Ф О Т О А В Т О Р А
Верхний ряд:
- прибой на берегу озера Самотлор
- дамбы автомобильных дорог к скважинам на озере
- дожигание попутных газов нефтедобычи
Нижний ряд:
- экскурсия туристов теплохода «Тобол» на действующую скважину Самотлора
- обелиск на месте первой разведочной скважины
- монумент «Покорителям Самотлора»
Справа:
- памятный камешек с места первой разведочной скважины
Путешествие по рекам Тюменской области длилось 17 дней, на протяжении которых домом для туристов был теплоход «Тобол». Он брал на борт 184 пассажира, имел две палубы, два ресторана, буфет, кинозал, библиотеку, музыкальный салон, медпункт. Команда теплохода вместе с обслуживающим персоналом состояла из 45 человек. «Тобол» был построен на судостроительном заводе Тюмени в конце 60-х годов. *
Экскурсии в пути следования по сибирским городам были, в основном, до чрезвычайности однообразны по своей тематике в изложении экскурсоводов и путеводителей: как плохо жилось местному населению при царизме, мрачная ссылка для мятежных и свободомыслящих деятелей царского времени. Затем становление советской власти, борьба с кулачеством и белогвардейцами. Памятники павшим за советскую власть, обелиски и мемориалы Победы над фашизмом, скромные краеведческие музеи. И сразу же вслед за этим повествование о подвигах геологов, героическом освоении газовых и нефтяных богатств Сибири и строительстве новой светлой жизни советских людей.
Экскурсоводы никогда даже не упоминали теневые и преступные события советских лет – о тобольской ссылке царственных мучеников Романовых, о переселении властными органами на северА сотен тысяч раскулаченных и других «врагов народа», о судьбе салехардской, ныне «мёртвой» 501-й железной дороги ГУЛАГа, о непосильном труде обских рыбаков в годы Великой Отечественной…
Будто бы ничего этого и не было в истории Тюменской Земли.
В начале путешествия туристы посещали Горноправдинск и Ханты-Мансийск. Потом «Тобол» входил в Обь и направлялся вверх против течения к городам Среднего Приобья – Сургуту и Нижневартовску, где туристы посещали знаменитое месторождение нефти на озере Самотлор.
От Самотлора «Тобол» продолжал круиз вниз по Оби до Салехарда с зелёными стоянками и экскурсиями в населённых пунктах Приобья, а затем возвращался в Тобольск. Протяжённость всего маршрута составляла 4300 километров.
Как разъяснил наш экскурсовод Тамара Васильевна, Самотлор по-хантыйски означает «мёртвое озеро».
Туристам показали памятник первой нефтяной скважине на Самотлоре (см. фото). Возле этого обелиска я и подобрал на память в свою коллекцию этот небольшой серый камешек (на фото справа). Никакого отношения к поискам и добыче нефти на Самотлоре он, как мне кажется, не имеет. Просто волей случая когда-то лежал здесь и этого достаточно, чтобы когда-нибудь напомнить об экскурсии на легендарное озеро.
Первую разведочную скважину на Самотлоре пробурили и получили нефтяной фонтан 29 мая 1965 года. Самотлорское нефтяное месторождение в Тюменской области входит в Западно-Сибирский нефтегазовый бассейн. Залежи нефти находятся на глубине 0,9 – 2.6 километра. Промышленная добыча началась в апреле 1969 года. А к весне 1981 года из недр Самотлора извлечён первый миллиард тонн нефти.
Озеро окружено бетонной дорогой на земляной насыпи и перегорожено дамбами (см. фото), ведущими к песчаным островам, с которых бурят скважины для добычи нефти.
Свежий ветер гонит по озеру высокую волну и гнёт прибрежные деревья (см. фото). А в ближайшей окрУге бесцельно горят дорогостоящие факелы попутного газа (см. фото).
В районе Самотлора воздвигнут величественный монумент «самотлорскому Алёше» — это Покоритель Самотлора с зажжённым факелом в руке (см. фото).
Александр Соханский,
декабрь 2025 года
П Р И М Е Ч А Н И Я
* В 1990-х не стало постоянной работы у судов семейства «860». Движение всех 16-ти братьев «Тобола» на разных реках постепенно прекратилось. Половину теплоходов списали и сразу же утилизировали. Несколько бортов отправили на безвременную стоянку ожидать дальнейшей участи.
Вскоре оказался на руинах великой эпохи и наш «Тобол», выпущенный в 1962 году. Он ходил по транспортной Обь-Иртышской линии до 1992 года. После этого стоял на причале Ханты-Мансийска в качестве плавучей гостиницы.
Судно списано в 2004 году и отправлено на отстой верфи Тюменского судоремонтного завода в районе поселка Мыс под Тюменью.
Я нашёл его фотографии на рейде завода. Наш любимец постарел и заржавел. Когда-то безукоризненная белизна судна во многих местах побита ржавчиной и покрыта ржавыми подтёками. Палубы пусты, нет ни шлюпок, ни оранжево-белых бубликов спасательных кругов, окна каЮт смотрят мёртвыми тёмными квадратами, кое-где закрытыми фанерой вместо стекла.
После пятнадцатилетнего отстоя бывший красавец-теплоход «Тобол» всё же «отмучился» и в 2020 году был разрезан на металлолом.
Подробнее: см. в P.S. к «Странствиям по Союзу. По Оби и Иртышу» http://proza.ru/2022/02/22/659
Время собирать камни. Обзор http://proza.ru/2025/12/04/732