Мир и характер

Владимир Каев: литературный дневник

Когда появляется человек? В роддоме? Это вряд ли – не все становятся людьми в процессе родовспоможения. В палатах, ваннах, на обочинах дорог в мир, приходит не человек, а его телесная основа, в которой генетическая память словно корни, тянущиеся из глубин времени, добывает то, без чего укорениться в реальности не получится.


Становящийся человеком использует способность к обучению, заложенную исходно. Однако, без наличия обучающих человека не получается, а получается маугли, причём далеко не в сказочной версии. Рядом должны быть те, кто не только кормит, но и смеётся, плачет, что-то говорит, как-то движется, одевается и спит, ест и листает книгу. Ребёнок воспринимает и воспроизводит то, что даёт ему окружение. Если и есть в человеке Образ Божий, то он приходит через других людей и никак иначе.


Насколько личный мир человека подобен внешнему? – По-разному бывает. Творческая сила, заложенная в человеке, такова, что у него могут язвы появиться на ладонях, если он ярко видит себя на кресте; таких называют стигматиками. Мне интереснее те, кто зачарован тайнами мира, кто становится учёным, или вырастает музыкантом, художником, танцором; кто, обладая природным оптимизмом и добротой, ходит на работу, а по выходным копается в грядках на даче и жарит шашлыки, – у человека редко бывает единственная роль, разве что на государевой службе, или в местах заключения, или в сумасшедшем доме.


Характер – это судьба. Так говорят, разумея, что поведение формирует картину жизни в её протяжённости; происходящее в человеке демонстрирует характер, характерную для него реакцию на происходящее и намерения, если они в поведении отражаются. Судьба представлена хроникой жизни и смыслами, которыми расцвечивается происходящее, причём цвета оказываются разными у разных наблюдателей, тоже наделённых характерами и намерениями. Да и что они видят, эти наблюдатели! – Вот причина, по которой меня интересуют известные писатели: о них много написано и они написали достаточно, чтобы можно было рассмотреть предмет с разных сторон. А частного человека, книги не пишущего и публике не интересного, можно рассматривать через призму астрологии, когда обстоятельства тому способствуют, или слушать и наблюдать, пытаться запомнить и записать.


Сам себя определив в школу письма, пишу сочинения по сохранившимся фрагментам личных историй, с которыми когда-то пришлось пересечься. Из чего-то можно делать художественное произведение, сочиняя то, чего не было и выворачивая наизнанку то, что было, но не там, не с теми и не так. Из другого лучше ничего не делать, просто воспроизвести сохранившееся в заметках и памяти, снабдив комментариями и размышлениями, если охота пристанет. Вот это последнее и размещаю в созданном на днях разделе "Биографический материал" – http://www.proza.ru/2018/08/09/1225



Другие статьи в литературном дневнике: