Косец

Галина Ромадина
                Яснополянские  легенды из народных уст
                Ясная поляна - место силы для туляков, где ощущаешь всю
                многогранность мира, хочется изменить себя, стать лучше.


Рассказывали старики в деревне про порядки, какие были у Ильи Львовича - сына Графа Толстого.
Здесь, в имении, не сам Илья Львович руководил, а управляющий его. И такой дурной был этот управляющий, ничего не мог ладно сделать, даже рабочих не мог ладно  расставить, чтобы работа двигалась быстрее и люди сильно не замаривались.

Людей он торопил без толку. В обед , бывало, кашу не даст доесть, подъезжает на лошади, и кричит: "Пошёл, ребята!"
Работники кашей чуть не давятся, бросают обед, хватаются за дело. Никакого отдыха не давал рабочим. Молодой барин мало смотрел за этим, всё надеялся на управляющего.
 
Лев Николаевич эти непорядки видел.
Явился как-то он раз к сыну, бедно одетый.Захотел он рабочим к нему поступить. Как раз косовица тогда была. Время жаркое, рабочие нужны. Его приняли с радостью, хоть старик, а берут. Даже старик как-то поопытнее, может пользы больше принести.

Вышел старик с крюком вместе с косцами косить хлеб. Подошло время обеда. Этот старик говорит: - Ну, ребятки, время кончать. На отдых нужно. Полчаса мы пообедаем -говорит,- а два с половиной давайте отдохнём, мёртвый час сделаем себе, полежим. Тогда работа скорее пойдёт.
А косцы ему говорят: - Что ты, дед? Ты не успеешь ещё кашу доесть, как сразу управляющий налетит, закричит: " Пошёл, ребята"!
И правда! Не успели они доесть кашу, появился здесь на лошади управляющий.
- Пошёл - говорит, - ребята!

Что же! Люди они рабочие, раз приказывают, надо подчиняться. Поднимаются и идут на туже работу. Идёт с ними и этот самый старик Они ему и говорят:
- Вот ты говори, дед: "Поспим два часика. Попробуй-ка ты поспать." А он им отвечает:
- Ничего, что делать! Сегодня день переживём так, а завтра перед обедом барин поднесёт нам по чарке водки, и будем мы два часа спать.
К вечеру косцы кончают работу, ужинают  и расходятся кто куда. Лето ведь, место для сна найти нетрудно. Куда не ляжешь - всё хорошо. Рабочие разошлись искать себе местечки удобные, и старик тоже пошёл.
- Может и я прилягу где - нибудь тоже отдохнуть. С вами наравне работал, наравне с вами и уморился.

Сказал он им это, а только вместо того, чтобы спать, отошёл от косцов в другую сторону, вынул из сумки свой костюм, что обычно носил, переоделся, и пошёл в барский двор к парадному. Подходит к парадному, звонит и звонит, чтобы войти в дом. Выходит служанка.
- Вам что угодно?
- Барина - говорит, нужно.
Та идёт, объясняет:
- Какой-то старый, седой человек спрашивает Вас.
- Пустите, Пусть идёт.

Входит он в комнату. Глядит на него Илья Львович, а это его отец. Ну, поздоровались, сели, и в первую очередь завели разговор, который в то время назрел, - об уборке хлеба.
Старик спрашивает сына:
- Как у тебя косцы? По скольку они выкашивают в день?
Барин отвечает:
- Сперва быстрее косили, а теперь, управляющий говорит, день ото дня работа снижается, всё менеет и менеет. На работу одинаково выгоняет, а работа тупеет.
А тот старик ему предлагает:
- А ты попробуй в обеденный перерыв подносить рабочим по чарке водки на десять копеек, а потом дай часа три отдохнуть, увидишь - они тебе за один день скосят больше, чем за прошлых два дня, без водки и отдыха. А завтра я сам выйду косить вместе с ними.

Сын согласился. На следующий день что же получилось? Вместо того, чтобы скосить полдесятины, как раньше называлось, косцы смогли скосить по целой десятине* на день.
И так благодарили косцы старика. Только на третий день после того, как уехал старик, узнали косцы, что это был отец ихнего барина, что это был сам граф Толстой, как его раньше называли.


* десятина ровняется 1,09 гектара
                Продолжение - http://proza.ru/2026/01/14/832