Рецензии на произведение «Комментарий к Лекции 7»

Рецензия на «Комментарий к Лекции 7» (Словесная Визуализация)

Здравствуйте! Спасибо Вам за этот цикл лекций. Благодаря ему я, наконец, ответил на вопрос, который задавал себе уже давно. Я хотел бы поделиться этой мыслью с Вами.

Начну издалека. В конце 80-х годов, учась в старших классах школы, я прочитал много книг Константина Георгиевича Паустовского, который до сих пор остаётся моим любимым писателем. И в его «Повести о жизни» я встретил восторженные строки о Бабеле. Естественно, я сразу же купил книгу И. Э. Б., первым делом прочитал рассказ «Король» и удивился: рассказ оставил впечатление абсолютной пустоты. Потом, в армии, похожее чувство было после солдатского обеда, когда вышел из столовой, построился - и как будто этого обеда и не было. На нашем языке это называлось: «что поел - что радио послушал». Вот и о рассказе «Король» я могу сказать то же самое: «что прочитал - что съел солдатский обед»...

Но я долго не мог понять: а в чём же тут дело?.. Другие одесские рассказы («Любка Казак» или «Как это делалось в Одессе») я таки вообще не дочитал до конца... И только Ваша седьмая лекция прояснила мои мысли и подсказала, в каком направлении надо двигаться. Я приведу цитату, чтобы было понятно, что имею в виду:

*** ***
Следующий прием, поддерживающий интерес читателя – ЗАГАДКА. Т.е. читатель знает ситуацию, знает ее возможный исход, явно отрицательный для героев и старается понять, как же эти герои выпутаются из ситуации.
Примером рассказа построенного на загадке может служить «Король» И. Бабеля.
Действие начинается с приготовления к свадьбе, но тут появляется молодой человек и спрашивает Короля – Беню Крика.

«- Слушайте, Король, - сказал молодой человек, - я имею вам сказать пару слов. Меня послала тетя Хана с Костецкой...
- Ну, хорошо, - ответил Беня Крик, по прозвищу Король, - что это за пара слов?
- В участок вчера приехал новый пристав, велела вам сказать тетя Хана...
- Я знал об этом позавчера, - ответил Беня Крик. - Дальше.
- Пристав собрал участок и оказал участку речь...
- Новая метла чисто метет, - ответил Беня Крик. - Он хочет облаву. Дальше...
- А когда будет облава, вы знаете. Король?
- Она будет завтра.
- Король, она будет сегодня.
- Кто сказал тебе это, мальчик?
- Это сказала тетя Хана. Вы знаете тетю Хану?
- Я знаю тетю Хану. Дальше.
- ...Пристав собрал участок и сказал им речь. «Мы должны задушить Беню Крика, - сказал он, - потому что там, где есть государь император, там нет короля. Сегодня, когда Крик выдает замуж сестру и все они будут там, сегодня нужно сделать облаву...»
- Дальше.
-...Тогда шпики начали бояться. Они сказали: если мы сделаем сегодня облаву, когда у него праздник, так Беня рассерчает, и уйдет много крови. Так пристав сказал - самолюбие мне дороже...
- Ну, иди, - ответил Король.
- Что сказать тете Хане за облаву.
- Скажи: Беня знает за облаву.
И он ушел, этот молодой человек. За ним последовали человека три из Бениных друзей. Они сказали, что вернутся через полчаса. И они вернулись через полчаса. Вот и все.»

Далее следует подробное описание знакомства Бени со своей будущей женой и свадебного стола. Перед читателем стоит явная загадка – как Беня выкрутится из ситуации.
Время идет и только ближе к концу появляется намек:

«- Беня, - сказал папаша Крик, старый биндюжник, слывший между биндюжниками грубияном, - Беня, ты знаешь, что мине сдается? Мине сдается, что у нас горит сажа...
- Папаша, - ответил Король пьяному отцу, - пожалуйста, выпивайте и закусывайте, пусть вас не волнует эти глупости...»

Через некоторое время гости видят зарево и огонь. Но Беня открещивается от причастности к нему:
«- Мине нарушают праздник, - кричал он, полный отчаяния, - дорогие, прошу вас, закусывайте и выпивайте...»

Наконец на дворе появляется прежний молодой человек и загадка разъясняется.

«- Король, - сказал он, - я имею вам сказать пару слов...
- Ну, говори, - ответил Король, - ты всегда имеешь в запасе пару слов...
- Король, - произнес неизвестный молодой человек и захихикал, - это прямо смешно, участок горит, как свечка...»

*** ***

До меня в один миг дошло: а ведь дело в том, что все эти загадки, разговоры, подробные описания - чисто внешние! Рассказ начинается подготовкой к свадьбе, заканчивается свадьбой. В промежутке происходят некоторые события, которые могут закончиться для героев печально, но не заканчиваются... Естественный вопрос: а если бы этих событий не было - что-нибудь изменилось бы в жизни Бени и его семейства? Ровным счётом - ничего. Всё закончилось бы точно так же. Так нужны ли эти события?

Они были бы нужны в том случае, если бы могли оказать какое-то влияние на характеры героев, на их внутренний мир, на их душевное состояние; каким-нибудь образом изменить мировоззрение Крика и компании. Происходит ли это? Нет! Ни у одного героя рассказа «Король» нет души, нет мировоззрения, нет внутреннего мира. Они все плоские. Беня как был, так и остался жлобом, его сестра как была так и осталась уродиной, её жених как был, так и остался никем... И так далее, по списку.

Может быть, Беня сомневался, принимая решение поджечь участок? Нет. Может, он выбирал его из многих вариантов? Нет. Может, в нём говорило сострадание, потому что новый пристав, например, - друг его детства? Вновь нет. Ни одного человеческого чувства, ни одной мысли, ни одного движения души. В итоге - полицейский протокол, пусть и размалёванный очень яркими фломастерами.

Вот на что, мне кажется, надо прежде всего обращать внимание, а не на формальные хитрости в построении сюжета. А попытки компенсировать отсутствие души фразами вроде: «пусть вас не волнует этих глупостей», на мой взгляд, заслуживают если и не уголовной, то всяко уж гражданской ответственности...

Ещё один пример: из «Конармии». Один из первых рассказов - «Письмо»:

«Вот письмо на родину, продиктованное мне мальчиком нашей экспедиции Курдюковым. Оно не заслуживает забвения. Я переписал его, не приукрашивая, и передаю дословно, в согласии с истиной.

...Могу вам описать также, что здеся страна совсем бедная, мужики со своими конями хоронятся от наших красных орлов по лесам... На палках здесь растёт хмель, так что выходит очень аккуратно; из него гонют самогон».

Этих двух абзацев мне хватило, чтобы не читать дальше. Почему «ЗДЕСЯ» и «ГОНЮТ»? Мальчик неграмотный? Действительно, неграмотный, но он ведь и не писал письмо, а, как следует из вступления, диктовал его автору. А автор-то грамотный! Он ведь знает, как надо писать слова «здесь» и «гонят». Так зачем же выпендриваться? Мальчик ведь не просил: непременно пишите «гонют», иначе мамаша дома не поймёт?.. К тому же слово «хоронятся» в этом же абзаце написано совершенно правильно, - странная непоследовательность. И удивительный неграмотный мальчик: знает, когда надо ставить точку с запятой...

На мой взгляд, эта внутренняя составляющая литературного произведения куда важнее всей сюжетной клоунады. Вот если бы кто-нибудь написал рекомендацию по созданию героев «с сердцем и умом», а не просто говорящих манекенов, это было бы здорово. Но это невозможно, каждый должен учиться сам и набивать свои шишки.

С уважением,
Алекс.

Александр Братович   17.08.2006 15:10     Заявить о нарушении
Александр, день добрый!

Приношу извинения за задержку с ответом.
Как-то не могу с вами согласиться ни по первому пункту, ни по второму.
У меня не сложилось впечатления о «картонности» персонажей Бабеля. Его рассказы построены в основном на диалогах и именно через речь, а не прямое описание героя, мы видим образ. Посмотрите последнюю – восьмую – лекцию. Там этому способу посвящен целый раздел.
Не могу согласиться с вами и по поводу слов «здеся» и «гонют». Именно так говорили в дореволюционной деревне. Если бы Бабель вложил в уста мальчика обороты литературного языка, которым он несомненно владел, то получилось бы несоответствие образа и его речи.

С уважением,

Алхел Манфелд   21.08.2006 12:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Комментарий к Лекции 7» (Словесная Визуализация)

Начал с лекции № 6. Думаю мне это немножко ближе. На Ваш суд представляю свои наивные и нелепые ответы (не судите строго – первый курс все-таки).
И так,

1. Коль ответ на ЗАДАНИЕ № 1 – необязательный, отвечаю кратко:
Виктор Олегович Пелевин выразительно назвал массовое смотрение телевизора - опытом коллективного умирания. В своих работах он сравнивает этот процесс с зомбированием.

2. Написать в стиле Зощенко рассказ на заданную тему в столь маленьком формате… Думаю возможно, но получится немного невзрачно.

«Уже слегка подвыпивший Сергей Сергеевич, опрокинул в рот содержимое очередной рюмки, вытер кистью руки рот, разглаживая в стороны пышные усы, кашлянул и сказал:
- Да-а-а! Бывают же случаи непутевые, марающие наше мужское достоинство, возвышая и выворачивая наружу женскую сущность…
Он икнул, хлопнул себя большим кулаком в грудь и продолжил:
- Годков семнадцать мне было, когда я в первый раз влюбился. Новенькая девчушка, эдакая принцесса, отличница у нас в классе появилась. Ну, я тоже видный парень был. Значит ухаживать стал. Конфетки покупал, открыточки, там всякие. Портфель до школы и домой носил. Тяжелый, словно она в него кирпичи складывала.
Как-то мы с ней встретились в гостях, на дне рождения одноклассника. Погуляли, повеселились. Дело поздней осенью было, темнеет рано. Собрались домой, значит. Я как истинный джентльмен, вызвался ее провожать.
Идем темной улицей. Она под руку меня взяла, прижалась. Вокруг ни души. Я осанку выровнял. Франт эдакий, гоголем вышагиваю.
На свет уличного фонаря выходят четверо. Я их раньше не видел. Что-то внутри шумнуло, холодком промеж лопаток пробежало.
- Куда гуляем молодежь? – так вежливенько один спрашивает.
- Да вот домой идем. Дайте пройти, - казалось, говорил я твердо, но что-то в голосе попискивало, толи позвякивало. Моя попутчица так искоса на меня посмотрела. Хмыкнула.
- Домой всегда успеете. А, ну пройдемте, милые…- эдак быстренько нас под ручки и в ближайшую подворотню, - не рыпаться и не кричать.
Обступили нас, один фонариком осветил мою подругу, потом меня:
- Глянь, а шапченка-то и на ем и на ей натуральные. Еще морозов не было, они в меху греются, а мы мерзнуть должны… А ну скидавай…
Кто-то грубо меня толкнул, другой ловко шапку с головы. Я дабы в глазах попутчицы в грязь не упасть сопротивляться было стал, да быстро понял, бесполезно. А моя подруга как завизжит.
- Перестань дура орать… - пригрозил один.
- Да, отстань от нее. Даме холодно, чего обдирать то…
Отстали от нее, а с меня уже и шубу стягивают, а я им:
- Ребята, да где ж справедливость. Отбираете, дак двоих обдирайте. Чего с меня одного-то? И вообще я ее знать не знаю. Снимайте с нее все, а меня отпустите. Домой мне надо. Мама ждет…
- Мама ждет… - передразнил меня один из парней, - а ну, скидавай костюмчик и часики… а ну, покажи… ух ты, импортные…
Стою я в подворотне в нижнем белье и носках, холодом пробираюсь, а из-за негодования и ненависти к своей попутчице аж в жар кидает. Меня тогда обобрали до нитки, а она с ними и ушла.
- Вот такая женская сущность, - заключил свой горький рассказ Сергей Сергеевич».

Лекции очень дельные и толковые. С уважением,

Владимир Войновский   17.06.2006 13:42     Заявить о нарушении
Уважаемая, Словесная Визуализация! Извините меня за ошибочное размещение выполненого задания на лекцию № 6 на этой страничке. На лекцию № 7 ответы буду размещать ниже настоящего...:))

Владимир Войновский   18.06.2006 04:55   Заявить о нарушении
Прочитал лекцию № 7. Подчерпнул очень много полезного. Читая анализировал свои рассказы и выявил ряд замечаний, которые обозначил для исправления. Спасибо за науку. Да, очень жаль, что лекция № 7 не содержит никаких заданий. Думаю все еще впереди. С уважением,

Владимир Войновский   18.06.2006 05:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Комментарий к Лекции 7» (Словесная Визуализация)

я только сегодня увидел ваши лекции и очень удивился - обычно, разговоры о литературе мне нравятся больше самой литературы, а тут такие интересные вещи и мимо меня прошли!
потом глянул, оказывается вы выложили все лекции практически одновременно... ну, кто ж так делает!
хорошее должно цедиться каплями, а не наливаться вёдрами :)
мы бы тогда отрекламировали эти лекции, больше авторов познакомились бы с ними

что касается самих лекций, то тут мне вспоминается старая испанская пословица:
"Господи, дай мне душевный покой для того, чтобы принять то, что не могу изменить, мужество - чтобы изменить то, что могу, и мудрость - чтобы отличить одно от другого"

это я к тому, что ко мне, например, применима первая часть этой пословицы, ну так я мудр не по годам (шутка), а масса наших авторов сочтут себя достаточно мужественными, чтобы ринуться в большую литературу, обломаться и, кто молча, кто со злобой (мы их видим), уползти восвояси

а впрочем, что суждено, того не миновать :)

Виктор Ганчар   16.06.2006 17:06     Заявить о нарушении
Виктор, день добрый!

Так в чем проблема - давайте вывесим огромадное объявление в "Копирайте" и пусть народ обучается. Только к проверке заданий привлечем всю редколлегию.:)

P.S. Я не захотел перегружать и так перегруженную собственную страницу и решил завести на курс отдельную.

Алхел Манфелд   16.06.2006 17:17   Заявить о нарушении