рецензия на Яблоки падают Е. Крюкова

Юрий Марахтанов: литературный дневник

Юрий Марахтанов. Яблоки падают. Рассказ
Марахтанов Юрий Евгеньевич прозаик, поэт, член Сою-
за Писателей России. Родился 2 августа 1949 г. в г. Горь-
ком, проживает в г.Н.Новгороде. Образование высшее —
Горьковский государственный университет, промышленно-
эконо-мический факультет. Трудился на руководящих по-
стах в ряде предприятий и учреждений. В армии служил,
женат, трое детей, русский. Первая публикация — в 1986 г.
Автор 3-х книг прозы. Лауреат Приволжской литературной
премии «Newbook. ВОЛГА-2015 (категория «Историческая
проза».
Публикации:
В альманахах «Современники— 86, — 88, «Арина».
«Русский смех-2008», «Земляки», «Нижегородцы».
В журналах: «Провинция», «Север» (Карелия), «Верти-
каль»
Публицистика в газетах: «Экономика и жизнь»,
«Нижегородская правда», «Рабочая Балахна», «Красный Сормович», «Российская
газета» и других.
Один из самых пронзительных рассказов в русской прозе последних лет —
"Яблоки падают" Юрия Марахтанова.
Удивительное смешение, смещение времен, разных времен жизни, что,
наслаиваясь друг на друга, как в кино (и фильмовые ноты ясно звучат в
рассказе — поминается "Андрей Рублев" Тарковского, что отзвучивает на-
рисованными на стене сельского храма трещинами... а из-за этих трещин
храм и снесли, и вина душу художника жжет... а потом, в Переделкине, в
окне, герой видит двух стариков, и ему говорят: это родители Тарковско-
го: "Вчера по «Маяку» сообщили, что Андрюша их за границу слинял. Ос-
тался там..."). Да и не ноты это уже; сам рассказ, даром что неповторимо-
марахтановский, вместе с тем и "тарковский" — кадры избы, где лежит
умирающий, сменяются кадрами его молодого поцелуя, кадры военного
Афганистана сменяются кадрами Украины, где на перекопанном чернозе-
ме лежат красные яблоки, и "их уже никто не собирал..." Вот они, красные
эти яблоки, — в день, в тот миг, когда герой, состарившийся уже, сам по-
думал о смерти и о близости ее. Я чувствую их вкус и запах...
А смерть — рядом. Вот она. "Стой! Не ходи туда!"
Дитя, не ходи туда. Дитя, тебе еще жизнь прожить. Целую жизнь.
А вся она, жизнь, сшивается, как суровой нитью, соединяется, скрепляет-
ся одними и теми же мотивами: красные яблоки все такие же, и дерево
чинар в Афгане все такое же, и белая стена храма все та же, и цыганские
лошади, что пасутся возле берега, все те же. Значит, я не умру. Я вер-
нусь.
Елена Крюкова


2.duhovny_sad
Несмотря на то что главный герой романа мужчина, личность неординарная, суровая и временами невоздержанная, образ жены (Натальи), написанный с удивительной проникновенностью и мастерством, совершенно заслоняет его, как это бывает в тех случаях, когда любят светло и бескомпромиссно. Картина эпохи видна как на ладони. Увлекательны путешествия «на слонах». Россия, Италия, Египет… Всё зримо, всё натурально… Читается с нарастающим интересом. И особенно потрясает конец книги.


о романе "Твой след ещё виден..." В лит рес.



Другие статьи в литературном дневнике: