Незаконченный эпизод 4

Евгений Садков: литературный дневник


Фриц.
Не надо перекладывать на меня вину наших политиков. Я лишь ученый. И как любой из нас ищу путь прогресса науки, которой посвятил свою жизнь. Наверняка, Клара, Вы слышали о законе минимума нашего земляка фон Либиха. Кстати, он тоже родился в семье коммерсанта.


Клара.
Думаю, Фриц лимитирующий фактор в нашей Германии имеет и социальное отражение. Как знать, только ли на нашей нации отразится он в будущем?


Фриц.
Опять Вы оседлали своего любимого конька. Зачем, Клара, приплетать законы экологии к социологии и политике? Давайте лучше вспомним, что в сельском хозяйстве Германии на рубеже веков стало ограничивающим фактором для повышения урожайности растений и следовательно, роста животноводства.


Клара.
Как жена такого великого человека не может знать об этом? Истощение запасов чилийской селитры заставило не только Вас искать пути фиксации азота.


Фриц.
Вот, Клара, вот главное отличие истинного ученого от бюргера, от простого обывателя. Ученый интуитивно чувствует ещё не явную для общества проблему. Обобщая накопленный опыт своих предшественников, он делает следующий шаг. Да, часто ошибочный, часто ведущий в тупик. Но осознавая это, ученый не сдается, а начинает искать новый путь. Я понимаю, о чем Вы намекнули. О моем конкуренте в разработке фиксации азота.


Клара.
Иногда, Фриц, я жалею, что судьба свела меня не с ним, а с Вами. Как знать, прозвучал ли бы тогда и тот роковой выстрел?


Фриц.
Вы опять перекладываете вину на меня. Заметьте, Клара, между мной и господином Каро много общего. И не только в рождении и национальности. Он, как и я, не только химик, но и успешный предприниматель. Но есть одно существенное отличие. Да, мы оба фиксируем азот в легко усваиваемых растениями соединениях. После этого успешно внедряем разработанные процессы в химическое производство родной Германии. А теперь ответьте, любезная Клара, почему не ему, а мне присуждается Нобелевская премия?



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 06.02.2018. Незаконченный эпизод 4