История княжны N

Николай устроился в гостинице и поехал в замок. Долго не открывали, наконец, впустили. В большом, полутёмном зале, у камина сидели две женщины. Одну из них он сразу узнал - это её он видел во сне, Гертруда, дочь барона. Вторая - горничная Марта.
Опытный следователь, Николай умел расположить к себе людей, попросил разрешения побеседовать. Дочь вела себя нервно, на щеках выступили красные пятна, далеко не красавица, она стала ещё неприятней, глазки бегали, руки дрожали.
На вопрос, знала ли она Вольдемара, ответила отрицательно.
Николай заметил, что Марта при этом удивлённо посмотрела на неё.
"Первая ложь - они несомненно были знакомы" - подумал он.
А Марта отвечала на вопросы заученно и твёрдо - это тоже настораживало.
Итак, ещё одно действующее лицо трагедии - Гертруда. То, что она говорит неправду, нет сомнений. Николай вернулся в гостиницу, пообедал. Он очень устал за эти дни, но оставалось мало времени до суда, нужно решать, как строить защиту.

 Поздно вечером кто-то поскрёбся в дверь. Николай открыл - на пороге стояла Марта.
Она вошла и сразу начала рыдать.
- Я боюсь, они убьют меня!
- Кто? Успокойтесь, - он дал ей воды.
Рассказ Марты многое прояснил. Вольдемар соблазнил её вскоре после приезда, и бедняжка влюбилась безумно. А он скоро охладел к ней. Заподозрив измену, Марта начала следить за ним. По утрам он уходил писать пейзажи, но однажды, вместо того, чтобы пойти на природу, направился в небольшой частный домик. Вскоре туда прибежала Гертруда. Марта была в отчаянии.
Муж Гертруды работал управляющим на одном из заводов барона. Скучный, педантичный человек, скупой, как и его тесть.
Разумеется, этот Казанова затмил его.
Когда Марта стала упрекать его в измене, Вольдемар пришёл в бешенство, чуть не задушил её и сказал, что убьёт, если она скажет кому-нибудь хоть слово.
С тех пор она выполняла все его приказы.
Он приказал ей поменять флаконы и отнести в комнату княжны.
- Я ничего не знала про яд! Клянусь! Нина ни в чём не виновата, я не хочу, чтобы её казнили! Это Гертруда сказала ему код сейфа, барон доверял ей.
- Но зачем ей идти на преступление, помогать грабить отца?
- Я думаю, он обещал жениться на ней, она надеялась, что уедет с ним. Мне он тоже обещал, но когда я сказала, что не знаю код, переключился на Гертруду.
Она сейчас в панике - он убежал, бросил её, боится, что всё раскроется - муж не простит ей. Поклянитесь, что не используете мои слова против меня, а то я утоплюсь! Они убьют меня!
Николай, как мог, успокоил бедняжку. Но и у него были условия.
- Ты должна признаться в суде, что уговорила княжну уехать, а я промолчу, что ты поменяла флаконы. А так как другой флакон не нашли, то и обвинять тебя в этом никто не будет.
Марта ушла, а Николай задумался, как строить защиту?
Девушка виновата, что поменяла флаконы, но она могла и не знать про яд, а могла и догадаться. Гертруда помогла ограбить отца, надеясь на счастье с любовником.

Суд длился несколько дней, чаша весов склонялась, то в одну, то в другую сторону. Наконец, было принято решение, которое устроило обе стороны.
Нину оправдали из-за отсутствия прямых улик. Гертруда сама себя наказала, лишившись большой суммы денег, и была отдана под поручительство мужа. Всю вину возложили на Вольдемара, он был приговорён к повешению и объявлен в розыск.
Нина лишалась наследства, но она и не претендовала на него.
Николай с лёгким сердцем вернулся в Париж и перевёз Нину с дочкой и Дашей в Москву.

Прошло полгода. Николай просматривал газеты, и ему попалась на глаза заметка о драке на пароходе. Там шла крупная игра, и один из игроков обвинил другого в шулерстве. Купец, десятипудовый детина, набросился на шулера с кулаками, но тот выхватил пистолет и ранил купца в руку. Но он ещё больше разъярился и так измолотил его, что пострадавший, некий Вольдемар Н. лежит в тюремной больнице Царицына и дни его сочтены.
Николай срочно выехал. Уже в дороге, составил признательное письмо от имени Вольдемара, которое тот должен подписать. Попросил тюремного врача привести его в чувство.
Вольдемар открыл глаза, усмехнулся: - Нашёл всё-таки меня! Я знал, что ты будешь искать, следил за процессом. Ты хорошо защищал Нину и этих дурочек. А деньги я проиграл. Какая игра была! Впрочем, тебе не понять. Давай, я всё подпишу.
Мне терять нечего, ТАМ уже ждут.
Он хотел ещё что-то сказать, но сознание покинуло его.
Николай заверил подпись у начальника тюрьмы и в тот же день вернулся в Москву.
Итак, Нина была полностью оправдана.
А романа у них не случилось, так бывает - слишком настрадалась. Но время лечит, и кто знает, что будет - всё ещё впереди.


На это произведение написано 7 рецензий      Написать рецензию