Предыдущая страница http://proza.ru/2025/12/13/972
Сведения о находке быстро распространились и обросли фантастическими слухами: якобы Стенюи поднял со дна 200 тонн слитков золота и переправил их за рубеж.
Когда экспедиция готовилась к отъезду, появились две новые группы дайверов.
Пока дайверы Стенюи охраняли место от браконьеров, он поспешил в Белфаст, где получил решение Верховного суда об исключительном праве спасательных работ.
Когда он вернулся, погода была такой, что браконьеры тоже не рисковали выходить в море. В следующее лето Стенюи и дайверы нашли меньше золотых монет, но зато намного больше драгоценных прекрасных украшений, созданных талантливыми ювелирами.
Особенное впечатление производила золотая фигурка саламандры, украшенная рубинами. По суеверным представлениям испанских моряков она предохраняла корабль от пожара.
Правительство Северной Ирландии купило у Стенюи всё поднятое его экспедицией со дна и выставила драгоценности в музее Белфаста.
В феврале 1971 года два ирландских подводных пловца обнаружили в бухте Киннаго две трёхметровые пушки с гербом короля Филиппа II. Они поняли, что нашли место крушения корабля Великой Армады «Trinidad Valencera», которое много лет искали охотники за сокровищами.
Эти дайверы не были просто охотящимися за кладами людьми. Они привлекли в свою компанию профессионального археолога Колина Мартина. Сначала под руководством опытного археолога они составили карту и обследовали место крушения галеона.
Они спрятали пять бронзовых пушек, чтобы их не украли браконьеры. Но больше дайверы ничего не нашли. Корабль разбился на глубине десять метров, поэтому местные ныряльщики собрали всё что можно.
Галеон «Trinidad Valencera» был одним из самых больших кораблей Армады. Его артиллерия состояла из 42 бронзовых пушек. Помимо команды из 360 человек, на борту находилось 280 солдат. Всех, кто смог спастись после крушения, перебили жители ближайшей деревни.
Драгоценности с корабля были успешно украдены ещё столетия назад после крушения, но исследователи обнаружили огромное количество бытовых вещей, которые позволяют судить о жизни на испанском корабле в то время.
Они нашли даже скелет крысы, которая, как ни удивительно, не успела вовремя удрать с корабля.
Ещё три испанских корабля, которые разбились на северо-западном берегу Ирландии, нашли благодаря исследовательской работе Колина Мартина.
Колин Мартин нашёл записки капитана артиллерии Франциско де Гуэллара.
Франциско, спасшегося после крушения, не убили, чтобы получить за него выкуп.
Рачительные граждане Ирландии терпеливо ждали два года, когда раскошелится семья богатого испанца.
По словам автора воспоминаний, сильнейший шторм выбросил три корабля на прибрежные скалы. Свыше тысячи человек утонули, а триста тех, кто смог добраться до берега, перебили жители окрестных деревень.
Колин Мартин убедил команду спортсменов-аквалангистов во главе с англичанином Стефаном Бирчем заняться поиском трёх мест крушений. Учитывая, что там дно было не каменистым, а песчаным, дайверы были уверены, что обломки крушения скрыты под песком, поэтому они использовали магнитометр.
На седьмой день поисков обнаружили первый галеон, а на следующей неделе ещё два. С помощью драги они вытащили три бронзовых пушки, оловянную тарелку, ядра и два якоря.
Довольные дайверы были уверены, что их теперь ожидают почести и поддержка властей, тем более, что близилась четырёхсотлетняя годовщина разгрома Армады, но не тут-то было.
Власти, разобравшись, что это не профессиональные археологи, а любители, и что у них нет с собой никаких средств консервации поднятых из воды артефактов, запретили вести какие-либо работы в месте крушения галеонов, а поднятые ими предметы все конфисковали.
В 1987 году был принят закон, запрещающий ведение работ по подъёму останков кораблекрушения в ирландских водах.
Колонизация Испанией Филиппинских островов началась с плавания туда в 1521 году Магеллана. В 1565 году испанский конкистадор Мигель Лопес де Легаспи основал первое постоянное поселение в Себу. Так началось колониальное правление Испании на Филиппинах.
Испания установила королевскую судоходную линию, «Манильские галеоны», которая действовала в течение 250 лет. Путь проходил из Филиппин в Мексику. Плавание занимало порядка 6–8 месяцев. Манильские галеоны по тем временам были самыми большими в мире, водоизмещением до 2500 тонн.
Большинство галеонов построили на Филиппинах, но строили также в Камбодже и Таиланде. Корпуса кораблей строили из прочного дерева, а канаты из филиппинской конопли получили признание во всём мире.
Ахиллесовой пятой манильских галеонов была их глубокая осадка, до 12 метров. Многие из кораблей из-за этого разбивались на мелях или подводных рифах.
Кроме того, у них была низкая скорость, галеоны отличались трудностью управления и неспособностью идти прямо против ветра или в крутой бейдевинд.
Пиратские корабли были более маневренными, быстрыми, но тяжёлая многочисленная артиллерия манильских галеонов делала их очень трудной добычей.
Манильские галеоны везли огромное количество сокровищ для торговли на Востоке.
Один галеон мог перевозить столько же сокровищ, сколько весь испанский флот, перевозивший драгоценности из Веракрус в Испанию.
В среднем они перевозили от одного до трёх миллионов песо, да ещё и массу контрабандного золота и серебра.
Продолжение http://proza.ru/2025/12/15/845