В переписке с русскими я постоянно читаю, о том ну как же было хорошо при социализме - не было инфляции, квартиры выдавали бесплатно, после вуза давали работу и лечили бесплатно и качественно.
Давайте проследим всё это на примере меня любимого и моей семьи.
1. Квартиру моя мать работавшая в Совтрансавто (жирная компания) ждала 20 лет. Так и не дождалась - пришла перестройка. Когда работал на кафедре, квартира мне просто даже не светила.
Санаторий и бассейн - в последнюю очередь. Их давали больше студентам. А когда я был студентом - бассейн был фактически построен, но...его достраивали 5 лет...и окончательно ввели лишь за 3 месяца до окончания - тогда надо было уже думать о дипломе.
2. Будучи маленьким, я покупал постоянно булки в хлебном - за те 8 лет, что я покупал - цена хлеба выросла с 16 до 24 копейки. Инфляция - 50%. Да и вообще - отсутствие инфляции свойственно феодализму. Именно в средневековой Европе цены не менялись веками. В буквальном смысле этого слова.
3. Что за вузы не платили - ложь. Мой отец, поступив в довольно престижный Ленинградский институт имени Ленсовета, ПЛАТИЛ за учёбу. Он даже платил за 2 последних класса школы. Потом я выяснил, что это так делали для лиц не пролетарского происхождения. Это при том что его отец (мой русский дед!) был революционером и лично знал Троцкого и Котовского, но в политику не лез и потому смачно ругал советскую власть за то, что дав землю, она отобрала плоды труда.
Точно известно, что он видел Октябрьское восстание. Участвовал ли он в нём - неизвестно, он никогда об этом не говорил.
Летом папа клал асфальт в Питере. И чуть не сдох на работе. И тогда он пошёл...в спорт! Там давали есть. Так он окончил вуз...
4. Я учился таки бесплатно. На на момент окончания университета - а тогда это были элитные вузы! институты считались вузами второго сорта - моя Родина, нуждавшаяся в образованных людях, особенно физиках, дала 96 мест на 108 человек.
Это был университет. Но места, в основном, были в школу.
12 человек остались просто без работы - и тогда папа мне нашёл место в вузе. Брал человек...с чьим сыном я учился в одном классе. Страна настежь распахнула двери всем советским людям.
5. К слову о птичках. У моей знакомой есть внучка. Она поступала в Чикагский университет. В 50 лучших университетов МИРА он точно входит. Поступила на химический - и не смогла учиться! тест выявил у неё полное отсутствие способностей к техническим наукам! За учёбу она не платила! Там в США куча всяких фондов! К слову сказать, бесплатное начальное образование ввела ещё Мария Терезия, мать казнённой французской королевы Марии Антуаннеты.
Хвастаться бесплатным образованием - позор.
6. Русское и советское образование ни в какой мере не является лучшим в мире. То, что школьники побеждают на олимпиадах - это для наведения морока. Судят всегда по конечному продукту. Он таков - в США в 8 раз более Нобелевских лауреатов, чем в СССР и России. Гарвардский университет, бывший тупым провинциальным университетом в 1930-х, занимает ныне 1 место в мире (там было 5 Нобелевских лауреатов ы 2007 - сейчас не знаю), и в последние 20 лет не слезает с него по всем известным котировкам, ВКЛЮЧАЯ ШАНХАЙСКИЕ.
А это котировки китайских братьев по разуму, и никак не буржуев. Лишь в 1 год по 1 из котировок Гарвард свергнули, и на его место встал Массачусетс - это к слову тоже из США. Я постоянно за этим слежу.
7. Фраза о том, что советское образование лучшее в мире сказал Джон Фитцджеральд Кеннеди в 1961 году. Уже в 70-е это было не так. Наука же скурвилась ещё раньше - в 60-е... Прощайте, Нобелевские премии России!
8. Медицинское обслуживание было действительно бесплатное в СССР (в Аргентине тоже - кстати!). Но это блеф. Отношение к пациентам в Израиле не было хамским, и - главное! - оборудование не было столь устарелым. Не знаю - требуют ли сейчас не пить накануне анализа крови в России - с меня этого не требуют. Как и многого другого.
9. Щедрость Родины на подачу мест работы не знала границ. В моем городе - почти 700 тысяч! - не было аспирантуры. Было 3 квёлых вуза. Но аспирантуры для теоретика не было. Был ещё один (один!) высокотехнологичный завод, где я мог сделать диссертацию. Мне повезло - там встретил математика из Новосибирска.
И начал делать таки диссер. Закончил уже в Израиле. Впрочем - там пришлось всё делать заново!
Это был областной центр. Но научной литературы и особенно научных статей не было.
Проклятая любовь к Родине (а если точнее многочисленные болезни) не давали возможности переехать. Просрав 10 лет наиболее эффективных молодых лет, я, пЭдриот, срочно эмигровал вместе с родителями. А вот там мозаика резко сложилась.
Я проклял СССР и уехал.
Разумеется, никто не пишет, что поездки на картошку, мелочная экономия на валютных иностранных журналах, отсутствии оборудования просто подрывало такие возможности.
Я в период после перестройки в 2000-е читал писульки, что днём учёные работали а ночью - развозили людей на такси. Ребята, работа учёного - не работа инженера или врача! Придурки, вы хоть понимаете, что наука жадна на время и требует не менее 12 часов в сутки. То есть, надо было не спать - и то...это вряд ли бы помогло. Всё истратили на оружие - то есть на разрушение. В перестройку разрушались целые отрасли промышленности, например, предприятия по зонной плавке практически исчезли как вид.
Уже в 2015 ко мне приезжают студенты из Санкт-Петербурга учиться как делать голографию (в мой колледж, твою мать, это же отстой, а не вуз!). Технологии в оптико-механическом - ведущем оптическом - вузе страны - УТРАЧЕНЫ! Это только питерские могут болтать что там наука впереди планеты всей.
Последние Нобелевские в России - Алферов-Гинзбург - получены за конец 50-60-х годов.
Годы мои молодости - самое продуктивное время - это лихие 90-е. Страна коммунизмом была доведена до ручки. Моя страна УКРАЛА У МЕНЯ САМОЕ ПРОДУКТИВНОЕ ВРЕМЯ В НАУКЕ. И особенно больно, что окончательно жопой меcта мне перекрыло предыдущее поколение учёных.
Потом всё же я добился цели. 4 раза падая в обморок от тяжёлой работы. Тогда мне было уже далеко за 30. Но это совсем иная история.
Тут я понял главное - здесь от голода и холода я не умру. А в России - да на раз!
Вряд ли имеет смысл рассказывать питекантропам, что они питекантропы: они не поймут! Это лишь 5% пытающимся эволюционировать в кроманьонца. Остальные могут не читать. Но десерт ещё впереди.
http://proza.ru/2026/03/26/1180