Рецензия на «Oб исполнительском мастерстве» (Михаил Гольдентул)
Уважаемый Михаил! Мне тоже нравится этот стих Николая Гумилёва, но я лично считаю его гипертрофированным, с ощутимым налётом мистики. Почему-то холодно от него, от этого стиха. Не люблю вступать в полемику, но, поскольку я пишу рецензию, позвольте мне высказать некоторые соображения. В своём очерке Вы затрагиваете три момента: 1. творец произведения — исполнитель, 2. творец — потребитель эстетического произведения, т.е. зритель, слушатель, читатель и 3. сила или степень восприятия этого самого потребителя. Каждый из этих моментов мог бы стать отдельной темой для обсуждения, но не многовато ли тем для одного очерка? Трудно не согласиться с Игорем Стравинским, но в том-то и дело, что любой исполнитель, даже самый утончённый и профессионально организованный, "чужой" материал пропускает через себя. Он привносит свои мысли, свои чувства и наполняет произведение своей жизненной энергией. И произведение "оживает" именно в таком виде. Как известно, сколько людей, столько и мнений. Перефразируем: сколько исполнителей, столько и произведений. Это касается, прежде всего, музыки. Должен ли творец смеяться и плакать во время создания своего произведения? Обязательно!!! Иначе этого не будет делать никто. В этом залог проникновения в душу зрителя, слушателя, читателя. А что касается восприятия, то тут совсем всё сложно. Все люди разные: по уровню развития, по степени образованности и, наконец, по темпераменту. И воспринимают они произведение также по-разному. Но в чём я уверена, так это в том, что их нельзя причислить к исполнителю произведения. Сам же исполнитель не является воронкой, в которую влетает или течёт вся энергия, например, слушателей, а наоборот, передаёт им энергию творца и свою одновременно. Остановлюсь на этом. Остальные соображения оставлю при себе, иначе получится нечто, похожее на лекцию. :) Желаю Вам успехов в дальнейших поисках и размышлениях! Галина. Галина Бенкогенова 06.12.2020 22:36 Заявить о нарушении
Преувеличение есть у Гумилева, но иначе и нельзя. Вот недавно, пробиваясь через Ван Гога письма, и изучая его картины, прочувствал, что его полотна такие же преувеличения, и в этом их, скажем, энигма.
Темы Вы мне подбросили. Я несколько поэтически все изложил в ущерб теории, и даже заявлениие Стравинского оставил без рассмотрения. Попробую вернуться. Спасибо. Михаил Гольдентул 06.06.2017 18:41 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |