ВСПОМНИМ! БОТАНИКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В 1941-1945 ГОДАХ
ФОТО. Портрет студентки 2-го курса биологического факультета КГУ Раиса Иванова. Съёмка: 1942 г., Казань. Фонд Музея истории Казанского университета в Дирекции музеев К(П)ФУ
ФОТО-СЕРИЯ. "Весенняя ботаническая экскурсия под руководством профессора Владимира Исааковича Баранова". Съёмка: май 1942 г., Окрестности Казани. Фонд Зоологического музея и гербария им. Э. А. Эверсмана в Дирекции музеев К(П)ФУ: 1. Фото слева. Студенческая группа ботаников 2-курса. (в этой группе проходила обучение Раиса Гавриловна Иванова (крайняя справа), Наталья Михайловна Куликова (девушка на берёзе слева похожа на неё) и др.; 2. Фото справа сверху. Профессор В. И. Баранов справа сидит, профессор М. В. Марков 2-й слева, студентка Р. Иванова 6-я слева; 3. Фото справа снизу. Профессор В. И. Баранов 1-й слева, профессор М. В. Марков 5-й справа. Студенка Р. Иванова 10-я слева.
АННОТАЦИЯ: Летопись за 1941-1945 гг. позволяет проникнуть в особенности жизни и деятельности студентов и профессоров – ботаников из Казанского государственного университета имени В.И. Ульянова-Ленина. Впечатления участников событий, делают рассказ проникновенным. Добавленные исторические справки связывают разные поколения одной историей. Как мало мы знаем об учёных и как много они смогли нам оставить такого, что само собой разумеется для нас, современных людей. Я вспоминаю моих предшественников, ведь я сотрудник кафедры ботаники и физиологии растений Казанского (Приволжского) федерального университета и я передаю истории их жизни тебе, дорогой читатель.
По крупицам собирая из достоверных источников истории, связанные с ботаникой в Казанском университете, я нашла фотокарточки из 1942 года со знакомыми мне людьми. Я не могла с большинством из них пересечься во времени, но с одной – студенткой того периода Раисой Гавриловной Ивановой я лично знакома, и не раз с нею общалась по разным поводам в 90-х годах и в начале XXI века. Она, ветеран труда, приходила на кафедру ботаники по главным праздникам и рассказывала свои необыкновенные истории. Фотокарточки сохраняются в фондах Музея истории Казанского университета и ботанического отдела Зоологического музея им. Э. А. Эверсмана в Дирекции музеев Казанского (Приволжского) федерального университета. А по факту всё это лежит в соседних по отношению к моему рабочему кабинету помещениях интерьера главного корпуса Казанского (Приволжского) федерального университета.
Глядя на девушку-студентку 2-го курса биологического факультета Казанского государственного университета КГУ имени В. И. Ульянова-Ленина Раису Иванову, запечатлённую на фотокарточке из 1942 года, и не подумаешь, сколько физических усилий она потратила на работы в суровых зимних условиях, связанные с созданием и оборудованием Сурского оборонительного рубежа и Казанского обвода на пути немецко-фашистских захватчиков. Тот зимний период 1941-1942 годов был так жесток морозами, метелями, буранами и вынужденными голодовками, что просто выжить было настоящим чудом! Что уж там рассуждать о ручном труде самоотверженных людей, цены которому нет?!
Вереница преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов Казанского университета во главе с директором (ректором) Кириллом Прокофьевичем Ситниковым, проректорами, деканами и заведующими кафедрами связанная верёвкой, как связка альпинистов, дважды в сутки в темноте, засыпаемая снегом вьюг и метелей, двигалась на самое важное дело того времени.
Люди эти – бойцы трудового фронта проходили путь длиной в 7 километров дважды в сутки: утром и вечером, невзирая на погоду, которая рьяно испытывала их терпение и не однажды отнимала человеческие жизни.
Им нужно было не только выжить в суровых погодных условиях, когда морозы опускались до "-40" градусов по Цельсию, а ветры были порой ураганными, но и внести лепту в общее дело…
Тысячи людей разного возраста, разного социального статуса, разных должностей и званий вгрызались в мёрзлый грунт, прокладывая сеть окопов, противотанковых рвов, обустраивая блиндажи и землянки, устанавливая противотанковые ежи. Работники умирали от холода и голода, но в феврале 1942 года рубеж был создан.
Здесь надо бы обратится к ИСТОРИЧЕСКОЙ СПРАВКЕ. Сурский оборонительный рубеж представлял собой комплекс укреплений, сооружённых по правобережью рек Сура, Уза, Няньга, Чардым на территории Марийской, Мордовской и Чувашской АССР, Горьковской, Пензенской, Саратовской и Ульяновской областей для обороны крупнейших городов Среднего Поволжья: Казань, Куйбышев, Ульяновск. Эта важнейшая миссия была возложена на 12-е Армейское Управление оборонительного строительства. Штаб был размещён в городе Чебоксары. Было 4 участка военно-полевого строительства (ВПС) с центрами в городах Алатырь, Шумерля, Ядрин и в селе Порецкое. На территории ЧАССР рубеж шёл вдоль реки Суры по линии: село Засурское (Засурье) Ядринского района – село Пандиково Красночетайского района - село Сурский Майдан Алатырского района – город Алатырь – граница с Ульяновской областью. Казанский обвод начинался от Звениговского Затона, пролегал мимо села Октябрьское, деревень Шоркистры и Арабоси Урмарского района, сёл Янтиково и Можарки Янтиковского района и выходил к границе с Татарской АССР. ИСТОЧНИК. Андреев О. В., Касимов Е. В., Козлов Ф. Н., Широкова М. А. Подвиг тружеников Чувашии: строительство Сурского и Казанского оборонительных рубежей. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2021, 156 с.
Это счастье, что враг был отброшен усилиями Красной армии от Москвы, и линия обороны не пригодилась по её прямому назначению. По возвращении студентов и сотрудников университета в Казань, они занимались уборкой снега с трамвайных путей, работали в госпитале, стирали, присланную с фронтов форму бойцов Красной армии, сдавали донорскую кровь, выполняли массу разнообразных общественных нагрузок. И всё это было по плечу Раисе Ивановой. Её воля закалялась как сталь на пути преодоления день за днём самых разнообразных испытаний, и физических, и интеллектуальных. Её сердце становилось всё более и более сердобольным. Её душа становилась всё более и более масштабной, её интеллект развивался стремительно.
Профессор Владимир Исаакович Баранов ежегодно проводил ботанические экскурсии в городской черте Казани и пригородах с того момента, как поступил в штат вуза в должности заведующего кафедрой ботаники в 1932 году.
В мае 1942 года помимо студентов и сотрудников кафедры в мероприятии принимали участие ботаники, эвакуированные из Ленинграда из Академии наук СССР. На групповых фотографиях много людей и среди них есть девушки Раиса Иванова и Наталья Куликова.
Снова мне хочется обратится к ИСТОРИЧЕСКОЙ СПРАВКЕ, составленной мной по ряду достоверных источников. Наталья Михайловна Куликова обучалась на биологическом факультете и специализировалась по специальности геоботаника в период 1940-1945 гг., Раиса Гавриловна Иванова – в период 1940-1946 гг. В 1944 году Наталья Куликова студентка 5-го курса была зачислена в штат КГУ на должность лаборант кафедры ботаники. В 1945 году кафедра разделилась на две, и она была зачислена в штат КГУ в той же должности на кафедру геоботаники. 1 августа 1945 года она окончила обучение. То же, но на год позже (1945 и 1946 гг.) повторилось и с Раисой Ивановой. Н. М. Куликова была очень способной студенткой Сталинской стипендиаткой. В 1945 году она была принята в аспирантуру КГУ. В 1948 году по окончании аспирантуры была зачислена в штат КГУ на должность ассистент по кафедре геоботаники. В 1951 году ей после защиты диссертационной работы на тему "Условия развития сорняков в разных полях севооборота" была присвоена учёная степень кандидат биологических наук по специальности ботаника и её должность изменилась – доцент. Её жизнь и деятельность до 1964 года была тесно связана с родной кафедрой. В КГУ помимо научной деятельности она занималась общественной работой в качестве учёного секретаря специализированного Совета по защитам диссертаций на биолого-почвенном факультете. В 1964 г. переехала в г. Севастополь. Зачислена в штат Института биологии южных морей ИнБЮМ Академии наук Украинской ССР на должность младший научный сотрудник. В последствие занимала должность старшего научного сотрудника. В институте, помимо научной деятельности, она занималась общественной работой в качестве учёного секретаря ИнБЮМ.
Раиса Гавриловна Иванова вспоминала, что в военный период учёба всё время перемежалась с работой: студенты разносили по домам повестки по мобилизации на фронт, состояли в противовоздушных отрядах, работали в колхозах, на заготовке и погрузке дров, выгружали из санитарных поездов тяжелораненых солдат, дежурили в госпиталях … Она, как и многие другие сдавала донорскую кровь, несмотря на то, что приходилось жить впроголодь. Студентам выдавали продовольственные карточки на месяц из расчёта: на день - хлеб 400 граммов; на месяц - крупы 600 граммов, жиры 200 граммов, сахар 200 граммов. ИСТОЧНИК. Цветы давно минувших дней // Зоологический музей и гербарий им. Э. А. Эверсмана. URL:https://dzen.ru/a/ZBQye2cMX06mrTYV.
Наталья Михайловна Куликова вспоминала, что она стирала заскорузлую пропитанную кровью форму, собирала посылки и писала письма на фронт, выступала с самодеятельностью в госпиталях. В период сооружения Сурского оборонительного рубежа и Казанского обвода плохо одетые, полуголодные студенты долбили ломами и кирками твёрдую, как камень землю (морозы доходили до -40, а иногда и до -50 градусов по Цельсию), по 6–8 человек жили в крестьянских избах, ежедневно до 6 километров ходили пешком по морозу рыть траншеи. Осенью 1943 года была объявлена мобилизация на торфоразработки и лесозаготовки. Молодые девушки, которым было по 19–20 лет, работали по 16–18 часов на мокрой земле, в лаптях, практически, держались на очень скудной пище из мучной болтушки и кислой капусты. ИСТОЧНИК. Гордость города. Жизнь, отданная науке и обществу. К юбилею Н. М. Куликовой, старейшего сотрудника ИнБЮМ // газета Слава Севастополя. 3 февраль. 2012.
Осенью 1942 года учебный процесс в университете налажен в полной мере. Профессор Михаил Васильевич Марков на базе КГУ организует научные мероприятия (совещания, конференции, лекции) с целью повысить уровень знания студентов, преподавателей и других сотрудников по ботаническим вопросам благодаря участию в них сотрудников Ботанического института АН СССР.
Разрабатывает стратегию и планы мероприятий биологического факультета КГУ, направленные на насущные проблемы общества в период социальной катастрофы. Организует экспедиции по обследованию растительности на предмет выявления местообитаний с максимальным обилием лекарственных и пищевых растений. Организует команды для сборов растительного сырья с целебными свойствами для использования в госпиталях, больницах. Сбора растений и грибов для пищевых целей. Сбора семян полезных растений и вегетативных органов полезных растений, которые способны к регенерации и формированию клонов для выращивания. Организует посадки овощей, зернобобовых и плодово-ягодных культур для обеспечения потребностей сотрудников и студентов факультета и других сотрудников КГУ на территории университетского городка, биостанциях и экспериментальных полях.
В 1943 году. На заседании Учёного совета при КГУ Серафима Александровна Маркова (супруга профессора с 1925 года и его соратница со студенческих лет и до конца жизни в 1978 году) представляет и защищает диссертацию на соискание учёной степени кандидат биологических наук "Продуктивность различных типов пастбищ Татарии" – результат её многолетней научно-исследовательской деятельности.
В 1944 году правительство СССР задумалось о подготовке к строительству очередной гидроэлектростанции на Волге – Куйбышевской ГЭС и в связи с этим сочло необходимым снарядить комплексную биологическую экспедицию в районы предполагаемого затопления прибрежной линии. Профессор М. В. Марков награждён орденом "Знак почёта". Организует и возглавляет Первую комплексную экспедицию по изучению флоры и растительности поймы рек Волга и Кама в пределах ТАССР (участвуют сотрудники кафедр ботаники, зоологии, почвоведения КГУ, кафедры ботаники Казанского института сельского хозяйства КИСХ имени А. М. Горького доцент С. А. Маркова и ассистент Вера Ивановна Сапожкина). Добивается разъединения кафедры ботаники на 2 структурных подразделения: кафедру систематики растений и кафедру геоботаники.
Невозможно удержаться от того, чтобы не процитировать впечатления доцента ботаники Натальи Михайловны Куликовой.
"Мне довелось узнать Михаила Васильевича Маркова ещё в 1940 году, когда после окончания десятилетки встал вопрос кем быть? Окончательное решение приняла сразу после "Дня открытых дверей" на биофаке Казанского государственного университета имени В. И. Ульянова-Ленина. Так увлекательно и убедительно рассказывал молодой преподаватель о профессии геоботаника, о её романтичности и связи с практикой народного хозяйства.
Став студентами, я и мои однокурсницы посещали кружок, ставили опыты по экологии растений, знакомились со специальной литературой, готовили рефераты к монографическому изучению отдельных видов растений. Михаил Васильевич постоянно держал нас в поле зрения, консультировал, присутствовал на заседаниях кружка. Одновременно по его инициативе началась подготовка кружковцев к летней работе.
В каникулы началась экспедиция по обследованию лугов. М. В. Марков знакомил нас с азами проведения экспедиционных работ, читал лекции по методике геоботанических исследований. Его неутомимая энергия заряжала нас. Мы с нетерпением ждали лета. Мечтам не суждено было исполниться. Едва успели сдать зачёты по летней практике, как грянула Великая отечественная война. Какие уж тут каникулы! Почти все иногородние студенты оставили университет. Юноши были мобилизованы или пошли добровольцами на фронт. Девушки "обивали пороги" райкомов ВЛКСМ. Но вначале зелёных без специальности девчат не брали.
Мы помогали в военкоматах как курьеры, освобождали и готовили помещения для эвакуированных учёных и их семей, поступили на курсы медсестёр. Но и курсы не пришлось заканчивать, поскольку всех студентов направили на помощь колхозам.
Наша группа попала в небольшую захудалую деревеньку под названием Малый Починок. Бытовые условия были отвратительные. Спать приходилось в сараях для скотины. Кормили плохо. Мы городские восемнадцатилетние девчонки, сразу приуныли. Руководитель группы не сумел добиться хотя бы элементарных условий для проживания. М. В. Марков тогда был деканом и находился в соседней деревне со студентами второго курса. Через несколько дней они навестили нас. Пришли вечером после работы весёлые, с шутками, остротами и сразу подняли нам настроение. Наш декан тотчас отправился на переговоры с начальством, сумел потребовать и найти общий язык. Наше меню заметно пополнилось. Нашлись и мешки под сено, солома для "перин". Мы уже не чувствовали себя заброшенными. Вспоминая это, хочу заметить, что всегда и везде профессор Михаил Васильевич Марков как декан интересовался не только учёбой, но и жизнью студентов, помогая и поддерживая. В тяжёлом военном 1942–1943 учебном году даже немногие оставшиеся студенты вынуждены были бросить учёбу или сочетать её с работой. Помню, решили так сделать я и отличницы группы А. Фомичева и А. Мунина. "Скоро кончится война, будут нужны специалисты, а вы хотите дезертировать" – сказал Михаил Васильевич Марков. Вскоре он добился назначения нам именных стипендий, что заметно улучшило наше материальное положение.
В июне 1945 года наш курс закончил университет. Встал вопрос о выпускном вечере и банкете. Очень хотелось достойно отметить окончание учёбы. Однако не было никаких продуктов даже для чаепития. Решили отметить праздник до лучших времён. Узнав об этом М. В. вызвал "треугольник" группы, пожурил, что не посоветовались с ним, и сказал, что праздник состоится. Он побеседовал с профессорами, которые в то время получали спецпаёк, и каждый из них внёс свою лепту продуктами. Вечер состоялся, да такой, что запомнился на всю жизнь! ИСТОЧНИК: Куликова Н. М. Человек с большой буквы // Журнал Казань. 2000. № 10. С. 46–47.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ВОПРОС И ОТВЕТ
ВОПРОС: Что такое Патриотический контент и "Бессмертный полк"?
ОТВЕТ: Всё это - аспекты культуры, которые сплачивают людей самых разных в монолит - человеческое общество. Это то, чего уже нет на просторах Европы и Северной Америки, заполненных просто жителями этих территорий.
ВОПРОС: Какими должными быть патриотические тексты для современных людей?
ОТВЕТ: Тексты должны быть внутри произведения предельно чёткими без излишеств и разночтений. Одно предложение – одна мысль. Без пустословия и словесных выкрутасов в полном соответствии с правилами русского языка. А ещё лучше, если бы тексты не были бы такими "кто во что горазд", а были отформатированными по образцам маститых писателей и поэтов нашего времени, например, как у Светланы Федоровой-Роблес – это я. В конце концов для чего я и дни и ночи писательством занимаюсь со всем рвением, если никто не сможет меня отыскать в океане текстов сомнительного качества? В патриотических текстах нужны признанные лидеры, которые потянут за собой общество.
Я приведу ссылки на мои произведения нам Дзен в литературном салоне "Авиатор", на мои страницы автора на Проза.ру и Стихи.ру, и на мою персональную страницу сотрудника К(П)ФУ и ещё кое-что.
https://dzen.ru/suite/ed987753-8358-4d37-8461-b5b172fcf3c1
http://proza.ru/avtor/svfedorova
https://stihi.ru/avtor/dynafedorova
https://stihi.ru/avtor/svtlanafedorova
https://kpfu.ru/main?p_id=21200
https://литератор.рус/profiles/1838640663
(Светлана Федорова, Казань, 5 декабря 2025 г.)