Рецензия на «Фокал, точка зрения и перспектива» (Беспощадный Критик)
Добрый день! С большим интересом прочитал Ваши статьи на тему "фокала". Очень интересно! Не могли бы Вы ответить на один вопрос? В статье Грант приведено несколько примеров. Возьмем вот этот: "1.Виктор выглянул в окно и увидел, что в песочнице копошилась девочка. 2. Виктор выглянул в окно. В песочнице копошилась девочка". Далее она утверждает, что первый вариант - это метод "всезнающего автора", а второй - метод "внутренней трчки зрения" или, собственно метод с использованием фокальной точки зрения. Как бы Вы охарактизовали два эти примера? Это, действительно, два разных метода или нет? Если да, то как правильнее их назвать. А уж если б Вы разобрали примеры, как Вы делали в коментариях, то было бы совсем замечательно.)) Интуитивно разница ощущается отчётливо, но вот термины... Константин Семёнов 29.06.2012 22:01 Заявить о нарушении
Доброе утро.
Как всегда напоминаю: терминология в отношении "фокала" и прочих связанных с ним аспектов очень расплывчита, нигде не фиксирована, и окончательного устраивающего всех ответа вам никто не даст. В отличие от Грант, я бы не стал утверждать столько категорично насчет авторской позиции. Тонкость в том, что разница между "всезнающим автором" и "ограниченным автором" заключена в степени привязки авторской позиции к конкретному персонажу. На мой взгляд, эти два варианта предложения были приведены для демонстрации эффекта привязки авторской позиции к личности персонажа. В первом примере, такая привязка вроде бы отсутствует (автор вне персонажа). Во втором примере, за счет фиксации зрительного образа вместо описания создается впечатления привязки автора к персонажу (автор внутри). Еще более подчеркнуло бы эту привязку использование несобственно-прямой речи: "Виктор выглянул в окно. Так, в песочнице копошится девочка...". Однако, в реальном тексте авторская позиция легко может оказаться противоположной по типу той, которая подразумевается в этих предложениях. Например: 1.Виктор выглянул в окно и увидел, что в песочнице копошилась девочка. Дмитрий тоже подошел и взглянул. Виктор не понял, обратил ли Дмитрий внимание на девочку. 2. Виктор выглянул в окно. В песочнице копошилась девочка. Дмитрий подошел и встал рядом. Ему такая ситуация тоже не нравилась. Девочка почувствовала, что на нее смотрят, и обернулась. Как видите, в первом примере авторская позиция привязана только к Викторы, и перспектива не скачет от одного персонажа к другому. Во втором примере, авторская позиция размыта за счет смешивания переспектив трех персонажей. Вывод: "метод" авторской позиции является прежде всего вопросом выбора перспективы (в том числе, и множественной). А примеры в статье Грант - это примеры стиля, а не различных авторских позиций. Всего, Беспощадный Критик 02.07.2012 05:25 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |