Рецензия на «Человеческое, слишком человеческое» (Томас Твин)
У меня был опыт хождения в храм, я прошла катехизацию и даже окончила два курса православного университета, то есть резко приблизилась к тому, чем живёт и дышит наша церковь, даже в свечной лавке постояла) Я соблюдала все догматы и посты и довела себя до полного нервного измождения, учитывая то, что пришла уже в таком состоянии, что пора было лечиться от невроза. На какое-то время мне показалось, что мне помогает моя вера, пока я не стала открывать рот в церкви, а, как известно, женщина в церкви должна молчать (чего не скажешь о сторожилах церкви, уж им-то рот не заткнёшь). В церкви нельзя высказывать своё мнение, как впрочем, критику не любят ни в одной секте, что и обнаруживает некое сектанство. И когда мой критический ум включился и здравый смысл восторжествовал, я тут же покинула пределы храма. Мне ближе вера "по толстовски" и жизнь по золотому правилу Канта: "Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой". Если бы все придерживались этого правила и воспитывали по нему своих деток, то никакой религии нормальному здоровому психически человеку не нужно. это моё личное мнение. Спасибо, что прочли. И Вам спасибо за публикацию, хотя и сложновато для меня. Любовь Коваленко 13.01.2018 11:58 Заявить о нарушении
Только что у Юрия Яковлевича Любарского прочел похожую мысль: "Если у человека есть совесть, религия ему не нужна" Как-то так.
Совершенно согласен и с ним, и с Вами. Людям нужны нормальные отношения, а не обряды, но если кому-то для этого требуются символы и ритуалы - ради бога. Главное, чтобы средства не превращались в цель. С уважением, Томас Твин 15.01.2018 08:04 Заявить о нарушении
Для Л. Коваленко: я уже писал рецензию на эту статью, но она больше музыки касалась, чем по существу вопроса, и поэтому рискну вклиниться в вашу переписку, настолько тема злободневна и тоже хочется на тему атеизма высказаться. Заранее прошу прощения у автора, что так привязался к его статье, безусловно полезной и интересной.
С этими учениями не знаешь, что и делать, как к ним относиться, как общаться с верующими людьми. Если сравнить с онкологическим заболеванием, то положение таково как с неоперабельным раком: вскрыли, увидели что метастазы удалять невозможно и зашили – ступай себе, братец, домой; медицина бессильна. Все мы слышали байки о внезапном ухудшении здоровья после пустяковой операции – мол не надо было и вскрывать, тогда ещё долго бы раковые клетки смирно вели себя, или наооборт – бабушку с метастазами отправили домой и она перестала заботиться о своём здоровье, стала ходить в лес каждый день за грибами и только шоколадку с собой брала: так и не дождались наследники её смерти, а потом проверили эскулапы, а от рака и следов не осталось, только рубчики от швов. Это я так подвожу к идее толерантного поведения между людьми, чтобы они не покалечили друг друга во имя единственно правильной веры или атеизма. Одно время я часто слушал передачи Якова Кротова и долго не мог понять, в чём смысл его передач: такое ощущение было что это махровый атеист, но только в рясе. Такой широкий круг проблем обсуждается на его посиделках, что голова кругом, и больше похоже на программу из рубрики "Хочу всё знать". Буду ли я такому человеку доказывать, что его вера ложная – да я просто поставлю себя в смешное положение, настолько широки его знания, и одной фразой он поставит меня на место. Или вот, скажем, Александр Мень: широта его взглядов такова что не каждый профессор за ним поспеет и вот: православный священник – как относиться к этому: записать его в мракобесы? Что касается дураков, то их всегда легко построит на борьбу с врагами – хоть атеист , хоть православный, и только об этом я думаю, когда просматриваю многокилометровые трактаты о космических излучениях или чакрах, как их наиболее успешно открывать, или о быдле из-за которого все усилия, сделать жизнь счастливой и осмысленной, бесполезны. Крайние точки зрения, когда они тесно соприкасаются, когда они слишком близко друг к другу в ограниченном пространстве официоза: вот что по-настоящему опасно и страшно. Леотим 06.09.2018 09:10 Заявить о нарушении
Рад Вашему «вмешательству»: спорящим очень полезно послушать непредвзятого арбитра.
Насколько я понял, уважаемый Леотим, Вы статью считаете полезной, но предостерегаете оппонентов от взаимного ожесточения. Я тоже обеими руками за толерантность и именно поэтому пытаюсь сократить разрыв между религиозным и научным миропониманием. Для этого, как мне кажется, необходимо искать зоны согласия – те понятия, факты, идеи, которые признают обе стороны. А. Мень, например, чтобы обосновать свои взгляды, тщательно изучал мировую историю, опираясь на светские источники и общепризнанные факты. Вот так и я, исследуя религиозную практику и учения, пытаюсь в меру сил очертить там зону, приемлемую для атеиста. Ну, скажем, признать историчность Христа и ценность (для меня!) его нравственной проповеди, но не чудес. Или, как в данной работе, - отделить ритуал от учения и показать, что обряд сильно отклонился от живого слова и личного примера Учителя. Ведь часто бывает, что множащаяся бюрократия постепенно трансформирует учения под свои интересы, не так ли? В таких случаях освободить идею от наслоений полезно и для одной, и для другой стороны. В этом убеждают меня и те верующие люди, которые не ставят знак равенства между своей верой и «приватизировавшей» её церковью. Конечно, обращаться с чужими догмами и символами надо предельно осторожно и уважительно, но если просто отстраниться и не искать взаимопонимания, то в нынешних условиях это будет усиливать мракобесные тенденции. А нам это надо? С уважением, Томас Твин 06.09.2018 12:58 Заявить о нарушении
Да, статья ваша представляется мне чрезвычайно полезной, уважаемый Томас, и всегда с удовольствием читаю подобные работы, тем более что сам-то не очень склонен к системному анализу: всё больше наскоком да по настроению. Спасибо, что отозвались!
Леотим 06.09.2018 13:15 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |