Душевный юмор

Валентина Юрьева-50: литературный дневник

<><><>ДУШЕВНЫЙ ЮМОР из статьи Древнего Старца (Проза.ру)
<><><>Душевный юмор - третий принцип сдерживания обострения эгоизма. Юмор – душевное состояние чувства комизма, переживание противоречивости. Чувство комизма вызывает несоразмерность, контраст образного противоречия между ничтожным и значительным, мелочным и великодушным, обыденным и возвышенным, убогим и величественным, конечным и бесконечным. Душевный юмор отличается не столько внешним выражением, сколько внутренним переживанием несоразмерности – это душевная практика, работа рассудочного и чувственного сознания. Для того, чтобы владеть чувством юмора, нужно владеть в каждом конкретном случае как чувством мелочного и незначительного, так и величественного и значительного и находить между ними комизм контрастности.
<><><>Для устойчивого душевного равновесия необходимо видеть комическое, распознать и контролировать чувства и мысли, навеянные эго, не столько в выражении эгоизма других людей, но главным образом, в собственных притязаниях, побуждениях, предпочтениях. Когда мы будем во всем находить комическое, а не драматическое или трагическое, тогда можем приобрести устойчивость к психологическим раздражителям, равновесие психики. Мелкое и незначительное в притязаниях и выражениях эгоизма, а величие и значимость - в идеях и чувствах антиэгоизма.
<><><>Можно относиться к собственной жизни как к непрерывной последовательности драматических событий, включающей рождение и смерть, а можно относиться как к непрерывной цепи комических событий, включающих и смерть. Из этих двух душевных состояний второе более жизнеутверждающее. Тогда жить лучше величием вечных и непреходящих истин, и с этой идейной высоты наши суетные невзгоды и радости покажутся обыденными – обычное удовлетворение потребностей прихотливого организма. Эгоизм склонен придавать суетным мелочам вселенскую важность, ставить себя в центр всех явлений и событий. Эгоизм по своей сути притязателен в мелочной значимости, жадности до крохоборства, мелкодушной зависти, и к его проявлению, можно только относиться с юмором, если к этому относиться с раздражением, ненавистью, озлобленностью, то отвечать мелкодушием на мелкодушие.
<><><>Без душевного юмора трудно придерживаться принципов непритязательности и покаятельности. В покаятельный стиль рассудительности с оттенком мнимого унижения гордыни, душевный юмор вносит эмоциональную поддержку и одобрение. Душевный юмор способствует равнодушному отношению к каким-то потребностям, возможностям «иметь и господствовать», делает это отношение эмоционально возвышенным и не допускает сожаления. Душевный юмор это и есть луч света в темных дебрях эгоизма, и все его проявления в этом свете выделяются, высвечиваются. Юмор снимает шоры фанатизма, и наше сознание раздвигает границы разнообразие миров и представлений, становятся доступным для понимания другие идеологии. Это взгляд с высоты вечности, возвышенности чувств, исключающий, идейную неприязнь и фанатизм. Такое чувство есть состояние души, позволяющее оценивать и находить комическое - по одну сторону добро, по другую зло, а посредине душевный юмор. В душевном юморе спасение души от черствости.
<><><>Религиозные идеологии исходят из трагизма земного бытия, а христианство приняло трагизм земной жизни и спасение на небесах от жизненной трагедии центральным символом веры. Здесь мы имеем жизнь конечную, но зато где-то там вечную. Это будто бы прибавляет оптимизма верующим к обыденной тревожности о хлебе насущном. И о чем вы так согбенно и подобострастно взмолились? Опять что-то выпрашиваете у Господа? Здоровья, денег, славы, счастья, любви! Опять любви? Ненасытные! А ведь знаете, что ЭТО дело очень-нь за-ра-зи-тель-ное! Воспряньте, избавьтесь от подобострастия, улыбнитесь. Если у Вас что-то осталось божественного так это ДУШЕВНЫЙ ЮМОР. Есть веские основания полагать, что Бог мог сотворить человека только в хорошем расположении божественного духа. А когда Он вынул ребро, то сияние озарило Его божественные уста. Вы видели женщину - и что, это серьезно? Обладая душевным юмором, вы не можете встретить какие-либо невзгоды и беды, так как это все мелочная суета по сравнению с Вечностью! Душевное состояние комизма, несоразмерности собственного эго и божественного замысла должно быть нашим основополагающим отношением ко всем объектам, событиям, явлениям.
<><><>Душевный юмор следует отличать от развлекательного, который выражается внешней улыбчивостью, громким смехом, является способом проведения досуга, приобретения положительных эмоций в данный момент. Развлекательный или эстрадный юмор является профессиональной деятельностью артистов, к душевному юмору он имеет отношение косвенное. Он высмеивает какие-то характеры, к нам не относящиеся, нас это не только потешает, но и возвышает и развращает нашу гордыню. Если мы в общении будем выражать душевный юмор внешне, то собеседники могут воспринять как насмешку и результат душевной практики будет обратный.
<><><>
<><><>ВЕЛИКОДУШНАЯ ЛЮБОВЬ


<><><>Великодушная любовь - четвертый базовый принцип сдерживания обострения эгоизма. Слово «любовь» используется в разнообразных, порой противоположных смыслах и значениях. Мы любим вещи, комфорт, отдаем предпочтения каким-то блюдам или напиткам. Любим все, что привычно, полезно, доставляет удовлетворение, удовольствие, наслаждение. Часто, этим словом обозначают обыденную практичность как потребность. Любовь к другому человеку как потребность в дружбе в общении, как способ самоутверждения. Любовь между полами овеянная романтикой интимных отношений, как неотвратимое влечение инстинкта. Этим словом мы просто выражаем эмоциональное состояние, не вдаваясь в его содержание, подобно междометиям.
<><><>Очевидно, что это популярное слово используется для эмоционального обозначения наших биологических и психических потребностей, удовлетворения нашего эго, такая любовь - эгоистична. Эгоистичная любовь – любить то, что приятно, комфортно, полезно, привычно нашему организму. Эгоистичная любовь это страсть, рядом с ней всегда ненависть, так как это потеря владения, пусть взаимного владения. Все приведенные смыслы и значения во многих головах образуют бессознательную смесь, и слово «любовь» превращается в ходячий словесный штамп, стереотип наивных представлений человеческих отношений или ожидания этих отношений. Авторы таких штампов вряд ли могут раскрыть вкладываемое в них содержание.
<><><>Но когда мы утверждаем, что Бог есть любовь, а любовь есть Бог, то вкладываем в это понятие метафизический, мистический, сакральный смысл и значение. И в таком значении притязания эгоизма смягчаются или вытесняются на второстепенный план. Великодушная любовь предполагает не столько отношение дружелюбия к ближнему своему, а собственное душевное состояние великодушия. Здесь упор на понятие “великодушие”. И с этим состоянием если и рождаются то единичные экземпляры, такое качество личности приобретается душевной практикой человеческих отношений. Любовь великодушная не как реакция на человеческие внешние качества, не для обязательного завоевания дружбы, а как собственное состояние, собственное душевное равновесие, поэтому к любому человеку, собеседнику следовало бы относиться с великодушием, непритязательностью, покаятельностью, приветливостью, и главное, с душевным юмором.
<><><>Состояние великодушной любви любить не конкретного человека и за что-то, а любить саму жизнь в человеке, просто человека как неотъемлемую часть всей природы всего мироздания. Среди этого всего, захватывающего грандиозного великолепия, поразительного богатства растительного и животного мира стоит человек, обладающий волевым сознанием, которое склонно отражать, воспроизводить реальную действительность и участвовать в процессе творения. Такая любовь расширяется поле сознания, происходит осознание глубинных причин негативных личностных и общественных процессов. Великодушие являет собой одухотворение и душевность, надежду и веру, НО ЛЮБОВЬ ВСЕГО БОЛЕЕ!
<><><>Какой любовью мы можем любить врага своего, ведь он же эгоист «почище», чем мы сами? Зачем любить людей, если они эгоисты, а тем более своих недругов или врагов? Нет никакого смысла любить врага, преступника, террориста, они нам не доставляют удовольствия. Врага мы не просто «не любим», а ненавидим. А наша ненависть, тревожность, переживания, страдания вредят нам, нашему психическому состоянию, но не «врагу». Мы не можем любить врагов эгоистичной любовью и нет необходимости их ненавидеть. Видимо, врагов и недругов можно любить другой любовью - проявлять великодушие. Мы можем относиться к ним с великодушием, как к характеру, с обостренным, развращенным эгоизмом, расстроенной психикой, как к организму с ограниченными возможностями. В великодушной любви нет ненависти, поэтому отношение, как к врагам, так и к друзьям одинаково безмятежное. Любовь великодушная без каких-либо притязаний с присутствием покаяния и юмора.
<><><>Человек эгоист он может погубить своим эгоистическим сознанием творения природы и самого себя, и к этому нужно относиться великодушно, непритязательно, покаятельно и с душевным юмором, так как этот эгоизм исходит от каждого из нас. Но эгоизм признает только силу, а не душевность, поэтому в экстремальных случаях его можно нейтрализовать только физически. Напористый высокомерный характер, который выражает свое чувство превосходства над остальным миром, а значит, вызывает чувство унижения и зависти, вины, какой-то ущербности у собеседника не затронет наше чувство достоинства тогда, когда к притязаниям собеседника мы сможем относиться с душевным юмором и великодушной любовью. Великодушие не есть прощение кому-то каких-то грехов - это собственное душевное состояние уравновешенности, не возбуждающей в себе негативные эмоции - неприязнь, брезгливость, обиду, мщение.
<><><>
<><><>ДУШЕВНОСТЬ ПРОСТОТЫ


<><><>Непритязательность, покаятельность, душевный юмор и великодушная любовь в своем проявлении взаимообусловлены и образуют единое состояние, выражают личностное состояние ДУШЕВНОСТИ. Душевность являет собой высокую нравственность, высшую степень чистоты нрава, этический идеал совершенства характера и человеческих отношений. Богатство и нескончаемость личностного мира воплощается в эмоциональных выражениях душевности – простоты и безобидности, открытости и отзывчивости, радушия и приветливости. ПРОСТОТА нейтрализует собственное проявление гордыни, лишает возможности проявлять высокомерие. Безобидность – опора душевности, нейтрализует гордыню собеседника.
<><><>Душевному характеру нечего скрывать, нечем хвастать, незачем использовать ближнего своего как средство, поэтому такой характер привлекателен своей отзывчивостью, открытостью и откровенностью. Открытость публичная больше вселяет присутствие духа, идейную твердость, эмоциональную уравновешенность. Душевный характер излучает приветливость и радушие не потому, что он кому-то льстит, а потому, что это состояние его души в противоположность настороженности и подозрительности. Состояния добродушия, доброжелательности не обволакивают лестью чью-либо гордыню, не искушают ревность, не потворствуют жадности, не разжигает зависть. Душевность не проявляется избирательно это уравновешенное состояние собственных чувств и рассудка.
<><><>Идеал личности мы себе представляем как высокоразвитый интеллект, но при этом подчеркиваем, что он должен быть высоко духовным. Что же такое духовность, а тем более высокая духовность? Нам представляется, что духовность выражается высокой идеей, которой задается человек. Например, такой высокой идеей, которая одухотворяет личность, может быть нравственное совершенство, идеи экологии, освоения космического пространства, великого будущего человечества, сферы запредельного творения или спасения. При этом нам всем не хватает, прежде всего, душевности, душевных отношений, а потом духовности. В любом случае без постижения душевности, без душевного отношения к людям любая величественная идея потеряет смысл, приведет к фанатизму, неприязни к другим идеям и их носителям. Другими словами - ДУХОВНОСТЬ ЕСТЬ ДУШЕВНОСТЬ ОДУХОТВОРЕННАЯ ВЕЛИЧЕСТВЕННОЙ ИДЕЕЙ. Мы не в силах отказаться от инстинкта влечения к владению и властвованию, но мы можем удовлетворению этого инстинкта придать иные формы, формы владения душевностью и властвования над собственным эгоизмом.
<><><>Этическая интуиция прекрасного воплощается в грации, грациозности - грации осанки, движений, грации пропорций, грации непринужденности и уравновешенности характера, грации душевных человеческих отношений. Мы отмечаем, что та или иная известная персона с высоким реальным статусом доступна в общении, создает чувство равенства в отношениях у собеседника. С врожденной телесной и душевной красотой появляются самородки, также как и таланты в других областях жизнедеятельности. Но и как любой талант душевность можно закопать, а можно развить до какого-то совершенства.
<><><>Мы все проникнуты ожиданием душевных отношений, но в повседневную действительность вмешиваются с дерзкой настойчивостью отношения гордыни, ревности, жадности и зависти. Совершенными мы не рождаемся и даже не становимся, развитие и совершенствование процесс непрерывный и бесконечный. Поэтому известное утверждение, что «Писание не для праведников, а для грешников», для всех и всегда актуально. Массовое искусство вытеснило грацию – этот “гений чистой красоты” на задний план красотой эротического возбуждения. Эстетическое наслаждение прекрасным, идеальная модель личностных отношений вытеснено, отброшено и поругано наслаждением физиологическим, раздражением центра удовольствий и поощрений стволовой зоны (самой древней) головного мозга. Эстафета “мир спасет любовь” отобрана возбуждением призыва, ощущениям сексуальности. А с этой эстафетой и отброшено вдохновляющее влияние чувства прекрасного на жизнь, благородство и грациозность духа, богатство и нескончаемость личностного мира, чувство возвышенного в обыденных явлениях и отношениях.
<><><>



Другие статьи в литературном дневнике: