Так будут последние первыми...

Юлия Геба: литературный дневник

Сергей Маковский «На Парнасе Серебряного века» – прекрасные эти мемуары читала еще в американском издании, в Ленинке, для диплома. Через четверть века решила перечитать. («Согласие» перепечатало текст мюнхенского издания.)
Одна из глав посвящена князю Сергею Волконскому – писателю и мыслителю, филологу, широко образованному человеку, с огромным кругом интересов – от культа калокагатии, воспринятого в итальянских путешествиях, от «телесной ритмики» Жака Далькроза до создания образцовых лесных питомников в своем тамбовском имении и неустанной заботы о крестьянах.


В результате революции этот необыкновенный блестящий человек, естественно, лишился всего имущества, стал бездомным, нищим, ходил по улицам босым и едва не умер от сыпного тифа. А однажды захотел посмотреть на свой петербургский особняк на Сергиевской. Вот как он рассказывает об этом Маковскому:
«Подошел к дому, позвонил. Дверь отворил тот же мой лакей, которого вы столько раз видели. Ахнул, когда узнал меня в моем изодранном пальтишке и панталонах с бахромой. Повел наверх, в «свои» апартаменты, т. е. бывший мой кабинет и столовую. Я был голоден. У бывшего лакея нашлись и хлеб и вино (я узнал бутылку из моего погреба). Ну, потолковали… Я стал торопиться, надо было вернуться засветло к приютившему меня другу. На прощание он протянул мне руку и попросил взять от него «подарочек». «Ну, что ж? Дари!» – сказал я. Тогда он открыл шкаф, вынул один из костюмов бывшего моего гардероба и поднес мне со словами: «Вот, Ваше сиятельство, от меня на память. А то уж очень вы, того, обтрепаны!» Я не протестовал и, представьте, не почувствовал никакой досады».


Разве не прелесть?:)
Давно ведь сказано: «Так будут последние первыми, и первые последними»…



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 13.10.2017. Так будут последние первыми...