Озеро

 
                                                   
   Люди, веками  живущие по берегам, научились со смирением  внимательно читать книгу природы.
Однажды, в погожий весенний день, моя соседка, перегнувшись через  забор, улыбаясь своим изрытым морщинистым обветренным лицом, добродушно говорила:
- Рано сажаешь – помёрзнет всё.
Я говорю:
-Мария, я уже неделю в сарафане хожу. Тепло-то как!
А она:
-Не смотри, что тепло – это, так, для веселья. Озеро должно 7 раз выдохнуть, – тогда сажать будешь.
-Как это?
-Вот оно собирает, собирает тепло, а потом вдохнёт его глубоко и выдохнет  из себя холод. Семь раз надо – считай! 
Правда, помёрзло. Проснулась утром, - вся моя фасоль лежит помороженная. Ночью, говорят, «выдыхало», - туман был. Спасибо, за науку!

   Мы, городские жители, ненасытные к любому проявлению природы. Местные крестьяне только снисходительно улыбаются.
- Ты приезжай зимой. Вот когда самое веселье! А сейчас – СТРАДА!

   Зимой бывать не приходилось.  Избушка наша ветхая, боялись, не согреет. Соседям мешать не хотелось. Привыкают там люди жить широко. Летом общаемся на природе, а в дом входишь редко. 

   Нашли  как-то весной на песке рукавицу, мастерски связанную из грубой некрашеной шерсти. Вот, наверное, потерял рыбак, занесло снегом,-  не нашёл. Сердился, должно быть.

   А вот так,  всё же, представила себе зиму  по ежегодным, дружным рассказам.

   Блестит лёд под лучами солнца. Рыбалка! Зимняя подлёдная рыбалка!
Самое любимое время у местного  мужского населения. Да и не только у местного.  Вереницей стоят на берегу у нашей деревни машины с городскими номерами. Почитай может полсотни, в воскресный погожий день. Сидят около лунок рыбаки весь день до заката. Потом остаются в крестьянской избе до утра. Угощают хозяина водкой, а главное поговорить можно. Скучают деревенские мужчины по общению. Политика  волнует, и вообще понять  хочется: «Зачем  всё это?».
Да и приезжие  вкушают, наконец, - то, почему инстинктивно истосковалась городская душа. Женщины уважительно не мешают.
Тепло в доме. На кухне по стенам связки лука. Грибами пахнет, берёзовыми вениками. Котята играют на половиках. Герань смотрит сквозь тюлевые занавески на зиму, - цветёт всеми цветами от белого, как снег, до алого и бордового. В каждой комнате  светлая икона и букетик сухих цветов.

А вот и все мои поздравительные открытки  за зеркалом! Как-то к месту  мои подарки: клеёнки в цветочек и т п. Горит все, каким – то своим уютом.  Помню, зашла  с девчонками в дом одной местной женщины. Мои внучки просто зашлись в своём детском восторге.
Комод, на нём фарфоровые вздыбленные кони с золочёными копытами, кругом кружева и кукла нарядная сидит - невеста, как символ чего-то самого лучшего  в жизни. Девчонки говорят:
-Бабушка, у тёти Тони красивее, чем у нас.
Думаю, может красивее, только всё равно нам это уже недоступно.  Цивилизация мешает. Вот как! А, всё-таки, любила слушать, как  рассказывали старушки, что раньше, когда ещё не было обоев, мыли, скребли они  деревянные стены к празднику всей семьёй.
Горело золотом дерево и, каждый лоскуток, бережно вставленный в лоскутное одеяло, потрясал воображение и будил фантазию.

                                                             -------

Ещё несколько строк.

   В нашем месте берег крутой, сначала поднимаешься  в гору. Удивительную гору с растительностью не встречающуюся  нигде в округе. Сбегают со склона кусты можжевельника. Сменяется ковер степных трав и полевых цветов, жужжат осы, под раскаленным солнцем. А в небе заливается жаворонок.
Дышать удивительно легко. На вершине, лет десять назад  деревенские люди посадили кедровые сосны. Разрослась роща и в тени манит отдохнуть скамеечка, сделанная руками замечательного человека Евгения Михайловича, влюблённого в свой край. И по-прежнему в окопах на вершине горы цветут полевые цветы, на месте где в войну погибали солдаты, защищая свою землю.

Петербург, 2014 г.


На это произведение написано 12 рецензий      Написать рецензию