По мороженке и в школу не пойдем

Маргарита Буйнова
Для игры Светлой Ночки «Эпиграф», задание №18  http://proza.ru/2026/01/10/236 .

                В вещах, заброшенных с годами,
                Перебирая прошлое руками,
                Серебряный подсвечник свой ищу,
                Давно погасшую свечу опять зажечь хочу
                (Владимир Смирнов)



В детстве   я   часто болела ангиной, а мороженое хотела… Мама, чтобы порадовать меня без вреда для здоровья, вместо мороженого покупала мне ромовую бабу. Сначала я не понимала, что меня дурят, радовалась, но все тайное когда-то становится явным…  После разоблачения мама стала давать мне мороженое весьма оригинальным способом. Она выковыривала белый холодок в алюминиевую миску и грела   на маленьком огне газовой плиты. А я тем временем с наслаждением уплетала   вафельный стаканчик.

Этот же трюк я проделывала со своими дочками. Только вместо ромовой бабы я покупала им пирожное «Трубочка» с белковым кремом, ведь к их появлению на свет именно такая форма мороженого была в моде. А разогретое мороженое они мне до сих пор припоминают! Старший внук до трех лет  довольствовался «Трубочкой», младшему уже в шесть месяцев дали полизать настоящее мороженое. Теплого мороженого им отведать так и не удалось!

   На прошлой неделе у нас было очень холодно, столбик термометра падал до минус тридцати пяти градусов. Внук в школу не ходил, сидел на удаленке. Детские сады работали без детей…

Я непроизвольно вспомнила свое советское детство. В холода мы тоже не учились, но дома никто не сидел. Опьяненные свободой мы бежали на улицу. В нашем районе города было около или более (точно не помню) десяти школ. В сорокаградусные морозы школьники-подростки со всего района   собирались на площади перед самым большим кинотеатром того времени (на его месте   сейчас построена элитная многоэтажка). Здесь каждый год зимой возводили снежный городок с горками, лабиринтами, Дедом Морозом и Снегурочкой двухметровой высоты.

Мальчишки и девчонки двенадцати - тринадцати лет выбирали самую высокую и крутую горку и с ветерком скатывались с нее, стоя на ногах, теряя шапки и варежки. Катались мы паровозиком, мальчишки старались зацепиться за девчонок. Мальчики, как правило, выбирали себе   определенную девочку. А   девочки считали, сколько раз за нее зацепился тот или иной мальчишка и делали соответствующие выводы.

Еще мальчишки любили играть с девчонками в «Догони меня!». Стащит смельчак с головы своей избранницы шапку и наутек.  Потерпевшая – за ним! Догонялки могли продолжаться достаточно долго, замерзнуть было невозможно.
 
Перед самым входом в кинотеатр стоял деревянный ларек «Мороженое». Мороженое в СССР было доступным лакомством. Самым популярным был пломбир в стаканчике   за девятнадцать копеек, эскимо на палочке за   двадцать две копейки и молочное за одиннадцать копеек, которое я не очень любила.  Думаю, что молочное сейчас с удовольствием ели бы те, кто следит за фигурой. Но мы тогда об этом даже не задумывались, нас интересовала только цена. Покупали то, на что хватало денег. Очередь в этот киоск стояла в любое время года, даже в январские морозы.

За мной тоже бегал один мальчишка. Еще как «бегал»! Ведь ЭТО слово мы   говорили вместо «влюбился»?
Однажды догоняла я его, догоняла в надежде забрать свою голубую шапку с длинными ушами, как у зайца, только висячими. А он-гад быстрым оказался!  Разозлилась я   на него, резко остановилась и   пошла в сторону   дома, чеканя шаг. Шубы и пальто тогда без капюшонов шили. От ветра нас спасал шарф.

- Дурак… Не пойду больше на горку… – бормотала я, шмыгая красным носом.
Вдруг передо мной выросла фигура моего обидчика.  Он улыбался во весь рот! Одна рука протягивала мне шапку, а другая – эскимо на палочке…