Дмитрий Новиков Винивартана - полученные рецензии

Рецензия на «Хндзореск» (Дмитрий Новиков Винивартана)

Как хорошо рассказано. Вы правы, Дмитрий, в такой церкви совершенно другие ощущения. Чистые, искренние и ошеломленные. И вообще, все, о чем вы сказали это здорово, вы увидели и ощутили самое главное, и сумели это главное передать.

Марзан   12.04.2024 00:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Никита, за отклик. Очень рад, что Вам по душе пришлось.

Дмитрий Новиков Винивартана   12.04.2024 20:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Память» (Дмитрий Новиков Винивартана)

....Лгать, смеяться и шутить в прошлом, завтра и доныне.
А любви и нет в помине, значит, так тому и быть.
Эта тонкая рука в белой шёлковой перчатке.
И прощанье без оглядки, и седые облака.
Недосказанность ушла, но с тех пор и нет покоя.
И сомнения не скрою - ты была иль не была?...
ЛС 1985
Моё древнее, ума не приложу, откуда вдруг выкатилось, как слеза....

Спасибо Вам, Дмитрий, пронзительно прекрасно!

Лада Вдовина   03.04.2024 15:35     Заявить о нарушении
Спасибо, Лада, за Ваше прекрасное стихотворение.
Течение времени в душе каждого преломляется по-своему, а жизнь неотступно требует от нас внимательного и искреннего взгляда.
С самыми добрыми пожеланиями,

Дмитрий Новиков Винивартана   03.04.2024 23:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «2» (Дмитрий Новиков Винивартана)

Удивительно происходящее. Будто письмо себе. Будущему.
Или – настоящему. Сохранённое в рукописи напоминание:
пласты... пласты в бессознательном... их не может постичь
мысль... лишь – состояния... Этапы. Погружение. Смотрение.
Соединение внутреннего и внешнего. Освобождение. –

Ещё тот внутренний труд!) – выдерживает ли его человек?..

Как обуздать мысль?.. В понятии "обуздать", для меня, уже
заключено усилие или насилие... Мысль всё равно прорвётся –
таково её "свойство" или "природа"... И в последнем абзаце
этой рукописи мне бы хотелось в изречённом мудром
перефразировать: "Освобождённое приводит к счастью"…

Нахожу созвучие. Нравится. Спасибо, Дима.

Галина Харкевич   03.04.2024 09:28     Заявить о нарушении
Галя, спасибо.

"Ещё тот внутренний труд!) – выдерживает ли его человек?.." - важное замечание!

У меня сразу выстроилась цепочка: труд, напряженный труд, страда... Отсюда же выводится и наше русское "страдание" - от страды, как периода особого усилия в труде.

Прилагать усилия приходится, без них никак. Вспомним также: "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его." Мне тоже по душе фраза "Освобождённое приводит к счастью", однако для освобождения приходится иной раз прилагать не только усилия, но даже и насилие над собой и своими обстоятельствами (без усилия водителя и автомобиль по дороге ровно не проедет)). Вот в дзене есть понятие мгновенного просветления. Но как же много труда, размышлений, сосредоточения, работы души, незаметных внешнему взору, бывает вложено до обретения самадхи.

Еще раз благодарю, Галя, за Ваши интересные наблюдения.

Дмитрий Новиков Винивартана   03.04.2024 23:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Учитель» (Дмитрий Новиков Винивартана)

Древняя истина гласит: когда Ученик готов - приходит Учитель. Никак не наоборот. Самый главный шаг к Учителю человек должен сделать внутри себя. Если этот шаг не сделан - не поможет никакой Учитель.

Евгений Кашкаров   02.04.2024 07:11     Заявить о нарушении
Мне кажется, мы предмет в разных плоскостях рассматриваем. А Ваши слова справедливы.

Дмитрий Новиков Винивартана   02.04.2024 20:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Избранничество» (Дмитрий Новиков Винивартана)

Всё так, но Избранники всегда были, есть и будут. Они - помощники Высших Сил, потому что в них сконцентрирована вся сила, распылённая в Человечестве. Избранники призваны разбудить Человечество примером собственной жизни. Именно поэтому Заратустра говорил: "Иди туда, где свежий ветер". И: "Дальше всех идёт тот, кто идёт один". Примеры разбросаны по всей истории. Они не умаляют возможности Человечества. Они просто показывают его силу, сконцентрированную в одном человеке - Избраннике. Наши задача - лишь следовать за ним и беречь его голову от гильотины.

Евгений Кашкаров   02.04.2024 07:04     Заявить о нарушении
Здесь о многом можно сказать.
Но мне больше всего говорят известные слова Кришнамурти, сказанные им, как руководителем, при роспуске Ордена Звезды Востока (The Order of the Star in the East): "Truth is a pathless land and you cannot approach it by any path whatsoever, by any religion, by any sect".
А ведь его прочили на роль Учителя Мира. Он добровольно устранился от этого.

Спасибо за Ваши комментарии.

Дмитрий Новиков Винивартана   02.04.2024 20:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Человеку надоба человека в нем - М. Цветаева» (Дмитрий Новиков Винивартана)

Поистине "человеку нужен человек".
Вспомнился "Солярис": не контактов с иными мирами мы ищем, а пытаемся человеческий мир расширить до космических пределов, ищем своего отражения в "зеркале", потому что человеку нужен человек" (не дословно).
Грустно только, что порой, растворяясь в одном человеке, забываем о других.
Спасибо, Дмитрий, за чудесную статью!

Елена Викторовна Скворцова   29.03.2024 10:34     Заявить о нарушении
Да, именно так. Поэтому нам столь важен отклик, приходящий от тех, кто вокруг нас. Мы видим себя, свое отражение в других людях. И живы этим отражением.
Спасибо большое за Ваш комментарий, Елена.

Дмитрий Новиков Винивартана   31.03.2024 05:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Последний перевал» (Дмитрий Новиков Винивартана)

Сюжетная линия туманна, идея произведения не отчётлива, ритмика стиха мне не понравилась, с рифмой совсем плохо. Выражение "Своим юности дивным вином" выглядит неуклюжим.
С моей точки зрения, стихотворение недоработано.
С уважением, однако

Юрий Матусов   22.03.2024 05:48     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за отклик и высказанную критику. Сожалею, что доставил Вам неудовольствие своим произведением.

Дмитрий Новиков Винивартана   22.03.2024 07:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «Память» (Дмитрий Новиков Винивартана)

Спасибо за стихи, Дмитрий! Достойный отклик на стихотворение Ахматовой о той извечной боли и горечи, которые испытывает человек, стремясь вернуть, или хотя бы соприкоснуться с прошлым, удержать мгновение, родной взгляд, улыбку... Увы, не дано это человеку, что кстати, целесообразно, иначе жизнь не продвигалась бы вперед.
С теплом и наилучшими пожеланиями,
Маро.

Маро Сайрян   13.03.2024 04:32     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваш отклик, Маро.
Вам также мои самые добрые пожелания.

Дмитрий Новиков Винивартана   13.03.2024 04:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Память» (Дмитрий Новиков Винивартана)

Стихи настолько хороши, что писать на них "рэцензии" - дело примитивное, обывательское... Всё равно, что написать рецензию на цветок шиповника... Филистерство...

--------
А насчёт "остановить мгновение"- там есть нечто очень важное, что люди почти всегда упускают из внимания, видимо, потому, что хотят именно остановить мгновение. И пропускают мимо внимания то, чем это останавливание чревато и что оно за собой влечёт. Точнее, желание остановить, остановить-то его невозможно, но хотеть возможно..
Усекновение фразы, мысли - вещь опасная, похожая на то, как если прочитать инструкцию по использованию электропилы, и не обратить внимания на какую-то её часть - так можно остаться без пальцев...
Фраза целиком звучит так:

Werd ich zum Augenblicke sagen:
Verweile doch! Du bist so schön!
Dann magst du mich in Fesseln schlagen,
Dann will ich gern zugrunde gehn!«
То есть:
----
Когда (если) я скажу мгновенью:
"Пребудь же! Ты так прекрасно!"
Тогда ты можешь заключить меня в оковы,
Тогда охотно я погибну!
---
Это из сцены, когда Фауст с Мефисто заключают договор. Всю свою долгую жизнь Фауст, разумеется, избегает произносить эту фразу чтоб не погибнуть, не оказаться в оковах Мефисто, то есть так называемых темных, враждебных сил. Но наступает момент высокого счастья, и он восклицает это. И тут же падает замертво согласно условию договора.
Удивительно, как люди застревают на первой части фразы! Наверное, она очень созвучна с душами...
. Настолько, что они даже не хотят слышать продолжения. Получается, они уже как бы наполовину в плену у Мефисто, хотят быть его пленником..
Да, мы каждый раз подпадаем власти Мефистофеля, когда хотим удержать то что любим, а нам-то кажется, что мы на хорошем пути..

------
А твои стихи на самом деле ... их надо просто слушать...

_______
Собственно, это мысли, которые пришли ко мне на эту цитату.
Не совсем по теме, может, немного только её касаются...

Леонид Истомин   27.02.2024 22:12     Заявить о нарушении
Спасибо за добрый отклик, Лёнь джан.

Что касается "продлить мгновенье"... Очень интересно ты передал суть договора двух известных личностей. В сущности, любая остановка мгновения - прекрасного или нет - есть остановка самой жизни. Мечтать об этом, желать этого - значит желать прекращения бытия. Интересно, такие ли "оковы" подразумевал Гёте?

Когда я пишу о попытке "удержать мгновение", то, конечно, не имею в виду его, мгновения, остановку. Здесь скорее об удержании его в душе, в памяти, продлении из прошлого через настоящее - в будущее и таким образом о сохранении верности тому, что было, есть и будет, в тебе самом...

Дмитрий Новиков Винивартана   28.02.2024 00:13   Заявить о нарушении
Да, я понимаю, о каком мгновении у тебя речь. Но, в сущности, это то же самое - в определенном смысле, - остановка, застывание в прошлом, в памяти... Тогда эти семена не могут прорасти, дать своего продолжения, развития. Забвение нужно так же, как и память, вспоминание. Иначе это всё прошлое застывает и не живет дальше. Когда человек что-то забывает, это никуда не исчезает, наоборот,оно погружается в глубины человека и там живёт своей жизнью, оно действует. Спустя долгое время оно может проявиться в виде чего-то, и бывает трудно понять, проследить откуда что берётся. Если постоянно держать это в сознании, то оно всё время будет на поверхности, как бы застынет, не будет жить.. И не сможет работать в тех глубинах человека, которые недоступны обычному сознанию. То есть ничего не исчезает, просто оно уходит с поверхности и живёт там, в глубине.

Тут я вижу общее с историей Фауста. Фауст достиг наивысшего (по крайней мере для него) счастья - всеобщего счастья и благоденствия всего человечества. Казалось бы, чего же больше, это вершина, и он хочет остаться на этой вершине, удержать это прекрасное состояние. Ну и на этом всё заканчивается.

Нет, не "бытие" заканчивается, но он, по замыслу Мефистофеля, и согласно договору, после своей смерти попадает во власть Мефисто, враждебных человеку сил. Как принято говорить, под власть чёрта. То есть, продал душу чёрту, как говорят.
(Правда, планы Мефисто не оправдываются, он остаётся ни с чем. Но это, как говорит Каневский, совсем другая история...)

____
Общее то, что и в прошлом оставаться очень уютно, радостно, прошлое светлое и тёплое, а будущее тёмное и холодное.. Хочется вернуть эти солнечные дни....
И тут этот товарищ потирает ручки...
___
To be continued...

Леонид Истомин   28.02.2024 10:59   Заявить о нарушении
Мне кажется, ты все верно описал. По существу ты прав, когда хочешь для человека внутренней жизни, а не застывших образов прошлого. Согласен, что для "жизни" нужно именно такое отношение. Кавычки здесь у меня не из-за того, что я ставлю тот или иной образ существования под сомнение, а потому, что можно проживать свой век и так и этак - нет, думаю, какого-то одного "правильного рецепта".

Твои заключительные строки очень хороши. Действительно, будущее страшит неопределенностью своего содержания и одновременно определенностью своего завершения. Если не пребывать в состоянии постоянного переживания единства всего сущего, то очень трудно не отчаиваться, тем более - радоваться жизни. Тем не менее, формула преподобного Силуана Афонского "держи свой ум во аде и не отчаивайся" дает единственно верный ракурс в нашем воззрении на мир. Действительно, мир изменить мы не можем. Но можем принимать все нам посылаемое без отчаяния и ропота - просто принимать все, понимая за что и почему испытываем страдание в мире. Но тут сила духа немалая нужна, чтобы не разувериваться. Часто она слабеет.

Дмитрий Новиков Винивартана   01.03.2024 22:55   Заявить о нарушении
Ты совершенно здо́рово сказал, и здоро́во (вот наверно почему говорят "здо́рово"!): переживать единство всего сущего. Я думаю, этим можно и вылечиться, и устранить многие помехи...
Это наиглавное, одно из наиглавных..
Но, конечно,то что предлагает Силуан из Афона я лично не хочу. Хочу, чтоб мой ум был в саду, или в раю..
Почему мой ум должен быть в аду?..
Ну да, каждый в своём мире живёт...
Мир для всех изменить мы не можем, но каждый может изменить, и построить свой отдельный мир как он хочет.
Может быть, Силуан построил себе такой мучительный мир, поселился в нём, и стал уже приглашать туда всех остальных. Это личный выбор.
Я сейчас убеждён, что излишние страдания (небольшие страдания так или иначе всегда должны быть, и нужны..) происходят оттого, что жизнь идёт не так, как должна бы при правильном течении. Значит что-то идёт не так. Это сигнал, что надо менять жизнь. Самый яркий образ правильно текущей жизни, мне кажется, это рай, сад. Там каких-то запредельных жутких страданий нету.. Я у Вольтера читал, не помню где, один персонаж говорит: будем возделывать наш сад!
Когда человек свой сад покидает, или не находит, или теряет, он мучается, жить тяжело... Есть счастливчики, всю жизнь прожившие в своём саду, кажется, они все почти творческие люди. Бывают и не творческие, например, известный тебе д. М. Он практически, никогда не страдал, жил в удовольствие, был удовлетворён и с хорошим настроением. И умер быстро..
Вот пример.. человек жил своей жизнью, в своём мире.

Конечно, церковники, религиозные агитаторы категорически против такого. Потому что им там нечего делать при таком раскладе, они лишние. Они хотят, чтоб человек страдал, это для них самый цимес! Самый яркий пример это м. Тереза.
Ооооо, о ней много я знаю...
Притом, пустили слух, что бог якобы наказывает (то есть мучает) тех, кого любит. Ну-ну.. Это для меня слух, а для миллионов это аксиома...
Я это не в плане критики говорю, просто сопоставляю.
Вот, учат, как получше, половчее переносить страдания. Но абсолютно не говорят о том, как сделать, чтобы жизнь пошла своим правильным путем! (Кстати, сами-то церковники меньше всех страдают и мучаются! Это очень показательно! Поскольку они занимают определённую позицию в жизни, такую позицию, где человек имеет роль в каком-то смысле лидера, субъекта, он тот, к кому приходят, тот, кто утешает, поучает, и т д...
То есть, быть субъектом лучше, предпочтительнее с точки зрения мучения.. Быть объектом - тяжело, мучительно и вечно ждать милостыню от мира...)
Как-то я отвлёкся....

Леонид Истомин   02.03.2024 01:37   Заявить о нарушении
А, нет. Я счас перечитал, и оказалось, не отвлёкся..

Да, получается, хорошо быть в активной позиции, в проактивной позиции, и плохо - в пассивной, быть объектом..
Как-то примитивно звучит - это хорошо, это плохо...
Но я по себе знаю: когда ты объект, страдатель, то двигаешься будто в какой-то вязкой, липковатой среде, что-то похожее на сироп или мёд. Будто вместо воздуха этот сироп. Стоит проявить себя хоть сколько-нибудь, хоть пальцем пошевелить, - чувствуешь вокруг себя воздух, двигаться легко, ничего не липнет..
Кстати, и страх будущего при этом излечивается. Я это замечал много раз.
Но вот, почему-то во многих религиях пропагандируется образ овцы (а почему они говорят об овцах, а не о баранах, ведь это одно и то же. Наверное потому, что баран не такой как овца, я видел, как бараны дерутся, так бьются лбами, рогами, такой треск - издалека слышно! Баран и боднуть может, а овца нет..), а вот образ козла - наоборот, сильно принижается, и ему приписывают какие-то фантастические свойства, - этому образу.
А козёл, на самом деле, чрезвычайно симпатичное существо! Очень смышленый, умный, любознательный. Вот, получается, не хотят они, чтобы мы были такими же! Хотят, чтоб как овцы.

Вообще со многими символами там не всё складно. Голубь - он хороший, символ мира, и вообще хороший. В жизни голубь - существо совсем не миролюбивое. Заклёвывают друг друга до смерти при драке, и не очень интересные птицы для наблюдения, правда, хорошо владеют крыльями... Вот вороны очень интересные, но их репутация подмочена почему-то...
Конечно, если б выбирать, то наверное, каждый вменяемый человек выбрал бы быть похожим на козла, или ворону, или волка, но никак не на овцу и голубя. Какую симпатию может вызвать образ этой птицы? Часто можно видеть разжиревших, вечно ищущих что поклевать, и уже с трудом летающих от лишнего веса!
А вот люди их охотно подкармливают!
А ещё внушили людям, что они постоянно во всём виноваты!
Может и виноваты, но, скорее всего, совсем в другом, чем они думают.
Ну вот, теперь точно отвлёкся!

Леонид Истомин   02.03.2024 04:47   Заявить о нарушении
Думаю, все дело в личном отношении к миру. Если человек не ощущает, не переживает трагизм этого мира, то он вполне может окружить себя прекрасным садом и пребывать как бы в Эдеме. Загонять его насильно в страдания - вещь совершенно неверная. Старец Силуан вовсе не имел в виду этого. Он говорил о тех, для кого мир наполнен страданиями и кто не способен эти страдания прекратить. Имел в виду и себя, страдающего из-за боли других.

О тех, кто связан напрямую с современным институтом церкви, говорить можно много, но не стоит. К подлинной Церкви они мало отношения имеют. Ровно как нынешнее христианство ко Христу.

И если тебе угодно, то мое мнение по теме нашего обсуждения: я не призываю к страданию, однако не способен забывать о его существовании для других (даже если я сам при этом не страдаю).

Прости, не могу сообразить, кого ты обозначил буквами д. М.

Дмитрий Новиков Винивартана   02.03.2024 04:58   Заявить о нарушении
Очень рад твоему ответу!!
Как хорошо, что можно так открыто, простодушно и без обиняков обсуждать! Я думаю, не очень-то многие имеют такое счастье.

С одной стороны, я хорошо чувствую трагизм - не трагизм мира, где я живу, а трагизм вообще, как стихийное явление, и как художественное явление. Трагедии, конечно, очищают... Кроме того, это красота, красота вряд ли может существовать без трагизма..
Но для меня трагедия это не что-то универсально-единственное, а только часть (часть это грубое слово, не знаю, как заменить) мира, часть жизни, без которой жизнь была бы неполной. Это высокое нечто... Мир сам это показывает: наряду с трагедией каждое утро всходит Солнце, и сады продолжают существовать. Я, честно говоря, не вижу противоречия и взаимного исключения одного другим. Может потому, что я примитивно мыслю. То есть всеобщего трагизма я не чувствую абсолютно. Наоборот, я чувствую, что всё идёт своим путём, а если мы этого не видим,то Оно не виновато! Да, грубо сказал..
Я предполагаю, что и у Силуана был свой довольно роскошный сад, который он с радостью возделывал.

Если бы я был верующим, и любил бы ссылаться на Священное писание, то я сослался бы на Новый завет, где (помимо прочего) сказано, что без воли бога ни один листик даже с дерева не упадёт. И что всякая власть от бога.
Но я не верующий...
Я просто чувствую, что по большому счёту всё идёт своим путём.
С некоторых пор я доверяю миру...

Наши дискуссии похожи на грузинские тосты: он начинаются с чего-то одного, а заканчиваются совсем другими материями!.
И я очень благодарен тебе за это!

Леонид Истомин   02.03.2024 22:16   Заявить о нарушении
Я тебе тоже очень благодарен за наши обсуждения.
Сейчас вспомнил в очередной раз, как благодаря тебе и под твоим профессиональным руководством побывал некогда на склонах горы Арагац. Незабываемые ощущения! А с чем связано это воспоминание? Знаешь, я часто сравниваю дискуссию при поисках истины с восхождением альпинистов на какой-нибудь восьмитысячник. Когда они идут в связке - разве мыслимо, чтобы между ними возникло соперничество - кто первый ступит на вершину? Понятно, к чему бы это привело... А почему так часто в дискуссиях происходит обратное - не поиск истины, а жажда первенствовать?
У нас с тобой этого не бывает, как мне кажется. На первый план выходит осмысление того, что сказал собеседник и желание не опровергнуть, но прежде всего понять друг друга. Да, это еще не гарантия результата, но в любом случае - признак настоящей душевной близости. И пусть Арагац не столь высокая гора, но и там важно иметь рядом братское плечо. Как и вообще в жизни.
А вот грузинские тосты... Я, конечно, больше слышал армянские, но, думаю, что все они хороши тем, что не оставляют никого в одиночестве, обращены как бы ко всем и к каждому. И часто через "другие материи" ты вдруг лучше понимаешь то, что так хочется найти и выразить словами.
Спасибо тебе большое, дорогой! Сейчас мне захотелось сказать то, о чем сказал. Прости, что не откликнулся на некоторые из твоих посылов. Но важные вопросы от нас не уйдут. Или мы не уйдем от них. )

Дмитрий Новиков Винивартана   03.03.2024 06:52   Заявить о нарушении
Подумалось: ведь именно поэтому погибает так много самодеятельныхлюбителей на Эвересте. Дела они не знают, подготовки не имеют, хотят только оказаться на вершине, а каким образом - их мало волнует. Восходителями их назвать нельзя. По сути, это выскочки...
Заметь, как мало и редко погибают при настоящих спортивных восхождениях! Спортивное восхождение это то, когда всё делаешь сам, и грузы на себе переносят, сами маршрут прокладывают, всё сами.
Это совсем другое. Да и какая радость, когда кто-то тебя ведёт, кто-то навешивает перила, а ты полумёртвый , ничего не соображая еле-еле ползёшь вверх... И потом чувствуешь себя покорителем вершины мира!
Ни один альпинист не пойдет на такую авантюру.
Жалкое зрелище... Лучше подняться на какую-нибудь маленькую и не очень сложную гору, но со знанием дела...
Вот твои реминисценции вызвали такие мысли..
Так, apropo..

Леонид Истомин   03.03.2024 12:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Покаяние или нирвана и сансара одно» (Дмитрий Новиков Винивартана)

Как все правильно!Спасибо!
Это Ваше произведение нужно читать каждый день, как молитву. А если бы вот так обьясняли ещё с детского садика, или хотя-бы с первого класса. Так грамотно и доходчиво, то вероятно на Земле была бы
совсем другая, не похожая на эту нашу, Жизнь...

С уважением. Мари Станиславовна.

Мари Ковалева   17.02.2024 20:21     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова. Они очень поддерживают, когда пишешь о том, что исходит из глубины души.

С уважением,

Дмитрий Новиков Винивартана   18.02.2024 04:31   Заявить о нарушении