Григорий Чередник приехал поступать в училище с небольшого украинского поселка с твердым желанием стать офицером. Самым сильным мотиватором для него была мысль: как стыдно будет смотреть в глаза маме, если он не поступит и вернётся обратно. Получивший представление о военной службе из фильма «Офицеры», молодой курсант жил романтикой. Повседневная жизнь в военном училище внесла свои коррективы в романтику кино.
Первый конфликт с командирами случился еще на курсе молодого бойца, когда Григорий, сидя в курилке, расстегнул пуговицы на манжетах рукавов куртки х/б. Исполняющий обязанности командира отделения курсант Власов, поставил его по стойке «Смирно» и стал «воспитывать», доказывая, что это нарушение устава. Подошёл замкомвзвода сержант Никулин, и они уже вдвоём продолжили воспитательный процесс. После отбоя «воспитание» повторилось. И так было каждый день. Бывший солдат-стройбатовец Власов буквально охотился за ним невзлюбив его почему-то сразу. Так парень с первых дней учебы сам того не желая, попал в разряд «разгильдяев», хотя это вышло как-то само по себе, не зависимо от него.
БЫКОВ
С началом учебы, прибыл командир взвода лейтенант Быков. Власова он снял с должности, а командиром отделения поставил Гришкиного друга Вадима Аверьянова. Радоваться бы, но Гришку перевели в другое отделение. Вроде бы всё выровнялось, но тут, как назло, он ночью вместо сна ушил вручную куртку п/ш. Не удивительно, высокий, спортивный, поступая в училище он весил восемьдесят шесть килограммов, а за два месяца похудел сразу на десять кг, и куртка пятьдесят второго размера болталась на нем как мешок. Григорию было невдомёк и обидно, что новый командир взвода «желание выглядеть лучше» назвал «порчей обмундирования» и влепил ему три наряда вне очереди
С тех пор понеслось. Буквально каждый день, после команды отбой, не успев лечь в постель, командир отделения Тарасов поднимал его и вел в канцелярию. Получасовая накачка для Чередника стала ежедневной порцией адреналина.Если вдруг случалось, что лейтенант Быков не вызывал после отбоя к себе, Григорий уже начинал волноваться, не случилось ли чего-нибудь.
Курсант подметил, что речевых оборотов, типа: «вы всю кровь выпили из меня, товариЩЬ курсант» или «вы родину не любите, товариЩЬ курсант», у Быкова хватало минут на десять-пятнадцать, он «выдыхался» и начинал повторяться. А это значит, что экзекуция на исходе, скоро можно будет идти спать. И здесь важно промолчать, ничего ему в ответ не ляпнуть и не дай Бог огрызнуться или начать оправдываться. Это все равно, что масла в огонь плеснуть – беседы о Родине и выпитой крови начинались по новой. Чтобы удержаться и ничего не сказать, курсант к указательному пальцу левой руки приматывал ниткой иголку и как только хотел что-нибудь сказать, с силой колол себе ногу и желание огрызаться пропадало. Однажды после такой «беседы», кто-то из пацанов спросил, что у него с ногой. Григорий только теперь увидел, что левая штанина кальсон от бедра до колена вся в крови. Ему казалось, что комвзвода получал какое-то наслаждение от этих бесед и Быкова он просто ненавидел.
ЛОДЖИЯ
Научен отработкой нарядов вместо первых трёх дней зимнего отпуска курсант Чередник за месяц до летних вакансий, записался в стройбригаду. И от зачетов освободили и главное, от командира взвода подальше.
Однажды к нему в стройбригаду пришёл сам лейтенант Быков, поинтересовался как идут дела, он спросил сможет ли Григорий помочь ему оштукатурить стену лоджии в его квартире. Конечно, только в выходные дни.
В пятницу вечером, Быков забрал Григория из училища и на троллейбусе они поехали в совсем новый тогда Солнечный микрорайон Саратова. В квартире лейтенанта царил полный беспорядок. Оказывается, его жена лежала в больнице на сохранение, вот-вот должна была родить, а он рад, что не надо разрываться на два фронта, весь был погружён в жизнь вверенного ему подразделения, что называется дневал и ночевал на службе. В холодильнике, как говорят, мышь повесилась недавно, поэтому Быков оставил курсанту десять рублей, чтобы мог себе купить что-нибудь в магазине. Ещё он оставил Григорию свой спортивный костюм, отголосок «Олимпиады-80», чтобы не привлекал к себе внимания, когда пойдет за продуктами и пообещал, приехать в понедельник утром.
Курсант со штукатуркой справился ещё в субботу и весь день воскресенья провалялся на диване у телевизора. За весь год первого курса его ни разу не то, что не отпустили в увольнение, но даже не записывали в списки увольняемых, типа «не заслужил». А тут такая возможность! Григорий поймал себя на мысли, что ему и не хотелось идти в город, так сказать «в увольнение вне графика». И он кроме одного посещения магазина в этом же доме, так на улицу и не вышел. Но зато, от скуки ради, убрал Быкову захламленную квартиру.
МАКАРЕНКО
Потом, уже в училище, Григорий думал о командире взвода. Ведь, какие между ними были натянутые отношения. Какой Быков был противный и требовательный до тошноты, а он не побоялся «сломаться» в глазах курсанта и попросил помощи в том, что сам не умел делать. Как Макаренко, что доверил самому закоренелому и авторитетному колонисту Карабанову револьвер и деньги на всю колонию, воспитывая в нем человека. Так и Быков самого отъявленного разгильдяя и нарушителя оставил без присмотра, в своей квартире, предоставив ему одежду, деньги и полную свободу, поверив, что всё будет правильно. Курсант увидел командира совсем с другой стороны.
Прошло полтора года. На четвертом курсе, Григорий был уже сержантом и отличником, награжден знаком «За отличие в службе» второй степени. Возглавляемое им отделение заняло первое место в училище, дав из девяти курсантов семь отличников. За это их наградили приказом начальника училища "предоставить дополнительных три дня отпуска".
Довольный и гордый сержант выстроил таких же довольных своих курсантов в парадке и с чемоданами перед канцелярией. Командир роты Быков лично принял рапорт о готовности отбыть в отпуск на три дня раньше всех, и стал проверять внешний вид. У сержанта Чередника были носки не уставные черные, а гражданские с полосочками на манжетах сверху.
– Снять! И надеть уставные!
Нет бы просто выполнить претензию начальника. Чередник же начал рассказывать, что у него нет уставных носков, за что был выведен из строя, а отделение ротный отпустил домой.
– Вы у меня последним уедите домой, товариЩЬ сержант!
Пришлось надеть носки все-таки черные, но даже после этого, Быков сдержал своё слово. Григорий покинул помещение роты последним, хотя и пребывал эти три дня в отпуске.
ДОВЕРИЕ
Еще через три месяца, училище, как всегда, в мае выехало в лагерь. И четвертый курс стал готовиться к государственным экзаменам. Сержант Чередник, как и его друг Вадим Аверьянов были оба женаты, а у Григория даже родилась дочь.
Командир роты капитан Быков нашел для них два домика в лесу, в офицерском городке лагеря и разрешил им проживать с семьями, при условии, что они будут выполнять свои обязанности без нарушений. Оба сержанта добросовестно прибывали утром до сигнала «Подъём» и уходили после отбоя, убедившись, что в их отделениях все в порядке.
Сейчас, вспоминая всё это думаешь, какая высокая степень доверия была у этого офицера к своим сержантам, да и курсантам тоже, что он не боялся оставить взвод без присмотра ночью, будучи уверенным, что ничего плохого не случится. А это было результатом той требовательности и тонкой психологии воспитания, что он предъявлял к своим подчинённым. Со стороны казалось, что он излишне придирается, а некоторые считали, что он просто психологически издевается над курсантами. Нет, он прививал подчиненным чувство ответственности, требуя и доверяя, не просто как командир, а как тонкий педагог и психолог.
К сожалению Сергей Александрович, будучи уже подполковником, 1 апреля 1995 года исполняя обязанности командира полка погиб в неравном бою с бандами боевиков на Северном Кавказе. Его имя навечно занесено в списки воинской части, которой он командовал. На родине офицера улица, где он жил и школа, в которой учился теперь носят его имя.
Другие произведения Чередника вы можете прочесть по ссылкам ниже:
Как хорошо, что в армии разрешают спать http://proza.ru/2025/12/08/1855
СОЛДАТ БЕЗ ПЕСНИ НЕ СОЛДАТ http://proza.ru/2025/12/06/1438
О том, как Калныньш повесился http://proza.ru/2025/11/28/1189
Семён http://proza.ru/2025/11/09/1558
кто сказал Мяу? http://proza.ru/2025/10/28/465
Как Зинин одного генерала накормил http://proza.ru/2025/09/12/1011
Валяй полковник http://proza.ru/2025/09/03/494
Группа лейтенанта Быкова http://proza.ru/2025/08/31/847
Стройбанда http://proza.ru/2025/08/26/1657
Сибирский шорец и банан http://proza.ru/2025/08/21/814
Харчей http://proza.ru/2025/08/19/1264
Ковбой Терентий http://proza.ru/2025/08/19/1707
Капитан Марчев http://proza.ru/2025/08/17/1414
Майор Коськов http://proza.ru/2025/08/14/1798
Полковник Самарин http://proza.ru/2025/08/13/1132
Майор Бандарик http://proza.ru/2025/08/12/19
Подполковник Костенко http://proza.ru/2025/08/08/128
Боевая электричка http://proza.ru/2025/09/07/1146
Ротное учение от комбата Романова http://proza.ru/2025/10/18/732
Выживание 2-0 http://proza.ru/2025/09/30/303
Полевые выходы http://proza.ru/2025/09/23/1524
Метаморфоза капитана Седова http://proza.ru/2025/09/20/810
Боевая электричка http://proza.ru/2025/09/07/1146
Героями не рождаются вообще http://proza.ru/2025/10/18/1415