Начало книги в "О простоте и парадоксах": http://proza.ru/2026/01/15/1353
В середине 80-х на токамаке было открыто явление "мгновенной самоорганизации высокотемпературной плазмы". Оказывается, "взрывной характер" высокотемпературной плазмы, обжатой мощными электромагнитными полями, является результатом суммарного напряжения взаимного отталкивания равноудаленных частиц. И можно легко предположить, что и при подрыве артиллеристского снаряда сначала образуется "неорганизованная" плазма, а разрывает прочнейшую стальную оболочку уже самоорганизованная.
В самоорганизованной плазме каждая вибрирующая частица вещества участвует в создании колосального давления, тогда как в "неорганизованной" плазме с хаотическим движением частиц давление на оболочку создают только частицы пограничного слоя. И, конечно же, такое давление ничтожно.
Представьте круглый горох в стакане. Горошины своим весом давят друг на друга. Следовательно, они с такой же силой и отталкиваются друг от друга, и суммарной силой своего веса давят на стенки стакана. А теперь представьте, что одна горошина возжелала оттолкнуться от соседних сильнее других. Это её стремление обязательно увеличит давление в стакане. Вот мы и говорим о давлении, как о суммарном напряжении взаимного отталкивания равноудаленных частиц. (Физик показывает стакан с горохом, и его понимают все; математик пишет толстый учебник "Теория взрыва", и от непонимания его формул стреляются студенты".)
Другой момент. Температура самоорганизованной плазмы очень высокая, а ни "абсолютно упругих столкновений хаотических частиц", ни "длины свободного пробега частицы", ни "средней кинетической энергии частицы" в этой плазме просто нет, то есть, если по науке, не должно быть у неё и температуры. Температура - это же якобы мерило хаоса, а определения температуры нехаосов теоретики не знают.
И ещё. Если даже частицы самых горячих газов самоорганизуются в замкнутых пространствах или под обжимающим давлением, то частицы холодных газов просто обязаны самоорганизовываться и при обычных давлениях, и обычных температурах, а в жидкостях и в твёрдых веществах - и подавно.
Вот мы и пришли к выводу, что вся молекулярно-кинетическая теория теплоты и давления хаосов просто ни о чём: расширение газов при их нагревании или их нагревание при резком сжатии можно объяснить и без неё. А о том, что математики могут сосчитать даже то, что невозможно себе представить, всем известно. А почему могут? А потому, что "Математика - это такая лингвистическая наука, в которой мы никогда не знаем, о чём говорим, и истинно ли то, о чём мы говорим" (Гиббс и Рассел); "Математика - это единственный совершенный метод водить себя за нос" (Эйнштейн)... и других математиков - тоже. И этот "метод" был научным, был доказательным...
Допустим, молекулярно-кинетической теории больше нет. Чему и как теперь учить школьников и студентов?.. Этот вопрос, наверное, может поставить в тупик любого. Что ж, будем учиться учить.
Вспомним сейчас только два трактата двух древних греков и заложим основы новой науки. Науки простой и честной. Физика - это наука понимать причинности интересующих её явлений, а не детская забава знать, как этот мир выглядит в цифрах. Будем взрослеть.
И ещё. Если бы Бог был математиком, то он бы всё ещё что-то считал и высчитывал с непостижимой точностью, так ничего и не создав. "Более того, математика убивает креативность" (Андрей Фурсенко). А Бог-то не Тимошка, думает немножко.