Предыдущая страница http://proza.ru/2025/12/26/1108
Погибшие корабли Ост-Индских компаний покоятся в самых разных местах океанов, в том числе и у австралийских берегов. Одним из таких несчастливцев был галеон голландской Ост-Индской компании «Batavia».
Его построили специально для дальних плаваний. Он имел длину 184 фута (56 метров), ширину 10,5 метров и водоизмещение 600 тонн. Вооружённый 24 пушками галеон был одновременно транспортным и военным судном.
Экипаж состоял примерно из 180 человек, которых разделили на три вахты. В качестве пассажиров на борту находилось 80 солдат: им предстояло нести службу в голландских колониях.
Кроме солдат, в числе пассажиров находились женщины с детьми и без детей, следовавшие к своим мужьям в колонию, а также купцы и чиновники. Всего на борту находилось 316 человек.
«Batavia» был флагманским кораблём отряда из восьми судов, отправившихся из Голландии в октябре 1628 года в Батавию.
Командиром отряда назначили Франсиско Пелсаерта, богатого голландского купца, а его заместителем - Йеронимуса Корнелиса. Капитаном галеона «Batavia» был Ариэн Якобсон.
Капитан подчинялся Пелсаерту, представителю Ост-Индской компании. Тот мог отменять распоряжения капитана, если этого требовали коммерческие интересы компании.
Причина такой подчинённости была вызвана тем, что на кораблях перевозили огромные ценности. Трюмы заполняли сундуками с серебряными монетами и другими драгоценностями, которыми расплачивались за пряности и специи, стоившие в Европе огромных денег.
По современному курсу содержимое трюма на галеоне «Batavia» оценивалось бы в 35 миллионов долларов.
Помимо другого ценного груза, на галеон погрузили более 200 тысяч гульденов для выплаты жалования администрации колонии и для ведения торговой деятельности.
Оба, Пелсаерт и Якобсон, уже плавали раньше вместе и давно прониклись друг к другу неприязнью.
Жизнь на парусном корабле была в те времена настоящим испытанием. Масса людей теснилась в тёмных помещениях.
По мере того, как корабль проходил разные широты, люди испытывали либо невыносимую тропическую жару, либо ледяной холод.
Санитарные удобства заключались в гальюне на носу судна, умывались забортной водой, питьевой воды едва хватало, а когда плавание длилось несколько месяцев, она становилась совершенно непригодной для питья.
Матросов, поступавших на корабли, набирали из отбросов общества.
Их кормили соленой рыбой и свининой, которые быстро портились и кишели насекомыми.
Прежде чем есть, матросы стучали сухарём, выбивая из него насекомых, а тех насекомых, кого не удавалось вытряхнуть, съедали.
Тараканы, клопы и крысы досаждали всем, в том числе и тем, кто жил в отдельных каютах.
Капитаны и офицеры на кораблях Ост-Индской компании были, если называть вещи своими именами, настоящими бандитами.
Заместитель командира отряда судов Йеронимус Корнелис происходил из состоятельной голландской семьи, но разорился.
Тогда он занялся фармацевтикой, стал владельцем аптеки, но снова разорился. Каким-то образом Корнелис сумел убедить правление компании назначить его на этот рейс заместителем Пелсаерта.
По своим моральным качествам он был редкостным мерзавцем, таким же был и капитан, с которым он подружился за долгие месяцы плавания и совместных выпивок.
Капитан в пути стал приставать к молодой женщине, Лукреции ван дер Мийлен, которая ехала к мужу в Батавию.
Но та предпочла ему Пелсаерта, и капитану пришлось довольствоваться её служанкой Зваантье Хендрикс.
Из-за этого отношения между Пелсаертом и капитаном стали ещё более напряжёнными.
Искушение, связанное с огромным состоянием, которое находилось на корабле, очевидно. Корнелис стал уговаривать капитана захватить корабль, пожить пиратской жизнью, а потом обосноваться в каком-нибудь безопасном уголке Индии.
Солдат он предложил убить, Пелсаерта выбросить за борт к акулам, а на захваченные сокровища подкупить остальных членов экипажа. План капитану понравился. Они стали подбирать среди экипажа единомышленников.
Чтобы вызвать недовольство среди экипажа, они собрались спровоцировать Пелсаерта на применение к матросам жёстких дисциплинарных мер. Когда командир отряда примет эти меры, они послужат сигналом для бунта.
Оба задумали чрезвычайно подлый план. Группе своих сообщников они поручили изнасиловать Лукрецию, понимая, что Пелсаерт это преступление так просто не оставит.
Хотя негодяи скрывали свои лица, Лукреция опознала одного из насильников. Пелсаерт, которому она всё рассказала, понял, что за этим преступлением скрывается что-то ещё, и догадался, что его провоцируют.
Он пришёл к выводу, что капитан планирует захватить груз и корабль. Франсиско Пелсаерт не подозревал, что душой заговора был его заместитель Корнелис.
Командир отряда приказал солдатам охранять не только груз, но и нести ночную вахту, предотвращая увод корабля от конвоя.
По поводу совершённого преступления он сделал вид, как будто ничего не знает, никаких мер по отношению к матросам решил не принимать до прихода в Батавию, а уже там как следует разобраться с преступниками.
Это нарушило план заговорщиков. Но после прохождения мыса Доброй Надежды Франсиско Пелсаерт заболел лихорадкой и не мог контролировать курс судна.
Воспользовавшись этим, капитан Якобсон изменил предписанный курс корабля и ночью скрылся от конвоя сопровождения.
«Batavia» продолжила плавание в одиночку через Индийский океан. Корнелис и капитан стали открыто вербовать мятежников среди офицеров и матросов.
Продолжение следует