Рецензия на «Замок леди Маргарет» (Макс Неволошин)

Сложно, прочитав такую конфету, начать снова говорить по-простому - хочется только послужному, но чтобы звучало естественно и прекрасно. Как сам текст.
Рассказ-интрига, рассказ без жанра, альтернативная история, мозаика путей и путевых записок, рассказ-перекрёсток, рассказ в рассказе, многомерность, многовременность…
Можно долго перечислять слова в поиске одно правильного, чтобы выразить как понравилось, но так его и не найти, и сказать просто: великолепно! Но тут и этого не достаточно. Можно ещё разобрать по косточкам, и насладиться каждой отдельно.
А можно просто читать и бездумно наслаждаться. Это как вкушать горячий шоколад: медленно, величаво, чёрный, горький, вкусный, ну, может, с чутью сливок и миндаля, экзотика, реальность, роскошь, обыденность, неизмеримая глубина чашки и обида: кончился… Метафора? Куда ж без неё – после чтения такого текста? Но там не просто сравнения. А стремление схватить суть вещей, суть, уводящую в другое измерение или приходящую из него: «Замок по-прежнему неохотно впускал и отпускал людей».
A - итальянская Ривьера, забитая телами, как дачный автобус
A - Отражали небо подбитые глаза тракторов без шин

Погружающий ритм, фонетическая музыка слов, фраз:

“Снаружи гнусаво продудел рог. Послышался стук колёс, голоса. Туман дотлевал. Над цитаделью прощально трепетал малиновый с золотом штандарт Ланкастеров”.
“Ассортимент деревенских магазинов примерно одинаков в любой части света. Чипсы, консервы, лимонад, батарейки... Блестящие резиновые сапоги...
“Решетка с пиками висит над головой. Интересно, хорошо ли её закрепили?”

Иногда радуешься за автора, когда ему удалось логично и красиво завершить рассказ. А тут - расстраиваешься: как? уже? кончилось? а дальше?!

Торти Кэт   07.01.2018 10:23     Заявить о нарушении
Я редко ценю грубую эффектную метафору, типа "В ушах оглохших пароходов горели серьги якорей". И даже тонкую и нежную, например, "как белое платье пело в луче", хотя такую намного больше. Вообще в прозе метафора, на мой взгляд, не нужна, оставим ее Гордееву, Липилину и прочим мастерам северно-мордовско-архангельского фольклора. Она царапает и этим отвлекает от содержания, при глубоких, тем не менее, реверансах перед авторами. Мне вот такая позиция ближе.

Всю жизнь мечтал он об оригинальности сглаженной и приглушенной, внешне неузнаваемой и скрытой под покровом общеупотребительной и привычной формы, всю жизнь стремился к выработке того сдержанного, непритязательного слога, при котором читатель и слушатель овладевают содержанием, сами не замечая, каким способом они его усваивают.

Всю жизнь он заботился о незаметном стиле, не привлекающем ничьего внимания, и приходил в ужас от того, как он еще далек от этого идеала.

Во вчерашних набросках ему хотелось средствами, простотою доходящими до лепета и граничащими с задушевностью колыбельной песни, выразить свое смешанное настроение любви и страха и тоски и мужества, так чтобы оно вылилось как бы помимо слов, само собою.

Однако. Это мало кто замечает (ты - да), что одновременно хорошо и досадно.

Макс Неволошин   08.01.2018 05:42   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Макс Неволошин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Торти Кэт
Перейти к списку рецензий по разделу за 07.01.2018