Рецензии на произведение «Зелье богомерзкое»

Рецензия на «Зелье богомерзкое» (Владимир Бахмутов Красноярский)

Владимир,СПАСИБО ! Замечательная работа - удовольствие и от повествования и, не меньшее,от нового, что случилось узнать. Тот факт, что курильщик за месяц "питья богомерзкого зелья" тратил средства годового содержания, позволяет предположить - повышение цен на табачные изделия не приведёт к желаемому результату.Остаётся только - пропаганда здорового образа жизни.Кстати, сейчас у молодых мужчин и парней курение не популярно и курильщиков среди них значительно поубавилось. Очень интересно было узнать и о "методах" следствия - на дыбе пытали и подозреваемых и свидетелей "до тех пор, пока показания их не начинали совпадать". P.S.Возможно, это - байка, но на пустом месте они не появляются. На пачках с сигаретами стали печатать "страшилки".Мужчина покупает сигареты.На пачке написано - КУРЕНИЕ ВЕДЁТ К ИМПОТЕНЦИИ. Он возвращает пачку продавцу и просит подать пачку, где написано -КУРЕНИЕ ПРИВОДИТ К РАКУ. С благодарностью и интересом. Нина Ждан.

Нина Ждан   03.11.2015 17:13     Заявить о нарушении
Рецензия на «Зелье богомерзкое» (Владимир Бахмутов Красноярский)

В моду входят "электронные" сигареты. Привычка чт-то мусолить во рту остается.
"Публичное бичевание"- было очень действенно для любителей табака, а теперь бичуем только словами ...школьнивов.

Светлана Самородова   30.01.2015 16:29     Заявить о нарушении
Не было, как видите, действенным и публичное бичевание.Тем более не будут действенными нынешние картинки на пачках сигарет.

Владимир Бахмутов Красноярский   30.01.2015 18:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «Зелье богомерзкое» (Владимир Бахмутов Красноярский)

Владимир! Очень интересное расследование, наводящее на размышления. Оказывается борьба с табакокурением на Руси имеет долгую и богатую историю. Два зла - пьянство и табакокурение - легко приживаются, но очень трудно искореняются, даже дыба и битье батогами не помогали. И, по всей видимости, на их искоренение уйдут десятилетия, если не века.

Владимир, Вы жили в Сибири и пишите о Сибире, и, вероятно, Вам хорошо знакомо слово чалдон. Предки моей покойной супруги были чалдонами, и меня всегда интересовало: кто они такие, кого называют чалдонами? Возможно, и Вас заинтересовали чалдолны, когда Вы перебрались в Сибирь.

С уважением -

Вадим Прохоркин   02.12.2014 18:08     Заявить о нарушении
Добрый день, Вадим Иванович. Пробовал связаться через твою страничку, - "напишите автору". Не получилось. Попробуй сам. Если получится – сразу дам знать. Этим каналом и будем пользоваться для обмена информацией. Ну а сейчас приходится пользоваться замечаниями к рецензии.
По вопросу о чалдонах (челдонах). Я действительно прожил в Сибири большую часть своей жизни. Старший школьный возраст, студенчество и молодость до 30 лет – на Урале, потом 20 лет в Забайкалье, теперь вот уже тоже более 20 лет – в Красноярском крае. Со словом «челдон», конечно же, сталкивался не раз, но у меня не сложилось впечатления, что сибиряки часто его применяют. В Забайкалье чаще можно было слышать «из казаков», «из старообрядцев, или кержаков», «семейские», т.е те же старообрядцы, «варнаки», т.е. разбойники, «хунхузы», - китайские разбойники. Потомков же смешанных браков русских с аборигенами тех мест называли гуранами.
Много лет занимаюсь историей завоевания и освоения русскими людьми Сибири, в архивных документах 17-го – начала 18-го века я никогда не встречал этого слова. Судя по всему, оно появилось в сибирском лексиконе в 18-ом, может быть даже в 19-ом столетии. Лично у меня сложилось представление, что чалдоны это, как их называли в 17 веке, «гулящие люди», - крепостные крестьяне, бежавшие от помещиков из центральной России, вольно бродившие по Сибири, жившие промыслом, т.е. охотой, а при нужде и разбоем. Часто они даже опережали продвижение на восток официальных государевых казачьих отрядов. Житейские неудобства такой жизни, по видимому, вполне компенсировались ощущением полной свободы, созерцанием первозданной красоты сибирских просторов и богатством её природы. Походный багаж таких людей был невелик, - котомка, а в ней топор, кресало с кремнем и мотком фитиля, охотничий нож, плошка с кружкой, сетки для обмета и рыбной ловли, редко – капканы, лук и оперенные стрелы с металлическими наконечниками. Иногда удавалось разжиться и пищалью с порохом. Все остальное добывалось в тайге. Зимовали в землянках.
Аборигены относились к таким отшельникам терпимо, даже вступали с ними в торгово-обменные сделки, хотя и смотрели на них свысока, считая, что человек должен держаться своего племени.
Впрочем, это всего лишь мое личное представление о чалдонах. Подробно обо всех иных вариантах рекомендую посмотреть статью М.Л. Бережновой «Вот повести минувших лет, или откуда пошли челдоны в земле Сибирской» (труды кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета).
Для первого раза пожалуй довольно. Жду подтверждения в получении.

Владимир Бахмутов Красноярский   03.12.2014 07:39   Заявить о нарушении
Для проверки почты послал письмо через "пишите автору". Проверь поступление. О чалдонах в следующем письме.
Мы незаметно перешли "на ты". Так и продолжим? Разница в годах в нашем возрасте не помеха, у обоих уже растут правнуки.
Жму руку.

Вадим Прохоркин   03.12.2014 16:30   Заявить о нарушении
Увы, Вадим, через "напишите автору" ничего не получил. Придется пользоваться рецензионным каналом, - произведений много, есть за что зацепиться.
Правда, придется быть кратким.
С уважением В. Бахмутов

Владимир Бахмутов Красноярский   05.12.2014 11:04   Заявить о нарушении
Владимир! Я сразу понял, что и моё письмо не дошло. Кстати, это не первый случай сбоя "отправить письмо автору".

Возвращаюсь к "чалдонам".
Когда-то я занимался родословной своей покойной супруги, родившейся в Сибири и, конечно, не мог не заинтересоваться словом чалдон. Свояченица говорила мне, что чалдонами в Сибири называли пришлых людей. У В. Даля это слово означает бродяга, беглый, варнак, каторжный. Все слова – ругательные. Возможно, в те времена, когда Даль составлял свой знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка» (середина ХІХ века), слово «чалдон» и носило бранный смысл. Когда-то Сибирь была окраиной России и сибирские города, опять по Далю, назывались украйными, то есть находящимися на крайних пределах (замечу в скобках, что и Украина получила свое название от слов «украй», «украйна» – область с края государства, украйная). Вот в этих украйных сибирских пределах в те далекие времена и пребывали такого рода люди: и бродяги, и беглые, и каторжники, и прочие варнаки и искатели приключений. А что за остальной народ там жил кроме аборигенов? Да тоже пришлый, преребравшийся в Сибирь после её завоевания Ермаком, – кто по государевой воле, а кто по своему желанию в поисках фарта. То был государев служивый люд, купцы и заводчики и просто переселенцы, искавшие лучшей доли, так что в Сибири весь народ в том или ином колене - пришлый, а значит, всех сибиряков можно теперь называть чалдонами. С годами значение слова чалдон трансформировалось и приняло иной смысл, чем во времена В.Даля. О ином его значении указывается в «Энциклопедическом словаре российской жизни и истории» (изд. 2003 г., а именно: чалдон (или челдон) – это прозвище и самоназвание старожильческого русского населения Сибири и Алтая.
Лично мне слово чалдон (как и слово пимы) знакомо еще с тех лет, когда наша семья проживала в эвакуации в Восточном Казахстане. Кого этим словом там называли, не помню, по всей вероятности, русских старожилов.

Всего наилучшего. Жму руку.
Вадим

Вадим Прохоркин   06.12.2014 12:17   Заявить о нарушении
Разрешите добавить.
Во взрослых пацанах нас с братом бабушка иногда называла чалдонами. Она была потомственной забайкальской казачкой.
Мы понимали, это ругательное слово. Со временем, из староверческого диалекта, когда не матерились.
Означало, в моём понимании, не послушный, не усидчивый. Вредный, не дисциплинированный...

Владимир Конюков   30.11.2015 16:43   Заявить о нарушении
Спасибо обоим Владимирам! С чалдонами я уже разобрался.

Вадим Прохоркин   01.12.2015 18:06   Заявить о нарушении