск, где я еженедельно  покупала "Юманите Диманш" (L'Humanite Dimanche), где и увидела этот "Nos garcons et nos filles" и тут же купила. Читала я и переводила с французского неплохо. У меня ж нагрузки :
 
спорт кружок,
кружок по фото,
а мне ещё и петь охота,
у меня ещё нагрузки
по-французски и по-русски.
И за кружок по рисованью
тоже все голосовали

Как-то так... Молодость!
25 часов в сутках.
Не знаю, был ещё где-то в Ленинграде такой киоск СОЮЗПЕЧАТИ с иностранными СМИ.
Сильно сомневаюсь.

Господи, вот были ж времена доисторические,
когда "Новости" только по двум программам ТВ и в бумажном виде в газетах одной партии. 

Не то что нынешнее племя... Ой, ВРЕМЯ!
Пальцем ткнул в экранчик - и новости со всего света!
Не можешь перевести с иностранного( любого), пальчиком опять тык на кнопку и вуаля!
Читай или слушай.
 
А тот киоск был замечательный. Кроме воскресного выпуска французской компартии там можно было купить польский журнал "Kobieta i zycie"( "Женщина и жизнь" с модой, стрижками и т.п.) и один из самых любимых мною журналов стран социализма большой журнал "Польша". Во-первых там печатали очень интересную графику, плакаты, художественный текстиль, т.е. то, что меня интересовало в первую очередь по искусству. А так же много литературы, которой не было в "Иностранке"**. Короткие рассказы, отрывки из прозы, стихи не только польских поэтов. Там я впервые столкнулась с большой выборкой афоризмов из "Непричесанных мыслей" Ст. Ежи Леца.

И в один из понедельников я там и купила небольшой, толстенький малоформатный журнальчик на французском языке "Наши мальчики и наши девочки".
И пока я шла до Караванной, йолки, мне сейчас пришлось заглядывать в интернет, чтобы узнать как улица называлась в советское время - ул. Толмачева... Эх! Забыла! 
Да и ладно. Теперь этот вопрос решается молниеносно благодаря этому самому интернету. Так вот мне в этом журнале попалась статья о новой английской музыкальной группе. И пока я шла, а этот теплый сентябрьский день был необыкновенно хорош для прогулки, чтобы дойти до квартиры-явки с друзьями, статью я перевела. С названием группы на английским пришлось помучиться. Но тут уж помогли товарищи. Так мы открыли Мики и Роллингов. После Битлз группа Роллинг стоунз зашла. Хорошо так зашла.
 
 И я после Пола Маккартни полюбила сначала Мика, а вот Роберт Плант, Клаус Майне, Джоуи Темпест случились чуть позже. Удивительно, что голос Майне сейчас звучит так же высоко и звонко, как и в юности, а вот у Роберта просел. Ну что ж, после 80 это вполне нормально.


Что касается Джаггера. То пожалуй, такой пластики я за свой век не встретила больше. Этот живчик на сцене творил чудеса. Правда увидеть мы смогли гораздо позже, чем нам всем так хотелось. Как-то прочитала признание Джаггера, что он "содрал  у Джеймса Брауна все, что мог". Но дело в том, что он ведь не ограничивался копированием одного артиста. Мик собирал свою хореографию из всего, что видел и в движениях у животных. И на сцене он превращался в скользкого змея-искусителя, смущающего и возбуждающего аудиторию.


Этой весной смотрела вручение премии на Оскаре-25. Мику предстояло вручить в номинации "Лучшая оригинальная песня к фильму". Как он шутил и двигался по сцене! И если бы не грубые глубокие морщины рассекавшие лицо, то ни за что бы не поверила, что Джаггеру 82. А ведь когда-то Мика постоянно упоминали в числе «рок-звёзд шестидесятых, которым не суждено дожить до семидесятых». Где все те критики? Прошло 60 с лишним лет. А он на своих концертах всё также сексуален и харизматичен и девочки от него в восторге.
Вообще по сравнению с Битлами, которые на фоне этих рок-групп выглядели просто пай мальчиками, стоящими в рядочек в офисных костюмах и лишь потряхивающими своими каре в такт музыке, эти сумасшедшие парнишки творили на сцене цунами.

Конечно, увидев постер, слёзки у меня закапали...
Во-первых с Витей мы симпатизировали друг другу.
Во-вторых мне был противен Рафаэл. Ну как, как после такого харизматичного Мика может понравится это круглолицее нечто, сладко приторное и как бы не совсем испанское. Во всяком случае это не рок, но и не пасодобль, или что-то народное, типа канте-хондо. Ох, конечно тут же мои тараканы прибежали - это не Гарсия Лорка! А для меня тогда только такой был маркер на свой-не свой.

Вот Витя стал своим. Потом, уже летом после третьего курса, вывалившись из кафе на Крещатике, изрядно нагрузившись "Игристым", будем горланить "Жёлтую подводную лодку" Битлов и "Хочу я все вокруг окрасить в чёрный цвет" Роллингов, а Витя будет строить планы на будущее - Сань, Любань - первого ребёнка я приеду крестить. Запишите меня в крёстные!

Да. Джаггер, такой весь губастенький, а как рот откроет...У-ух!
Мне он казался хорошеньким, очень хорошеньким. Впрочем субъективный взгляд мой, особенно на мужчин.
Ах, какие мы были наивные или неиспорченные. Ну что плакать то, что тебя причислили к сонму тех, кому это безобразие нравилось?  Мы тоже постигали друг друга.


А вот в тему о наивности, взрослости и вкусах.
Я уж не знаю почему мы с Дедковской невзлюбили самого молодого стюдиента на нашем курсе - сразупослешкольника Сашку Пустошкина.
Слишком гонористый был? Да. Ну как же!(подумаешь) ученик Тамары Юфы. Осенью того года как раз выставка её работ прошла в Русском музее. А у меня к тому времени уже много книжек было в библиотеке с её иллюстрациями. Потрясающий художник конечно!
 Так вот, зимой первого курса вышли два фильма "Королева Шантеклера" и "Еусения"(или Есения). Мексиканские слёзы-сопли с песнями и танцами так нам не понравились, что мы после просмотра этой "Есении" решили отправить Пустошкина мучиться, как промучались мы полтора часа, эти ж цыганские страсти надо было досмотреть, чтобы вскипеть так, как это случилось с нами.
Купив два билета на вечерний сеанс и расхвалив фильм Есения, подарили их этому заносчивому мальчишке. Удивительно, что на следующий день он нам сказал "спасибо".
Наказали или нет. Кто ж теперь скажет. Был ли на самом деле благодарен.
Да.
И чьи слёзки капали. И ка-па-ли ли.
Однако, какие помню детали...

 Продолжение http://proza.ru/2017/05/15/57




* Павел Антокольский. Баллада о чудном мгновении.
** Журнал "Иностранная литература"