Вадим Яловецкий - полученные рецензии

Рецензия на «Удар током» (Вадим Яловецкий)

Роман «Удар током». Неожиданно, но фантастика. Я, по работе над предыдущим романом автора (автобиографичным), уже с ним знаком. Знаю стиль Яловецкого, его сильные и слабые стороны. Когда автор пробует себя в новом жанре, –– это всегда похвально. Ибо, настоящий мастер должен уметь писать все. Причем, и тема выбрана интересная –– путешествия во времени.
По своей структуре роман разбит на три равноправные части. Рассмотрим каждую из них. В процессе я буду указывать на некоторые грубые, по моему мнению, ошибки, хотя редактура и не входила в мои обязанности.
Итак, первая часть. Сначала мы знакомимся с главным героем, –– пенсионером Петрушевским. Автор, конечно, проецирует его на себя. Однако, начало кажется слегка сумбурным, и в этой первой части, Яловецкий очень мало говорит о характере своего героя и, что более важно, его биографии. Допустим, что характер Петрушевского можно подать через поступки и мысли персонажа. Но, некоторые, важные детали сюжета, остаются за кадром. Читателю приходиться додумывать самому. За что герой сидел в тюрьме? Об этом мы никогда не узнаем. Почему он такой умный и начитанный? Тоже интересный вопрос.
Я, конечно, уже «испорченный рецензент», ибо читал предыдущий роман Яловецкого, где его персонаж занимался фарцовкой (спекуляцией) в советские времена, за что и погорел. И тут я подспудно предполагал тоже самое. Но, не все же читали «Хроники старого меломана», поэтому для неподготовленного читателя автору, безусловно, стоит расписать биографию главного героя и его способности. Хотя бы кратко.
Что я могу отметить и похвалить. Спустя год, автор стал писать чище и грамотнее, хотя я и год назад указывал, что советская школа русского языка лучше, чем российская.
Стилистические и речевые ошибки, конечно есть, но их стало на порядок меньше. Я буду приводить самые, на мой взгляд, грубые.
Цитата: «Лето 2016 года, а сейчас?». Почему не понравилось? Самое начало романа, а выглядит очень скомканным. Причем дальше автор сбавляет темп. А тут автор бежит впереди паровоза. Ведь еще ничего непонятно, но Яловецкий уже прямо говорит (точнее, его герой), что произошло перемещение во времени. Надо как-то более плавно, мягче. Хотя дальнейшие действия, –– с покупкой газеты, –– вполне логичны, это –– хороший эпизод.
Далее. Сцена на уроке учителя. Откуда герой (напомню, пенсионер) помнит наизусть такие сложные формулировки? Особенно, по поводу Фрейда. Повторюсь, автор ничего не рассказывает о прошлом своего героя. Поэтому, непонятно, кто он? Ученый? Философ? Литератор? Сцена кажется наигранной. Да, герой должен быть умнее других, живущих на 50 лет раньше, но, чтобы еще и память иметь феноменальную? Это, мне кажется, перебор.
Цитата: «А когда дед одевал его (китель) на 9 мая». Частая писательская ошибка. Проверочная поговорка: «Надеть одежду, одеть Надежду». Китель –– одежда, стало быть, его надевают.
Встреча с Путиным. Очень неоднозначный эпизод. Ну, не верю я, что семнадцатилетний Владимир Владимирович общался со своими сверстниками на «вы». Как-то не по стилю эпохи это. Вежлив, конечно, мог быть, но не настолько. Читатель, кстати, ждал, что герой закорешится с Путиным, и избегнет многих неприятностей в своем будущем, но этого не произошло. Просто эпизод. Просто фрагмент. Герой, попав в прошлое, конечно, несколько меняет свою жизнь, но не глобально. Ибо, начитан и подкован. Думает об «эффекте бабочки». Однако, само его попадание в прошлое уже разрушает пространственно-временную связь, и, хотя и ненароком, но будущее меняется. Герой исполняет на сцене еще ненаписанные песни, и тут, можно было бы вставить вместе (или вместо) нашего президента, встречу с каким-нибудь певцом или поэтом-песенником. Наверняка, это пришлось бы ко двору. (Рекомендуется посмотреть «Обратная сторона Луны» –– отличный российский сериал, но второй сезон мне не понравился, а вот первый –– отличный!)
Цитата: «уме¬лец рас¬тя¬нул ди¬апа¬зон вос¬про¬из¬во¬димых час¬тот от 30 до 12500 герц». Тут автор просто не точен, не хватает упоминания, какие частоты (характеристики) были у аппарата до этого. Ибо написано не очень понятно. Да, и неподготовленному читателю будет интересно узнать, чем важен широкий диапазон воспроизведения.
Цитата: «О му¬зыке го¬тов го¬ворить ча¬сами, пе¬рек¬лю¬чусь на "Фе¬никс"». Как будто, разговор о рок-группе –– это не о музыке?
В принципе, первая часть достаточно ровная, ибо написана в хорошо знакомой автору манере. Что не скажешь о части второй. Она выполнена более небрежно, есть канцеляризмы и путаница с фамилиями, а также в связках «пространство –– время», автор там сам путается, и читателя путает. Местами и натуральный «сбой фокала» –– непонятно, от чьего лица написана та или иная глава. Поясню. В литературе принято, что каждая часть (глава) пишется «глазами» того или иного героя. А когда автор прыгает туда-сюда, от Петрушевского к Соболеву, попутно еще и Серебрякова вставляет, это читается неприятно. Если уж так писать в теле одной главы (иногда надо), то хотя бы отделять разных героев абзацами (а лучше –– звездочками). Но я уверен, что эту часть вполне можно описать полностью от лица Соболева. Почти всю. Там есть только момент с дракой в парке, который от лица Петрушевского. Остальное все — словами Соболева расписывается полностью.
Цитата: «куцая кепка» –– неудачно. Куцый –– короткий, обрезанный, отрубленный. (и чаще –– о хвостах животных). Такую кепку мне трудно представить. «Задрипанная, потертая, помятая, выцветшая, со сломанным козырьком» –– сюда подойдет больше.
Цитата: «сто¬яла по¬чатая бу¬тыл¬ка ви¬на в ку¬пе с неб¬режно раз¬ло¬жен¬ной за¬кус¬кой». Тут ошибка в написании слова «вкупе». Такое слово в русском языке есть, означает «вместе, в куче, в придачу», но пишется слитно. Иначе читатель может прочитать про «купе поезда», не так ли?
Цитата: «Ис¬то¬рия Но¬вико¬ва, как вы¬яс¬ни¬лось, пол¬но¬го тёз¬ки Со¬боле¬ва, его оша¬раши-ла». «Полный тезка» –– это, если имя и фамилия у двух людей совпадают. Абсолютный тезка –– если совпадают еще и имена-отчества, вместе с фамилиями. Иногда, стоит проверять, то что, пишешь, если появились сомнения. Благо, сейчас имеется Интернет, где все есть, и не надо держать под рукой кучи словарей. Хотя для написания простого (нетематического романа) достаточно двух-четырех хороших словарей. Допустим, Ожегов и словарь иностранных слов. Еще мне хорошо помогает «словарь синонимов».
Что еще можно сказать по второй части? Она получилась менее живой, в тексте много официоза, канцелярских выражений. Хотя, местами они и нужны, учитывая сюжет, но, реально, перебор. Опыты с тараканами и другими живыми существами можно подсократить.
Первая и вторая часть происходят примерно в одно время. Я сначала не понял, почему в дневнике Петрушевского отсутствует упоминание о Соболеве, но потом додумал, что пенсионер мог писать почти все, но давал подписку о неразглашении факта сотрудничества с органами, поэтому и нет никаких зацепок. В целом, конечно, эти две части смотрятся хорошо, если убрать все недостатки. Взгляд Петрушевского на алкоголь — как проведение досуга, и Соболева –– как недостаток и способ утечки информации о будущем, разнятся, получились противоположными. И, это –– хорошо.
Часть третья написана лучше второй, но хуже первой. Опять тот же самый «сбой фокала», хотя и не так бросается в глаза, но все же. В этой части автор заканчивает все связки и линии, все читателю раскрывает, хотя остаются вопросы. Для чего нужны были путешествия в будущее? Только для того, чтобы показать Петрушевскому эту тьму, где его, как личности, уже нет? Большой роли в романе не играет. Ну, и финал показался смазанным и неоднозначным. Почему герой исчез в сцене с грузовиком, хотя он должен был продолжить свою жизнь в 1960-х? Если время само исправляет все, то именно так и должно было быть. А вот находка с найденным дневником –– вполне нормально. Была автобиография, а трансформировалось в набросок фантастического романа. Возможно, тут как раз нужно сделать, чтобы открылся дневник на том самом месте, где грузовик сбивает человека. Это на мой взгляд. Но в любом случае, ключевое место романа должно периодически всплывать. Красной нитью идти. Если автор сделает на него небольшой акцент, то роман от этого только выиграет.
Итоги.
Роман в большей степени получился, хотя я бы его или сократил, или разбавил активными сценами. Вторая часть реально провисает по стилю и кажется затянутой. Но, все-таки у автора получилась добротная фантастика. Часто в таких временных петлях писатели сами запутываются. Тут, можно сказать, что не запутался Яловецкий. Почти.
Сюжет.
Классическое путешествие во времени, с желанием разных героев исправить (изменить) историю. Напоминает старые добрые фильмы, по типу «Назад в будущее», хотя действие романа не такое активное. Если подумать, то можно зацепиться за попытки персонажей попасть и в будущее, чтобы написать второй роман книги. Правда, в этом случае, возможно, придется вводить новых героев (детей, внуков Петрушевского). Но потенциал, безусловно есть. Больше трех из-за банальности не поставить, но это твердые 3 балла.
Герои.
Главный герой похож на персонажа из предыдущего романа автора. Читатель, незнакомый с романом «Хроники старого меломана», может неправильно представить себе героя. Внешность практически не описана. Его протагонист Соболев представлен хорошо, и лучше смотрится именно в третьей части. Остальные герои описаны в духе соответствующего времени. Ведут себя и действуют вполне правдиво. Твердая четверка (4 балла).
В целом, получается крепкий добротный текст с оценкой «четыре». (4 балла). Жанр романа –– фантастика. Приключения, хоть и банальные, но интересны. Хотя, если сравнивать с лучшими работами о «попаданцах», то некоторые читатели разочаруются. Рекомендуется для самого широкого круга читателей, но больше заинтересует аудиторию от 30-40 и старше, ибо главный герой, все-таки, человек немолодой.

Кузнецов Вадим   02.06.2018 00:31     Заявить о нарушении
Большое спасибо за рецензию.

Вадим Яловецкий   02.06.2018 05:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ворчалки - речевой мусор» (Вадим Яловецкий)

Добрый день, Вадим! Я тоже наблюдала за речью известных людей по телевизору. Такое ощущение, что они много лет жили в одиночестве на необитаемом острове, и им не приходилось пользоваться русским языком. Зато эти персоны при деньгах и их знает вся страна. Всего Вам самого доброго! С уважением, Татьяна.

Татьяна Комиссарова   30.05.2018 08:11     Заявить о нарушении
Я никогда не наблюдаю за речью. Пропускаю, подобно ситу, словесные потоки, а собравшийся мусор удаляю на задний двор подсознания. Спасибо за отзыв.

Вадим Яловецкий   30.05.2018 09:01   Заявить о нарушении
Спасибо, Вадим, я последую Вашему примеру! Меньше надо обращать внимания на этих "грамотеев".

Татьяна Комиссарова   30.05.2018 09:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «Кладбище похороненных надежд» (Вадим Яловецкий)

Dum spiro, spero - пока дышу, надеюсь. Много несбывшихся надежд ушло в прошлое, и Вы их поместили на погост, где не растут цветы. Мысль и авторское исполнение мне по душе. Удачи, Вадим! Пусть сбываются Ваши надежды.

Татьяна Завадская   14.05.2018 16:10     Заявить о нарушении
Благодарю, Татьяна.

Вадим Яловецкий   14.05.2018 18:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Удар током» (Вадим Яловецкий)

Ох уж мне эти попаданцы. Полистал, собрался в очередной раз посетовать на безликость и похожесть "мастеров" жанра, как споткнулся и поймал себя на мысли, что читаю не фантастику, а воспоминания из жизни школьника. Правда поступками школьника руководит уклад длинной в жизнь. Что зацепило - реалистичность. Никаких, блин, звездолетов, мечущихся между солнечными системами, заковыристых имён и многообразия технических гаджетов и приспособ из неведомого будущего, в неведомой стране, неведомыми человекообразными. Тут и вспомнил нескольких авторов дотошно копающихся в советском прошлом. Вадим Яловецкий из этого числа. Пришлось читать.

Роман разбит на части, это три истории, связанные главным героем Дмитрием Петрушевским. Сделано весьма интересно: если дневниковые воспоминания, как и положено подаются от первого лица, то две другие истории, уже от рассказчика, но в разных временных пластах. Вроде мудрёно, хитрый автор зацепил читателя интригой попаданца из двадцать первого века в 60-тые прошлого. Сюжет и интрига, вот один из многих плюсов, которые буду отмечать наравне с провалами. В чем хитрость повествования? Там, где возникают непонятки и желание спросить автора: "это как?", читатель находит ответы в следующих историях. Картинка склеивается и приобретает вменяемый вид. Если проще, то строить мнение лучше в конце. Всё разъяснено, что-то придётся додумать, на что-то просто закрыть глаза - фандоп вменяемый и укладывающийся в логику повествования. Мне пришлись по душе "рамочные литературные" конструкции, что не часто встретишь в современной беллетристике. Улыбнул авторский самопиар со ссылками на две истории косвенно связанные с действующими лицами романа, причём не менее интересные по тематике и фактуре.

В чем смысл произведения? На мой взгляд, осознание своего места в обществе и умение встраиваться в заданные обстоятельства. Петрушевский, пацан не промах, но по стариковски сентиментален и по взрослому жесток. Он вынужден постоянно сравнивать прошлую жизнь с реалиями вновь возникающими по воле обстоятельств. Вот ведь фигня какая: обстоятельства раскрываются в третьей истории, а часть нового проживания, оставшегося за кадром, откроются во второй истории. Запутаться не получится, авторская дотошность и местами назойливое разжевывание причинно-следственных связей, поможет читателю разобраться в коллизиях. Мне казалось местами, Вадим Яловецкий что-то не договаривает, путается в своей истории, но как-то умудряется выруливать и вести читателя за собой.

Характеры героя и персонажей окружающих Петрушевского, весьма разноплановые. Прописаны короткими мазками, без полутонов: этот плохой, этот хороший, а тот вроде бы ничего, но по законам жанра, красной линией проходит конфликт главного героя и его опекуна. Автор обязан раскрыть суть противостояния и он это делает, описывая действующих лиц подробно и обстоятельно. Не очень по душе морализаторство, а порой нытье ГГ, это не есть хорошо, как и присутствие штампов. Подобная особенность авторского языка, иногда портит картину, зато крепко "размочена" интересным сюжетом, чередой ярких историй. Так же занимательно описание быта и особенностей Ленинграда времен эпохи Леонида Ильича. Изюминку, которую я постоянно ждал, присутствует. Мне всё время хотелось от ГГ каких-то необычных поступков, результатов особый знаний из будущего героя, но Петрушевский как назло реализует себя по вполне житейским лекалам советского обывателя: не меняет событий, не конфликтует с властью (правда нарушает временами закон), не ошарашивает изумленных девиц из прошлого своим мачизмом и не складывает их штабелями под себя. Но меня приземленный герой устраивает гораздо больше, нежели нафаршированный эрудицией и сверхспособностями полубог из будущего. Интересен его жизненный путь, стремления и идеалы. Мне легко подставлять себя в личину ГГ и следовать за его поступками, учиться жизни, вникать в тексты песен, следить за ростом в рок-группе, интересно познавать рабочие специальности или служить в армии.

Понравилась вполне вменяемая криминальная и детективная линия, это плюс к сюжету и дополнительные очки на оценочные весы восприятия. Намеренно не занимаюсь спойлерством и избегаю вклинивания цитат, дабы не погасить искру читательского интереса. Сложно однозначно отметить роман. В нем безусловно присутствует многоуровневая реальность, последовательность разворачивающихся видимых событий, материальный план бытия, внутренний мир, мысли героев, их чувства, их диалоги. И наконец, что для фантастики минус: мало задействованный духовный мир с проявлением сверхъестественных сил идей, духов. Зато хватает таинственных непознанных явлений. Не стоит примерять объемный текст по принципу "не верю, а значит шлак". Авторский креатив, в набившей оскомину тематике, не слишком заметен, но бросать в мусорную корзину историко-фантастическое повествование из нашей прошлой жизни, не стоит. Добротный самиздатовский образец для широкого чтения.

Брюхоног   17.05.2018 07:40     Заявить о нарушении
Спасибо за подробный разбор. Обычно читаю глупости, тут же претензия на рецензию). Всех благ, господин Брюхоног.

Вадим Яловецкий   14.05.2018 20:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Растёт и ширится» (Вадим Яловецкий)

По-моему, такое было всегда. Правильный рецепт - не читать это! Помните, у Стругацких: "Подлецов нет. Я знал одного, но его не любили девушки и он вымер в результате естественного отбора". Так и здесь
С уважением
Юрий (Любарский)

Юлюбарский   14.05.2018 13:04     Заявить о нарушении
Благодарю, попробую на старости лет разучиться читать))).

Вадим Яловецкий   14.05.2018 13:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Прозару - писатель года» (Вадим Яловецкий)

Отличная информация, Вадим!
Вас номинируют на право раскошелиться =)
Дожили!

Максим Метельский   14.05.2018 12:40     Заявить о нарушении
Номинируют всех! И до вас очередь дойдёт))).

Вадим Яловецкий   14.05.2018 13:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «ый» (Вадим Яловецкий)

Убедительно, не поспоришь. )
Удачи, Вадим!

Марина Клименченко   10.05.2018 06:49     Заявить о нарушении
Рецензия на «Прописные истины» (Вадим Яловецкий)

Хрен редьки не слаще.
Оба - трудноперевариваемые типы, но, увы, таких - большинство . И это=Данность.
С уважением и С ПРАЗДНИКОМ!!!

Нелли Мельникова   01.05.2018 15:42     Заявить о нарушении
Рецензия на «Прописные истины» (Вадим Яловецкий)

Вадим, хрен редьки не слаще. Это в сухом остатке.
жму зеленую за раздумья . Более никто в детали не вдается, а Вы - да!

Нина Турицына   01.05.2018 11:58     Заявить о нарушении
Рецензия на «Прописные истины» (Вадим Яловецкий)

Все определения подобного рода не столько разъясняют суть явлений, сколько порождают череду новых вопросов и дискуссий, с неизбежными оговорками, исключениями и искусственными тупиками. Ребёнок эгоцентричен и эгоистичен от рождения, а уж то, чему он научится, исходя из этой данности, - его собственная жизненная школа. Самокритичность - неплохая черта, Вадим, и расстраиваться от определений психоаналитиков ни к чему)))
С уважением,

Мария Евтягина   27.04.2018 10:39     Заявить о нарушении
Благодарю сердечно.

Вадим Яловецкий   27.04.2018 11:31   Заявить о нарушении