Эль Мюрид - Приезд Меркель

Дон Борзини: литературный дневник

Меркель сегодня встречается в Сочи с Путиным. Среди заявленных тем: Иран, Сирия и Донбасс. Санкции, как особо отмечено, обсуждаться не будут.


Обеспокоенность европейцев, естественно, связана с Ираном. Лихие упражнения Трампа, которым рукоплещут в Израиле и Саудовской Аравии, совершенно не нравятся Европе. Вопрос при этом имеет глубоко концептуальный характер, хотя и экономические вопросы играют не последнюю роль.


ЕС - продукт глобализации, уже поэтому возвращение в США идеи "Пакс Американа" с ее имперским подходом, идет вразрез самой концепции существования Европейского Союза. Другой вопрос, что глобализация во всемирном масштабе и региональном разрезе Европы ощутимо просела, она требует слишком быстрых темпов развития, которые уже невозможно выдерживать. Поэтому и в самой Европе, и в США, и во всем мире проявляются тенденции возврата к привычным и надежным методам управления, хотя при этом неизбежно возвращаются и противоречия, разрешение которых и вызвало процесс глобализации, как механизм, позволяющий уйти от тупиковых проблем "имперского" мира.


Иран для Европы - естественный союзник, так как сорок лет жесткой клерикальной автократии вынуждают иранскую элиту уходить от своей собственной Персидской империи и пытаться войти в глобальный мир, как попытка разрешить возникший в силу закрытости Ирана тупик развития. Естественно, что иранская элита в этом вопросе разобщена: строительство "шиитского пояса", идущая война в Ираке и Сирии и деятельное участие в ней Ирана - это как раз попытка "имперской" элиты Ирана разрешить внутренние проблемы путем внешней экспансии. Путь затратный и практически безнадежный. Именно его безнадежность позволила Роухани выиграть дважды выборы. Ему дали возможность "прощупать" иной путь, менее затратный, и более перспективный. Однако только дали - "имперские" иранцы предсказуемо интенсифицировали свои военные упражнения именно в период правления Роухани. Тем не менее шанс на иной путь у Ирана пока еще есть, но теперь он связан исключительно с Европой - глобалистская элита США потерпела поражение.


Естественно, что европейцы не могут позволить Трампу закрыть точку сборки ближневосточного глобалистского проекта. Любой проект должен развиваться, остановка или тем более "схлопывание" даже в малой его части будет означать деградацию всего проекта. (В скобках можно сказать, что этой простой истины совершенно не понимают те, кто любит лозунги типа "Хватит кормить..." - неважно что. Кавказ, Москву, Сибирь. Любой проект либо развивается, либо схлопывается. Утрата даже малой части своей территории и своих позиций ставит субъект на путь деградации и закрытия проекта. Простой пример: Путин потерял Украину - и единственный за 30 лет стратегический проект развития России ЕАЭС издох. И другого нет. Ну, то есть, он еще агонизирует, но в реальности это уже труп.) Именно поэтому глобалистская элита Европы не может потерять Иран как составную часть глобального проекта - это будет означать в недалеком будущем коллапс и самого ЕС. Здесь как на мотоцикле: остановился - упал, а заднего хода у него вообще нет.


Однако против лома приемов не так уж и много. А США Трампа действуют по-имперски нахрапом и с помощью средневековых инструментов. В основном гасилом и кистенем. Поэтому Меркель нужны союзники - даже такие убогие, как Путин. Хоть какие. Поэтому она и едет в Сочи.


Проблема в том, что позиция России по Ирану тоже весьма двойственна.Что заведомо превращает Кремль в крайне сомнительного партнера и совсем никчемного союзника. Собственно, не только по Ирану. Российский режим антиидеократичен, в его основе нет вообще никакой идеи, он - чистой воды клептократия. Деньги юбер аллес. Это, конечно, тоже идея, но абсолютно шкурная, а потому в российской элите вообще нет ни жрецов, ни воинов, только торговцы. Причем торговцы-воры, богатеющие исключительно на разворовывании и проедании внезапно свалившегося им в руки наследства. Дворовая алкашня, одним словом. Договариваться с такими о чем-либо практически безнадежно: продадут за фанфурик. Сам факт поездки Меркель по иранской тематике к Путину говорит о её отчаянном положении.


Так вот, о двойственности. Пытаясь продавить проект Турецкого потока и ввязавшись по этому поводу в войну с Турцией в Сирии (не с ИГИЛ, а именно с Турцией Путин там воюет, как бы кому-то это странным не казалось), он естественным образом вошел в союз с имперской элитой Ирана. Симбиоз понятен: у Ирана нет сил победить на земле в Сирии, Путин не в состоянии высадить в Сирии сколь-либо значимый контингент. Союз двух одноногих, которые вынуждены опираться друг на друга, чтобы хоть как-то ковылять.


С другой стороны, никаких иллюзий ни у Ирана, ни у Кремля друг в отношении друга нет. Они конкуренты в Сирии во всем. Как в текущих задачах, так и в стратегии. Подключение Ирана к Южному газовому коридору ЕС обнуляет вообще весь смысл существования Турецкого потока. Точно так же Кремль категорически отказывается от предоставления Ирану выхода в Средиземное море, застолбив за собой Тартус и Латакию и не пуская туда Иран ни чучелом, ни тушкой. Идет борьба за Асада и его окружение. Нон-стопом убивают или арестовывают представителей про-российской или про-иранской части асадовской элиты. Иран постоянно подбрасывает провокации с химическим оружем, Кремль убирает Махера Асада - виднейшего представителя про-иранской группировки в окружении Асада - от командования Республиканской гвардией. Война Кремля и Ирана в Сирии идет ничуть не менее ожесточенная, чем с боевиками, правда, ее совсем не освещают, а потому ее как бы и нет.


Эти противоречия грамотно и цинично используют все, и Нетаньяху, и Эрдоган, и американцы. Собственно, и европейцы тоже: им как раз "имперские" иранцы совсем не союзники. За тем Меркель и едет к Путину: ей нужно вбить дополнительный клин между Путиным и "имперцами" Ирана. Обещая что-то взамен. Что именно - вопрос интересный, так как много Путину не предложишь - те вопросы, которые ему интересны, наглухо запечатаны, и подвижки возможны только тактические, не имеющие особой ценности. Вообще, проблема современной России в том, что примитивная экономика (и продолжающая процесс стремительной деградации) ставит всё более примитивные и простые задачи своей внешней политике. Внешняя политика призвана продвигать внутренние интересы, а их в дикой мануфактурной экономике Путина все меньше и меньше. Поэтому и предлагать Путину особо нечего.


В том и проблема Меркель: мало того, что Путин как союзник по любому вопросу так себе (и объективно, и субъективно: закомплексованный на своем величии невежественный деспот - тот еще партнер), так ему и предложить мало что можно. Толку от того, что дикарям на остров привезут компьютер - у них и розетки нет, чтобы его включить. А бус у них и так уже выше крыши. Но положение Меркель отчаянное, поэтому она и едет. Может, что и получится. Хотя, конечно, вряд ли.



Другие статьи в литературном дневнике: