Впервые за долгое время Блисс ехал в отпуск. Машина мчалась по тоннелю, настолько темному, что даже свет прожекторов едва справлялся с окружающим мраком.
— Тьфу ты, темень! — не выдержал он.
— Что, впервые в тоннелях? — усмехнулся водитель.
— Да нет, бывал…. Просто привыкнуть не могу.
— Согласен, — кивнул водитель, — многим не по себе от этой черноты. Но тут недалеко. Минут через двадцать будем в городе.
«Скорей бы», — вздохнул Блисс.
Очень хотелось вырваться из этого мрачного места и найти Литу. Она писала, что живет на западной окраине подземного Транид-сити.
«Жди, милая. Я уже скоро».
Вообще, с отпуском повезло. Всё началось с той самой поездки, когда их отряд отправился на подмогу. Десять бойцов заняли места в большом броневике. Командир вооружился картами и отметил местонахождение капитана Юрмасса красным крестом.
— Далековато ехать, — пробормотал он, ¬— кто знает короткий путь?
— Я, — отозвался Агулл, — бывал в тех местах.
— Тогда садись вперед. Будешь штурманом.
Агулл забрался на его место. Было видно, что он чувствовал себя неловко на месте командира.
— Куда ехать? — спросил водитель.
— Сначала на Диртик. Туда ведет вот этот тоннель, — новоявленный штурман показал ему карту.
Мотор взревел, и военная машина въехала под темные своды.
«До чего довели нас морки», — горестно подумал Блисс глядя на мрачные стены подземелья.
— Что вздыхаешь? — спросил Гелм.
Блисс махнул рукой.
— Ничего. Однажды мы выберемся наверх. Вечно это продолжаться не может.
Впереди забрезжил свет.
— Вот и Диртик, — констатировал Агулл.
Щурясь от яркого света, бойцы въехали в город. Блисс поразился окружающему пейзажу. Это тоже было подземелье, но очень обширное, не имеющее видимых глазу границ. Вместо типичных построек здесь повсюду стояли трехгранные пирамиды. Одни из них были совсем небольшими, а некоторые просто гигантскими. На их гранях имелись выходы на различных уровнях и к ним подходили пандусы. От этого все дороги города были многоярусными и являли собой сложнейшую путаницу из развязок, съездов и разворотов. Футуристическую картину дополняли растущие местами деревья и довольно яркий свет, льющийся из ниоткуда.
— Словно оказались в далеком прошлом! — восхищенно проговорил кто-то.
— Это да, — кивнул Агулл, — наши старые города так и выглядели. Диртик решили построить по их подобию. Сейчас нам нужно взять правее — на самый верх. Потом путь уйдет вниз, и мы окажемся за городом. Там снова в тоннель.
— Когда успели всё это построить? — спросил Блисс.
— Ты вообще в курсе, сколько идет война? — задал ему вопрос Плейд.
— Я отвечу, — сказал Гелм и повернулся к Блиссу, — ты воюешь на Триидане почти год, так?
— Ну, да. С того момента как потерпел крушение.
— Верно. А до этого мы полтора года бились с морками. Вот и посчитай. Вполне достаточно, чтобы при современных технологиях отстроить, к примеру, Диртик.
— Ничего себе…, — Блисс поник головой, — я ведь вернулся домой, как только пришли вести об оккупации.
— Сам посуди, — стал объяснять Гелм, — у тебя были свои планы, так? Но ты узнал о нападении морков. Сколько прошло с того момента до твоего отлета с Элабатина?
— Дня три.
— Вот. Потом полет до Триидана. Время на планетах течет по-разному. Элабатин находится далеко. Поверь, полтора года не такой уж большой срок для дальних космических перелетов.
— Небольшой, — согласился Блисс, — но только не в этот раз.
«Лита умная. Она правильно поступила, выбрав практикум на Альнитаке. Он ближе к Триидану и разница во времени не очень большая».
Он горестно вздохнул. В этот момент вездеход въехал в такую тьму, что на мгновение все замолчали.
— Дакамакская пустошь, — тихо проговорил Агулл.
Водитель сфокусировал на дорогу ставший вдруг рассеянным свет от прожекторов. Ехали молча. Тишину нарушил один боец. Он сказал, что однажды и эту пустоту застроят. Незаметно, броневик снова въехал в тоннель. Дорога будто бы пошла вверх.
— Сейчас выскочим, — прокомментировал штурман, — смотрите и удивляйтесь.
Открывшаяся взору пещера поражала невероятной дикой красотой. Самым удивительным был свет, непостижимым образом проникающий откуда-то сверху. Тем не менее, спецназовцы понимали, что вокруг царит полумрак, просто после полнейшей темноты казалось, будто светло как днём. И было странно различать в неясном освещении буйство красок каменистой поверхности.
— Вот это да! — восхищенно произнес Плейд. — Азумаривисс был навеселе, когда создавал такое место!
— Это Огненная долина, — сообщил Агулл, — пещера, расположенная у самой поверхности. Здешняя почва состоит из камней, у которых есть общее название — Искры Пламени. Они однородны по составу, но из-за химических процессов окрашены в разные цвета. Ценности не представляют.
— А свет откуда? — спросил Гелм.
— Над нами начинается природный заповедник Триидана. Это реликтовый лес, состоящий из деревьев Табо. Их корни настолько глубоко проникают в почву, что прорастают в пустоту этой пещеры. И они держат своими корнями весь этот гигантский свод. Так, по крайней мере, говорили биологи. А в некоторых местах между корнями совсем нет земли, и сквозь пустоты проникает свет.
— Не упадет? — разом спросили несколько бойцов.
— Нет, конечно. Корневая система Табо такая крепкая, что выдерживает даже взрывы. Это уникальные растения.
«Рита как раз занималась с этими деревьями, — подумал Блисс, — может быть, она была здесь».
— Ещё немного проедем по дороге, — прервал его мысли Агулл, — потом пойдет грунтовка. Справа небольшое поселение, вроде бы Дёбуар. А нам нужно прямо. Скоро будет выход из пещеры.
Штурман оказался прав. Впереди забрезжил яркий свет.
— Тормози возле выхода, — приказал командир, — Агулл, спасибо за работу. Где мы выйдем на поверхность?
— Вот здесь.
Ситуация оказалась такова: капитан Юрмасс и его отряд пытались захватить поврежденный истребитель морков, но их атаковали роботы. Спецназовцы могли уйти в пещеры, но трофей терять не хотелось. Роботов было много, и они во что бы то ни стало пытались забрать свой корабль.
Появившееся внезапно подкрепление не оставило роботам никаких шансов. Через несколько минут интенсивного боя траниды одержали победу. Осталось отбуксировать истребитель в расположение. Корабль был основательно потрепан и его решили утащить волоком, привязав тросами к броневику.
— Где второй трос? — заорал вдруг Юрмасс. — Сожрите вас морки!
Подошедший боец доложил, что второй трос разорвало на куски от выстрела роботов.
— Отлично! — капитан был зол как никогда. — Столько держать бой, вызвать подмогу и всё зря! Один трос не выдержит, даже думать нечего.
Гелм сообщил капитану, что в броневике есть трос, но в два раза длиннее.
— Но можно обрезать, — добавил он.
— А магнитный держатель тоже имеется, лейтенант? — спросил Юрмасс.
— Нет. К сожалению.
Капитан крепко задумался. Было видно, что бросать трофей ему не хочется.
— Разрешите обратиться?
Это был Блисс. Посмотрев на сержанта, капитан пробурчал:
— Говори.
— Прорежьте плазменным резаком две дыры в корпусе истребителя. В том месте, где должен крепиться второй трос. Я привяжу вам его так, что корабль можно будет спокойно дотащить.
Юрмасс посмотрел на него, как на умалишенного.
— Ты уверен, сержант?
Блисс кивнул. Бойцы быстро прорезали сквозное отверстие в передней части корабля. Форма корпуса, состоящая из углов и изгибов это позволяла. Затем Блисс растянул трос и показал в каком месте нужно его обрезать.
— Манипулятор есть? — спросил он и получил утвердительный ответ.
Устройство, которое ему принесли, являлось чисто транидской разработкой. Пользоваться им могли только траниды. Блисс взял аппарат основными руками, а внутренними взялся за рукоятки управления. Два мощных манипулятора подхватили конец троса и пропихнули его в отверстие в корпусе. Вытянув конец, Блисс убедился в нужной длине и завязал узел.
— Готово! — сообщил он и отложил манипулятор в сторону.
— Это что? — спросил Юрмасс. — Думаешь, выдержит?
— Я ручаюсь. Это морской узел. Один из самых надежных.
— А говоришь, в море не ходил, — с укоризной произнес Агулл.
Блисс помотал головой:
— Меня отец научил. Это своего рода философия жизни. Любая проблема представляется морским узлом, который при необходимости нужно просто завязать.
— Молодец! — похвалил его Гелм. — Хорошая философия.
Капитан отдал команду и корабль медленно потащили в расположение.
— И правда выдержал! — сказал Юрмасс и пожал Блиссу руку. — Спасибо, сержант!
Корабль успешно затащили в ангар, а капитан доложил о случившемся командиру части. Таким образом Блисс получил недельный отпуск и теперь добирался на попутной машине в Транид-сити. Впереди замаячил свет.
— Ну вот и приехали. Мне на склад, а тебя я высажу ближе к центру. До места сам доберешься.
— Спасибо!
Блисс шел по шумной улице подземной столицы и думал. Все его мысли были заняты предстоящей встрече с Литой.
«Столько лет прошло! — сокрушался он. — Я даже не знаю, как она теперь выглядит. Вдруг сильно изменилась? Да и я не молодею».
Спросив у прохожих, сержант свернул в нужную сторону и вскоре оказался на западной окраине. Осталось выяснить, где расположено общежитие института. Найдя, наконец, нужное здание он долго топтался на месте, стесняясь войти. И не заметил, как кто-то подошел сзади.
— Кого-то ждешь, красавчик?