Согдиана. Очарованная странствиями

Тамара Костомарова
«Человека делают счастливыми три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать».
          Иван Бунин
«Странствия – лучшее занятие в мире». Они «очищают, переплетают встречи, века, книги и любовь».
          Константин Паустовский

1. Очарованная странствиями

   Все путешествия в моей жизни приходили ко мне спонтанно, но это «спонтанно» неизменно приводило к тем целям и результатам, которые в итоге, надеюсь, добавили очередной плюсик в моём личностном развитии.

Читать я научилась рано. Сначала это были сказки Пушкина, Андерсена, Бажова и русские народные. Когда подросла, читала Майн Рида, Марка Твена, Джека Лондона, чуть позже – фантастику Александра Беляева, ещё позже русскую, зарубежную классику, философскую, историческую, биографическую литературу, мемуары известных людей. Вообще, книга на протяжении всей моей жизни была неизменной любовью и останется таковой до тех пор, пока бьётся моё сердце и видят глаза (теперь уже с помощью диоптрии). Не знаю, повлияло ли чтение книг на желание повидать мир, но увидеть  посчастливилось немало.

Моё познание мира, конечно, не сравнить с познаниями тех людей, кто по велению души посвятил всю свою жизнь путешествиям, или тех, кто по долгу службы исколесил почти весь мир, но удивительно то, что мои немногочисленные странствия оказались для меня интересными и содержательными, а всё потому, что неинтересных путешествий наверное не бывает.

Мне удалось воочию соприкоснуться с красотой и мощью бескрайних сибирских лесов (родилась в Сибири); ступить на берег четырёх морей, ощутить прохладу волн Чёрного, Эгейского и пролива Босфор; краем глаза увидеть кусочек берега не такого уж спокойного Тихого океана; по каменистой туристической тропе в составе группы спуститься с высот Ай-Петри в Ялту; на ж/д пароме в поезде при неслабой штормовой погоде пересечь Керченский пролив с Крымского полуострова на Таманский; по канатной дороге добраться до искусственного ледового поля «Медео», что расположен у Заилийского Алатау близ города Алма-Аты; восхититься красотой многих городов моей Родины и городов двух зарубежных стран.

Моя Родина СССР много раз почти бесплатно дарила мне профсоюзные туристические путёвки, благодаря которым я посетила Крым, Кавказ,  Белоруссию, Украину, Абхазию, Прибалтику и Среднюю Азию (в Казахстане жила некоторое время).

В Белоруссии у монумента «Мужество» поклонилась героям, оборонявшим в первые дни войны Брестскую крепость; в Киеве побывала в Печорской Лавре; в рязанском Ерлине и Сочи очаровали парки-дендрарии, основанные Худековым Сергеем Николаевичем(1); в музее-заповеднике в рязанском Константинове мне послышались лирические песни на стихи Сергея Есенина; в Цхалтубо (Грузия) посетила музей Владимира Маяковского, кстати, город был одним из любимых мест отдыха Иосифа Сталина, поскольку славился целебными водами и радоновыми ваннами. В Москве побывала в «хранилище изящных искусств» Третьяковской галерее; слушала оперы и смотрела спектакли с блистательной игрой знаменитых певцов и актёров в столичных театрах: Большом, Малом, Современнике, им. Вахтангова и других; не пропустила экскурсии в Эрмитаж, Петергоф, Репинские пенаты в Ленинграде.

В дальнем зарубежье побывала в ГДР и Турции. В Дрезденской картинной галерее ГДР запомнились великие полотна старых мастеров: Тициана, Веласкеса, Рембрандта, Рафаэля с его неповторимой «Сикстинской мадонной». Свою бесценную галерею немцы так и называют – Alte Mastere, что означает «старые мастера». В Дрездене или Лейпциге (не помню точно) впечатлили несколько полуразрушенных зданий, сохранившихся в современности как память о второй Мировой войне, но сохранились ли они сейчас, не ведаю. В памяти живёт и Карлсхорст(2) в Берлине, где в ночь с 8 на 9 мая 1945 года был подписан Акт о капитуляции Германии. В Турции познакомилась с памятниками древней восточной культуры с последующим осмыслением их исторического величия.

Эти путешествия я предприняла, проживая в европейской части Советского Союза, и все они для меня – значимы и не забываемы. Осталась лишь неосуществлённой мечта о путешествии к Северному Ледовитому океану, хотя частично, но более умозрительно, она уже воплотилась в жизнь. Это произошло при изучении событий, происходивших в его ледяных водах, описанных в двух книгах русского полярника Павла Григорьевича Кушакова, участника экспедиции Седова к Северному полюсу в 1912-1914 годах(3).
Сожалею, что не всегда и не везде вела записи, – к счастью, сохранились те, что касаются поездки в Турцию и Среднюю Азию.
Последние обозначились для меня одними и теми же параллелями: историческим прошлым этих земель и знаменитыми людьми, сотворившими многовековую историю. Эти путешествия живут в моей душе особенным воспоминанием, – как соприкосновение к чему-то необычному, загадочному и таинственному, позволившему в настоящем времени «потрогать»  глубинную нить прошлого.

О поездке в Турцию рассказано в очерке «Турецкие новеллы»(4), о путешествии в Среднюю Азию, где пришлось познакомиться с коварным нравом пустыни Кызылкум, – в этом рассказе.

Примечания:

(1) Худеков С. Н. (1837-1928) – русский драматург, историк балета, редактор-издатель «Петербургской газеты»,
создатель Ерлинского и Сочинского парков-дендрариев.
(2) Карлсхорст – район в составе берлинского административного округа Лихтенберг.
(3)«Полярные экспедиции доктора Кушакова», очерк http://proza.ru/2023/04/09/716


На фото автор на ледовом поле «Медео», г. Алма-Ата, 1980 г.

Продолжение:
http://proza.ru/2026/02/07/83