Предыдущая часть - http://proza.ru/2025/12/24/1704
Как человеку в 1925-1930 году предвидеть какая страна окажется мирной и спокойной, без войн, оккупаций, революций и иных потрясений на ближайшие 20-25 лет?
В реальном мире такое возможно процентов на 50-60, имея мощный аналитический центр, кучу всевозможных экспертов, но наверняка они все равно не смогут сказать что в таком-то регионе, все будет мирно и хорошо.
К примеру, были страны не вступившие в активное участие во время Второй Мировой Войны, к примеру, Испания, Португалия, но они были все же на стороне фашисткой Германии, а Швейцария хоть и не присоединилась, но там резвились агенты и абвера, и СС, и других западных разведок. Как говорили ветераны комбината глубинного бурения в мире были такие города, где толпами ходили сотрудники разных мировых разведок мира в период Второй Мировой Войны и Холодной Войны. В Европе это Вена, Берн, Мальта. В Африке - Каир, Касабланка. В Азии - Бейрут, Сингапур, Тегеран, Мешхед.
А что мог хоть и хитрый, мудрый, купец из Эмирата предсказать выбор такой страны, региона, он был как лягушка в колодце. Знания древних в этом вопросе бы не помогло. Полагаться на удачу не прагматично. А выбор стоял важный! Переезжать снова и снова он не хотел, ему нужна была стабильность, работающие законы, мир и тишина. Найти их в Азии, Африке и Европе было бы сложно. Плыть в Новый свет или колонии в Океании больших стран, Мерген не хотел. В ту эпоху отношение к лицам не белой кожи, было иное, а тем более он был даже не аборигеном. Это все вызовы и риски которые вредят деньгам и развитию торгового дела.
Но у Мергена были обширные связи по линии сотрудничества мировых разведок - царской по линии особого отдела жандармерии, генерального штаба, британской этимологической разведки, польской службы разведки, схожего департамента Великой Порты, Шведского отдела изучения стран Азии, Финского генерального штаба и некоторыми другими службами. Все в рамках обмена информацией, он не работал ни на кого, кроме себя.
Он не был двойным или тройным агентом, такие обычно жили в веке 19 а тем более 20 не долгую и счастливую жизнь. А вот обмен информацией был всем полезен. Почти все торговцы по умолчанию были и торговцами информацией, по пути всего своего следования через горные княжества, степные ханства, европейские и индийские королевства, империи Азии и Европы.
Пообщавшись с коллегами в славном городе Тебризе, в течение пару лет, Мерген, понял, что лучше всего осесть или в датской колонии - Исландии или в Швеции. Последняя его привлекала наличием там - бухарскую диаспору, которая к 1930 году уже составляла тысяча двести человек. А бухарцы были приняты и их сильно не притесняли. Мерген хотел отправиться в небольшую коммуну в какой-нибудь отдалённой губернии.
Например, Бергслаген — горнодобывающий регион в Швеции, где жили некоторые из бухарской диаспоры, бывшие рудокопы из Куляба. Куда только бухарцев не заносило после того как их страна сначала пала под натиском царских войск, а потом и вовсе была завоевана красными. В Бухаре погром и разграбление длилось долгих десять дней. Комиссары оправдывались после в Петрограде, что это якобы де-классовые элементы туземцы разбушевались, хотя золото и драгоценности оставшиеся от бухарской казны, вывозили именно они. Однако это судьба всех завоеванных городов в независимости когда это происходило в 8 веке, 19 или 20.
Бежали бухарцы с 1868 года и по 1934 года когда на границах опустился "железный занавес". Бухарцы были и в Китае, Индии, Афганистане, Бирме, Сингапуре, Иране, Турции, Швеции, Норвегии, Франции, Германии, Польше, Венгрии, Египте, Аравийском регионе.
Была небольшая диаспора и Бергслагене, часть из них сохранила свою веру. А другая часть чтобы подстроится под новое общество, изменило себе, приспособилось. Поменяла веру на протестантскую, сохранив только свой язык. К 2000 году те бухарцы что оставались в Швеции, уже как шведы, с белой кожей, русыми волосами и синими глазами, протестанты, единственно что помимо шведского, английского языков знали и наречия чагатайского (тюркского) и персидского. Но как говорили в те времена "на сколько люди были богатыми, настолько они были и жадными" так что сотрудничество с ними с бывшей их родиной не заладилось, уже в новом 21 веке. Да и эти скорее уже шведы, чем бухарцы, особо и не стремились развивать бизнес, помогать своей родине. Но откуда об этом мог знать Мерген в далеких 30-х годах ХХ века?
Полученные им опыт в горах Вазаристана, он решил применить и в Швеции...
Продолжение следует...