Чак Поланик

Вера Июньская: литературный дневник

В 2004 – 2008 годах Чак Паланик на официальном сайте своих фанатов ежемесячно публиковал эссе о литературном мастерстве, основываясь на методах, выработанных личным опытом. Все эссе находятся в свободном доступе, но на русский язык никогда не переводились.



ПРЯЧА МЕСТОИМЕНИЕ «Я»


Часть 2


В первую очередь хочу выразить признательность писателю Питеру Кристоферу профиль удален, автору книги «Костры мертвецов», который рассказал мне о «сокрытии “я”» – так он это называл. Теория состоит в том, что вы можете писать от первого лица, но никому не хочется слушать истории, рассказанные таким образом. Мы с очевидностью ожидаем хвастовства и бахвальства. Героическую историю. Но никто не хочет слышать такое дерьмо. Так что, как только на странице мы видим «я» - мы чувствуем отвращение. Это выбивает нас из вымышленного мира, словно эгоцентрист, раздражающий своим поведением. Мы все время слышим: я, я, я, мне, мне, меня.


Но проблема в том, что истории, рассказанные от первого лица, более авторитетны. Они кажутся более аутентичными, чем истории, рассказываемые от третьего лица. В наше время, когда все мы знаем о «точке вращения», которую каждый применяет к своей версии реальности («Лимбо Раш против Либерально-Медийного Заговора» Светлана Пешкова), становится всё тяжелее верить всезнающему рассказчику, говорящему от третьего лица, говорящему словно бы от имени Бога.


Нет, история, рассказанная от третьего лица, может выглядеть тонкой и даже трусливой – в основном потому, что мы не добавляем дополнительное измерение узнавания рассказчика и как его образ жизни воздействует на его повествование. Лучший пример, который я знаю, это «Великий Гэтсби». Конечно, вы можете прочитать ее, считая, что Ник Каравей правдив – он даже хвастается своей честностью – но к концу книги мы видим, как он становится бесчестным. В тот момент вся слава Джея Гэтсби ставится под вопрос. Действительно ли он был настолько крут… или Ник представил его таким, чтобы молодость самого Ника выглядела более впечатляющей и романтической?
Создал ли Ник Джея таким прекрасным, а затем убил, чтобы его собственное трусливое отступление назад к семье на среднем западе выглядело оправданным?


Видите? Вот, это прекрасное дополнительное пространство, которое вы получаете, используя рассказ от первого лица. Вам приходится играть с честностью рассказчика. Это то, что писатели называют «ненадежный рассказчик».


С рассказами от третьего лица вам на самом деле не следует беспокоиться о честности Бога. Вы просто присваиваете ее. Конец истории.


продолжение следует...



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 22.06.2018. Чак Поланик