Предыдущая часть - http://proza.ru/2025/12/22/55
Мерген оставался в своем убежище уже как год. Новости с родины приходили не радостные, красные используя авиации, "шайтан" оружие, артиллерию которая была современной, смогли подавить сопротивление феодальной армии Эмира, пало и Хивинское ханство. Смута воцарилась в Бухаре её разграбили, было и насилие над жителями города. Ничего нового, так берутся любые города, кто не успел, тот проиграл.
Как передавали верные источники, его дом остававшийся в Бухаре разграбили. Перед своим быстром отъездом, Мерген сообщил в общих чертах родне и знакомым, чтобы они мешкали и покинули столицу, укрылись в своих родовых кишлаках в горах, степях и пустыни. Они были самыми безопасными местами при вторжение красных. Первые годы в бывшем эмирате царило неспокойное время. Новое правительство не могло обеспечить в своих границах безопасность для всех подданых, а теперь уже граждан. Ночью ходить по дорогам эмирата а теперь называлась Бухарской советской народной республикой, фактически став вассалом, но теперь уже не почившей в бозе Российской империи, а новому образованию на месте империи, РСФСР. Те кто был рабами в темницах эмирата получили свободу, те кто был либералами-демократами получили возможность стать у руля Властного Олимпа. Россия в разных ипостасях всегда была близка со своими трансграничными соседями, начиная аж с 1647 годах, беглые царевичи и царевны их Хивинского ханства получали убежища на территории Русского царства, даже есть мемориальная усыпальница. С тех пор сотрудничество, продолжалось, пока трансграничные страны не становились частью территории уже новой империи. На место империалистической, пришла социалистическая страна которая уже не была империей, первая в мире и последняя, социальная страна, со своими минусами и плюсами. В мире еще не было ни одной идеальной страны, но каждые выбирали свой путь. Да и капитализм с человеческим лицом стал только после почти трех столетий, ужасов, голода, притеснений, расизма, ксенофобии, империалистических войн. Так что это путь эволюции.
Выбор у маленьких стран в конце 19 - начале 20 веков был небольшой, либо быстро развиваться, модернизировать отношения, уходить от феодализма и владения рабами к капитализму, уходить от изоляции и открываться миру, модернизировать фортификационные сооружения, обновлять артиллерию, приобретать военные самолеты и новую технику и изучать современные ведения боя. Кто этому не следовал, быстро и четко, того ждало падение, проигрыш, потеря независимости. Таков мир, проигравшие не имеют права голоса.
В кругу мировых империй, оставался вопрос выбора - если бы не Российская империя, то Британская или какая-то другая европейская держава. Так как судя по архивным материалам, военные топографы из Германской империи, вторая Французская империя а позже и третья Французская республика, Австро-Венгерской империи, Великой Порты, Штатов, активно занималась картированием Среднеазиатских Ханств и Эмирата. А когда военные топографы вдруг, начинают картировать какие-то новые территории это верный знак, что, может что-то случится...
В период с 1600 по 1840-вые годы часть территории Среднеазиатских ханств переходили из рук в руки - Персидской империи, Китайской империи Цин, Королевства Афганистан так и наоборот часть их территорий уходила ханствам. Да и территории самих ханств то увеличивались то уменьшались путем отсоединения от них бекств и отдельных удельных владений. К примеру Кулябское бекство часто на протяжение веков проявляло сепаратистки настроения, это было связано с тем, что на его территории было большое количество рудников, где добывали рубины и это бекство приносило доход Эмирату в год как общий бюджет эмирата за 3 года. Даже верные вельможи, получив такое богатство в руки, предавали эмира и объявляли себя независимыми территориями. На них отправляли карательные экспедиции, те шли на уступки, потом снова предавали. Иногда бекство удавалось покорить, новый владелец, даже если это был прямой, кровный родственник, снова предавал или его убивали. Те кто хотел занять теплое местечко. Порой беки на словах заявляли о своей вассальной преданности а сами вели себя как эмиры на своей территории, а Эмир вынуждено был временно мериться с этим положением вещей.
Родня и знакомые успели вовремя уйти, поэтому и остались живы, но и сумели сохранить большую часть имущества. Забегая вперед, они послушались совета Мергена, дав хороший куш местным жителям, их записали как бедных дехкан (крестьян). Тем они и спаслись уже в годы советской власти, некоторые из них даже стали сотрудниками правопорядка, политической разведки, партийными и политическими деятелями. Кого-то разоблачили свои же родственники, после и их отправили в лагеря на 25 и более лет. Кто-то умер от болезней и голода в 30-х годах ХХ века. Кто-то дожил и до 1991 года. Кто-то стал ученым, а кто и сотрудником ГБ, артистом, футболистом. А кто-то после 1991 года уехал осваивать мир, наверное проснулась кровь предков, торговцев. Но об этом кончено же ни Мерген, ни его родня даже не догадывались. Хотя Мерген, может быть и знал? Он ведь недаром путешествовал около 15 лет по высоким горам Тибета, Индии, Афганистана, познавал там мудрость отшельников, посещал уединенные секты практиков Дзен, изучал искусство алхимии... Как говорили его соседи из Бухары.
А новости и из Кашгара приходили невеселые, город переходил в руки то одной, то другой группировки. В Персии были проблемы и в Великой Порте, Германия бурлила, весь мир был неспокойным.
Самое лучшее было не высовываться, а тихо изучать другие способы получения капитала и это могло стать добыча драгоценных камней, золота и поиски забытых сокровищ которыми славилась местность Вазаристана...
Продолжение следует...