Александр Богаделин - написанные рецензии

Рецензия на «Василиск» (Наталья Ладица)

Наталья, Леший не мог быть младшим братом Кащея, т.к. он дух, а Кащей – бывший человек.
Да и Василиск не столь безобидное существо. От его взгляда девица в избе минимум бы остолбенела на веки вечные, а максимум – обратилась бы в камень.
И у вас получается, что Василиск породил петухов, лягушек и змей, но как же он тогда с ними встретился до этого?

С уважением,

Александр Богаделин   10.05.2013 18:50     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр. Очень приятно, что вы заинтересовались моими сказками, тем более, что я от ваших - просто в восторге. Начну по-порядку. Насколько мне известно, Кощей - именно дух, олицетворявший собой голод и неурожай. Потому у него и такая внешность (кости, обтянутые кожей), потому он и хранит под землёй злато (драгоценное зерно), потому и принадлежит он к категории существ вечных (время от времени убиваемый главным героем, он в другой сказке предстаёт во всей красе). Да и Леший иногда мог быть бывшим человеком - в том случае, если другой Леший увёл ребёнка и воспитал по-своему, или мать своё дитя послала к Лешему.
Теперь что касается Василиска. Он, действительно, совсем не безобиден в славянской мифологии. Но эта сказка - не о Василиске, как таковом, а о маленьком существе, страшном, не похожем на других, но так же нуждающемся в обществе, любви и ласке. Он ведь ещё просто ребёнок, а ребёнок по определению не может быть злым. Потому и с девицей ничего не произошло, что во взгляде не было ни настоящей силы, ни настоящей злости.
По поводу происхождения от этого Василиска петухов, лягушек и змей у меня ничего нет. Просто теперь малыш попытается обрести семью в более привычном для всех облике.
С уважением, Наталья.

Наталья Ладица   11.05.2013 01:12   Заявить о нарушении
Наталья, извините, что сразу начал с критики. Но я несколько лет посвятил славянской мифологии и замечать неточности – это уже профессиональное. :)
К сожалению, вы путаете Лешего и Домового. Леший – это классический дух, отвечающий за растительность и живность на определенной местности. Он не мог быть в прежней жизни человеком, в отличие от Домового, которым часто становился после смерти первый хозяин жилища.
Да и Кащей – это демон зимы. Этот юноша, как и Баба Яга, получил бессмертие, но был лишен молодильных яблок. И убить его, на самом деле, нельзя. Яйцо – это символ нашего мира (скорлупа – небо, белок – вода, желток – земля) и с его разрушением погибнет все живое на земле.

Славянская мифология несколько раз меняла форму в зависимости от своих носителей и их особенностей жизни. Когда она была государственной религией, существовал развитый пантеон богов, духов, мифических животных и героев. Как только после христианизации Руси она перешла на уровень простых крестьян, то сразу упростилась до уровня их понимания. Поэтому сундуки со златом у Кащея – это более поздние наслоения. Духу зимы они были не нужны. :)

С уважением,

Александр Богаделин   11.05.2013 02:05   Заявить о нарушении
Насчёт Лешего такие сказки были, правда наши предки, видимо, ассоциировали с ними эдаких "маугли", а называли их, как мне услужливо (хотя и с опозданием) подсказывает память, лешачёнками. Что же касается Кащея, то не могу с вами согласиться. Его атрибутами всегда было припрятанное под землёй богатство (позже, как вы совершенно правильно сказали - золото), страшная худоба при огромной силе, бесплодный камень, а не холод, снег, лёд. Он даже живёт не в хрустальном дворце, а в каменном. Он, скорее принадлежит к числу вечно умирающих и воскресающих божеств и духов. Кстати, в некоторых сказках именно он хранит (и никому не даёт) молодильные яблоки.
Яйцо - это не только символ нашей вселенной, но и символ жизни - как в глобальном, так и в частном масштабе. Иначе герой, разбивая яйцо, погибал бы и сам. В Пасхе, например, яйцо предстаёт именно как символ жизни и воскрешения.

Наталья Ладица   11.05.2013 03:02   Заявить о нарушении
Что же касается упрощения до уровня простых крестьян... Тогда крестьяне были очень уважаемыми людьми, да и все - от князей до холопов - прекрасно понимали: нет урожая - нет жизни.

Наталья Ладица   11.05.2013 03:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «1. Наши предки славяне» (Наталья Ладица)

Наталья, если уж быть совсем корректным, то надо говорить не о славянах, а о русичах, которые сформировались на основе смешения трех разных культур: угро-финской, славянской и тюркской.
Славяне-кривичи пришли на нашу территорию позже остальных и принесли с собой навыки земледелия. Они прямые потомки племен белых хорватов, сербов и хорутан.

С уважением,

Александр Богаделин   10.05.2013 18:40     Заявить о нарушении
На этот счёт есть разные мнения. Моя первоочередная задачи - заинтересовать детей историей русского народа, не столько дать знания, сколько раздразнить желание их получать. Тем более, что книга писалась для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а их обилие ненужной пока информации только отпугнёт. Тем более, что у происхождения русичей-славян версий много, так что те, кому станет интересно, в последствии пусть лучше сами ищут информацию и создают собственное мнение. "Ничему нельзя научить, можно только научиться".

Наталья Ладица   11.05.2013 00:46   Заявить о нарушении
Наталья, как раз, по поводу затронутой вами темы в журнале «Эксперт» опубликована большая статья «Русская народная дружина». В ней подробно разбирается, каким образом сформировался древнерусский этнос.
Адрес статьи - http://expert.ru/expert/2013/18/russkaya-narodnaya-druzhina/

С уважением,

Александр Богаделин   15.05.2013 22:53   Заявить о нарушении
Большое спасибо. Обязательно прочту.

Наталья Ладица   15.05.2013 23:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «Новая сказка о великой любви» (Инна Шолпо)

Чувствуется, вы, в свое время, много Зощенко прочитали. :)

P.S. "И увидел на башне принцессу с рыжими волосами."
"На башне" - это как? :)

С уважением,

Александр Богаделин   11.01.2013 21:09     Заявить о нарушении
Я много чего прочитала))) но вот Зощенко никогда не увлекалась. Кого из юмористов много читала, так это О.Генри.Но в общем понимаю, почему Вы так сказали. Текст первоначально не мыслился как литературный, он рассказывался, правда письменно, но кусочками (в письмах в Контакте), и прерывался вопросами.
Отсюда, наверное, и манера.
P.S. На верхней площадке башни)

Инна Шолпо   11.01.2013 22:15   Заявить о нарушении
Тогда лучше уточнить: "на верхнем балконе башни" или что-то подобное.
Первое впечатление было - бедная принцесса сидит верхом на башне. :)

Александр Богаделин   11.01.2013 22:20   Заявить о нарушении
Спасибо, исправила.

Инна Шолпо   11.01.2013 22:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Лимерик 2» (Котвсапогахх)

День добрый!

По поводу вашего предисловия к страничке рекомендую посмотреть -
http://www.proza.ru/avtor/shcola и еще вот здесь - http://www.stihi.ru/avtor/school2. :)

Александр Богаделин   19.04.2011 13:36     Заявить о нарушении
Благодарю!!!

Котвсапогахх   19.04.2011 15:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «Проблема христианской этики и совершенного обществ» (Ирина Филева)

День добрый!

Ну и каша у вас в голове. :)
Начнем с того, что христианство – не «оригинальная» религия. Основные свои положения она позаимствовала из зороастризма. Иудеи соприкасались с этим учением во время «вавилонского пленения», живя в составе Ахеменидской империи. И именно через них оно проникло в христианство и ислам.

«Великие русские морализаторы Толстой и Достоевский полагали, что при условии последовательного и неукоснительного исполнения людьми евангельских заповедей Царство Божье может быть осуществлено на земле».
Удивительно, но Достоевский вроде бы всегда числился по разряду имморализаторов (как и Ницше), а Толстого, помнится, за его проповеди даже отлучили от церкви.

«Дуалистическая религия, или теизм, каковым является христианство…»
А я всегда думал, что в христианстве один бог. :) И к дуализму больше подходит дитеизм (или битеизм).

А насчет вашего представления о буддизме я лучше умолчу.

С уважением,

Александр Богаделин   25.03.2011 16:08     Заявить о нарушении
С больной головы да на здоровую!
Вавилон вообще везде в Библии выступает синонимом греха. Навуходоносор II, захватив и уничтожив Иерусалим, разрушил храм Яхве (Первый Храм)в VI веке до н.э. Выходит, основные положения иудаизма оформились задолго до "вавилонского пленения". В свою очередь, в Вавилонию вторглись персы, и Вавилонское царство вошло в состав Ахеменидской державы, сохранив автономию. Именно персидский царь Кир II в первый год своего царствования издал эдикт, разрешающий евреям вернуться на родину. Читайте Книгу Эзры.

Зороастризм ведь тоже возник не на пустом месте, а из древнейших культов, отголоски каковых, несомненно, мы найдем в любых более поздних религиях. Премного благодарна, что открываете мне глаза на то, что старо как мир - "нет ничего нового под солнцем". Вы заставляете меня почувствовать себя синим чулком; а ведь в моем эссе речь вовсе не о том. Повторюсь, меня как автора интересуют вопросы:

Кем был Христос?
Возможно ли, пусть хоть в отдаленной исторической перспективе, становление совершенного человеческого общества на земле, - на основах ли христианской этики или какой другой?
Что такое этика внутри нас? Вернее, как примирить нашу внутреннюю этику (в русской традиции это понятие иногда обозначается словом "совесть") с болью и страданием мира?

Насчет Толстого вы тоже погорячились. Он же взялся править евангелия, вычленяя из них все сказки, чудеса и оставляя "очищенную" этическую проповедь. В итоге - скучнейшее морализаторство, каковым отличаются его поздние произведения. А толстовские коммуны помните?

Что до Достоевского... А вы в сознательном возрасте, не в школе, перечитывали "Братьев Карамазовых" или хотя бы "Преступление и наказание"? Кстати, в "Братьях Карамазовых" страницы про монастырь, глава про историю старчества в России, эпизоды про старца - я сама сверяла - чуть не дословно списаны с благочестивых монастырских изданий "Оптинский старец Амвросий", "Оптинский старец Леонид". Спешил сильно с написанием, пришлось слегка плагиатничать, и ничего! До сих пор ни один ученый литературовед не докопался.

Параллели с Ницше оставлю на вашей совести - мне об этом ничего не известно и ничего такого не замечала.

Вы в эссе не увидели пояснения, что такое монистическая и дуалистическая религия? А то загляните в философский словарь. Упрощенно говоря, монотеизм/ битеизм/ дитеизм подразумевает количество богов, в то время как монизм/ дуализм относятся к мировоззренческим категориям.

Представление о буддизме вовсе не мое. Пассаж позаимствован из беседы с ученым буддистом, живущим в этой традиции.

С признательностью за ваш интерес,


Ирина Филева   26.03.2011 04:48   Заявить о нарушении
Продолжаем углубляться в теологию. :)
«Зороастризм ведь тоже возник не на пустом месте…» Возник.
Есть принципиальное различие между мифологическим мышлением и мышлением «осевого времени» (по К.Ясперсу).
Вспомните, как Агамемнон по требованию Артемиды приносит в жертву свою дочь Ифигению. Это было в порядке вещей, человек не мог нести ответственности за волю богов.
И именно в зороастризме впервые появилось идея об имманентной способности каждого человека различать добро и зло, о свободе индивидуального выбора и ответственности человека за этот выбор. Именно Заратуштра заложил основы личностно ориентированного мышления. От него ведут начало образы Бога и Дьявола, рая, ада и чистилища в виде узкого моста над пропастью, по которому способна пройти, не сорвавшись, только праведная душа. А от его ближайших сподвижников, не дождавшихся наступления Божьего царства при жизни Учителя, образы Второго пришествия и Страшного Суда, и даже Матери-девственницы, от которой через 3 тысячи лет после ухода Отца должен родиться Сын Заратуштры.
Не спорю, иудейские пророки еще в VIII веке до н.э. высказывали схожие идеи, но именно в учении великого иранца они нашли завершенную форму своих мыслей.

Следуем дальше.
«Возможно ли, пусть хоть в отдаленной исторической перспективе, становление совершенного человеческого общества на земле, - на основах ли христианской этики или какой другой?»
Невозможно. И это достаточно убедительно доказал А.П.Назаретян в своей работе «Агрессия, мораль и кризисы мировой культуры. (Синергетика исторического прогресса)».
Не буду повторять аргументацию академика (этому посвящена, фактически, половина книги), приведу только суть.
Осевые религии расширили границы «свой-чужой» и по функционалу – это сдерживающий агрессию фактор. Сейчас остро встает вопрос о сдерживание агрессии на индивидуальном уровне и ни одна из существующих мировых религий не может с этим справиться. Их жизненный цикл подходит к концу.

Думаю, пока этого достаточно.

С уважением,

Александр Богаделин   26.03.2011 16:56   Заявить о нарушении
К чему вы вспоминаете Агамемнона? Общеизвестно, что практика жертвоприношений существовала во многих культах, задолго до ахейцев, нет нужды ссылаться на общеизвестные места из Библии, и по сию пору существует в христианстве. Так ли уж изменилось человеческое мышление со времен древнейших мифов? Доктор Фрейд ведь не случайно оперировал мифологическими сюжетами применительно к психотерапии.

В иудаизме, похоже, раньше, чем в зороастризме, сложилась идея о свободе и об ответственности человека, который был сотворен "по образу и подобию Божию" - понятно, не телесному, а духовному, то есть наделен свободой выбора, разумом, стремлением к различению добра и зла... Книга Бытие по хронологии древнее, и даже записана впервые ранее того времени, когда, по самым смелым предположениям, жил Заратуштра. С матерью-девственницей тоже ужасно древняя история - поди, со времен матриархата.

То, что убедительно доказал уважаемый академик Назаретян в своей книге (которую не читала), я скромно изложила на половине страницы. Поясню свою позицию еще раз упрощенно: совершенное общество едва ли возможно, разве что в "результате преображения этого несовершенного мира в сверхъестественный".

Мне, признаться, чрезвычайно лестно, что мое краткое художественное эссе в стиле минимализма затрагивает в вашей голове глубинные архетипы человеческого сознания и стимулирует столь ценные интеллектуальные изыскания, хотя спорные подчас:) Фантазии на тему славянской мифологии на вашей странице гораздо убедительнее, я давно обратила на них внимание:)

С пожеланием творческих успехов,

Ирина Филева   26.03.2011 18:50   Заявить о нарушении
Мышление с древнейших времен изменилось не просто сильно, а кардинально. Посмотрите работы К.Ясперса, хотя бы «Истоки истории и ее цель». Не случайно он ввел понятие «осевого времени», настолько рознятся религиозные воззрения до и после этого периода.
Но намек понял и сворачиваю дискуссию. :)

Спасибо за пожелание творческих успехов.

Александр Богаделин   26.03.2011 22:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нельсон Мандела и Вувузела» (Владимир Симоненко)

Прямо-таки ностальгией повеяло.
Образцовая передовица из "Пионерской правды". :)
Вот только век на дворе уже 21. Боюсь, не поймут даже в ЮАР.
Они ведь к загнивающему капитализму давно уже приобщились. :)

Александр Богаделин   14.07.2010 22:55     Заявить о нарушении
А что вы хотели от бывшего редактора школьной стенгазеты, члена совета дружины? )))

Владимир Симоненко   15.07.2010 18:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «Искусство зарабатывания денег» (Александр Богаделин)

Комментарии

1. Не. Ему летать охота.

По всей видимости, Пшелты застал Водяного за распеванием песенки:

Эх, жизнь моя жестянка!!!
А ну ее в болото!
Живу я как поганка,
А мне летать,
А мне летать,
А мне летать охота!!

2. А потому привязали Петуху с каждой стороны по пеньку небольшому и по сто раз на день поднимать велели.

Достоверно зафиксирован по крайней мере один случай, когда данная методика привела к желаемому результату. Затворник и Шестипалый из одноименной повести Виктора Пелевина, натренировав таким образом крылья, смогли покинуть «Бройлерный комбинат имени Луначарского» и улететь на юг.

3. Бегает шустро весьма, а взлететь не может.

Скорее всего, Орел говорил о страусе.

Александр Богаделин   14.06.2010 00:23     Заявить о нарушении
Рецензия на «Тихие игры» (Михаил Сухоросов)

Прекрасно разработанный мир. Хотя и несколько кровожадный.
Чувствуется, вы хорошо знаете славянскую мифологию.

Я так понимаю, это фрагмент какой-то большой вещи?

С уважением,

Александр Богаделин   18.12.2009 11:10     Заявить о нарушении
Знаете, по поводу кровожадности я еще очень смягчил - "исходник", в принципе, "Саги об исландцах"...

Да, фрагмент - один из двух. Второй (и последний) рассказ цикла сюжетно связан с первым.

Большое спасибо за отзыв.

С уважением,

Михаил Сухоросов   18.12.2009 12:13   Заявить о нарушении
Чисто профессиональный вопрос.
Интересно, а вы делаете предварительную разработку материала – собираете информацию о духах, их взаимодействии с людьми и т.д.? Прописываете лакуны в мифологии?
С уважением,

Александр Богаделин   18.12.2009 12:22   Заявить о нарушении
Будете смеяться, но материал чаще всего обнаруживается постфактум. "Вот!!! Об этом я и писал!".

По поводу мифологии - кое-что, конечно, читал, но все же далеко не специалист.

С уважением,

Михаил Сухоросов   18.12.2009 12:29   Заявить о нарушении
Тогда что? Заимствование образов у других авторов (Сапковского, например)?

Александр Богаделин   18.12.2009 12:38   Заявить о нарушении
Если честно, не совсем без этого... Хотя полностью "Ведьмака" я прочитал значительно позже. А в 90-х пана Анджея печатали только отрывками, еще в переводе Бушкова. И конечно, Вам знакома такая реакция: "Стоп! Все было НЕ ТАК!".

А по поводу мифологии - миф заполняет лакуны собой. Вы же несомненно замечали, что любой миф предельно логичен. По идее, я и пытался понять логику мифа... Кстати, по этому поводу есть одна совершенно замечательская вещь - Дилэни, "Пересечение Эйнштейнв". Правда, у него мифологическими героями являются Элвис и "Битлы". "И тогда я полез на скалу - не хуже самого Элвися".

Большое спасибо за интересный отзыв.

Михаил Сухоросов   18.12.2009 13:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Как правильно искать супругу» (Александр Богаделин)

Комментарий

Покинув Лоскутное королевство, друзья неспешно двигались в направлении двоюродной сестры троюродного брата.

Что делали Пшелты и Щасвернус в Лоскутном королевстве написано здесь - http://proza.ru/2009/11/21/918.

Александр Богаделин   15.12.2009 09:06     Заявить о нарушении
Рецензия на «Лесное ОБЖ» (Александр Богаделин)

Комментарии
1. …предложил Водяной, вспомнив свои мучения с лимериками.

О страданиях Водяного можно прочитать здесь - http://proza.ru/2008/06/02/358

2. …что от истории с Красной Шапочкой осталась…

Как Щасвернус страдал в волчьей шкуре рассказывается в «Легенде о Красной Шапочке» (http://proza.ru/2008/05/18/456).

Александр Богаделин   04.12.2009 02:33     Заявить о нарушении