Рецензия на «Воображаемое православие» (Кассия Сенина)

Спасибо за ваши соображения по поводу наболевшего.
Позвольте и мне здесь высказаться по известному поводу и дополнить вас.
я процитирую вероятно известные вам слова Паисия Святогорца:"Если человек не очистится, если к нему не придет божественное просвещение, то его [человеческое] знание, - каким бы оно ни было правильным, - всего лишь рационализм и ничего больше...А если исчезнет божественное просвещение, то пользы от всего того, что люди станут говорить и писать, не будет". Ведь "слово, сказанное от интеллекта, не изменяет души, потому что оно является плотью. Души изменяет рожденное от Святого Духа слово Божие, обладающее божественной энергией <...> Святый Дух нисходит Сам - если найдет в человеке необходимые для этого предпосылки. А духовная предпосылка состоит в том, чтобы человек очистил от ржавчины свои духовные провода и стал хорошим проводником - дабы принять духовный ток божественного просвещения". Так можно ли в действительности предположить, что начитанному интеллектуалу подвластно более утонченное и глубокое понимание евангельских событий? И вот какой ответ на этот вопрос дает Паисий Святогорец: "Один человек может очень много читать, много узнавать, но быть совершенно не в состоянии проникнуть в смысл Евангелия. А другой, может, читает немного, но имеет смирение, подвижнический дух, и поэтому Бог просвещает его, и он постигает евангельский смысл". Таким образом, образованность и начитанность (как и, наоборот, необразованность, неначитанность) не играют никакой решающей роли в деле понимания Нового Завета: как образованный, так и необразованный человек может прийти к ясному пониманию новозаветных текстов, если его просветит Бог. "Нам свойственна уверенность, исходящая из векового опыта, что всякому члену Церкви открыт путь к совершеннейшим, возможным на земле и на небе, степеням богопознания. И это независимо от какого бы то ни было социального происхождения или иерархического положения."(Архим. Софроний. О молитве. С.118). Божественно просвещенный человек становится способным духовно видеть и слышать истинный смысл конкретного евангельского текста и находить адекватные слова для его выражения в интерпретациях.
С уважением к вам.

Любовь Черницова   06.11.2012 22:39     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Кассия Сенина
Перейти к списку рецензий, написанных автором Любовь Черницова
Перейти к списку рецензий по разделу за 06.11.2012