Мужик Бородатый - написанные рецензии

Рецензия на «4. Леха Косой. Министерство Вечных Вопросов» (Мария Шпинель)

Интересный рассказ. Похоже, автор сам увлечен вечными вопросами, потому и создал для нас этакий сюрреал. Текст-ребус, основанный преимущественно на разгадывании слов. И судя по всему, автор считает, что столь резкий обрыв сюжета придает рассказу особую значительность. И я с этим склонен согласиться – в данным вариантом финала. Хотя должен отметить, что рассказ кажется все-таки сыроватым. Мне кажется, автору следует еще пару раз пройтись по тексту, выправить кое-какие стилистические погрешности.
Но в целом, да, рассказ весьма интересный.

С пожеланием успехов и неизменным уважением,

Мужик Бородатый   18.06.2023 23:12     Заявить о нарушении
Здравствуйте МБ,

А где резкий обрыв сюжета? Как я уже отмечал в комментариях к другим рецензиям,
рассказ - о психо-эмоциональном состоянии человека, находящегося в такой непростой жизненной ситуации. Весь сюжет состоит в описании этого (иллюзорного?) министерства, в котором выплескивается, описывается вся суть его трагедии и протеста. Сюжет заканчивается ясным посылом - решайте свои вечные вопросы сами, и герой приходит к ОСОЗНАВАНИЮ этого и готов действовать. Это и есть завершение сюжета.

Стилистически погрешности - буду признателен, если укажете на них.

Леха Косой.

Шпинель   19.06.2023 02:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «3. Берта. Встречи нежданные» (Мария Шпинель)

Здравствуйте, Берта. А где вторая половина истории? Пока ваш текст выглядит так: на палубу вышел, а палубы нет. Причина в нехватке времени?

Мужик Бородатый   12.06.2023 16:12     Заявить о нарушении
Здравствуйте, МБ! И вы считаете, что палубы нет? А её и правда нет. Не написано. Я не думала, что кому-то захочется продолжения. Что теперь делать?
Времени мне и в самом деле обычно не хватает. Становлюсь тугодумом, возрастное и послековидное состояние. Такая беда. Понимаю, что выгляжу глупо. Уж простите.
Берта.

Шпинель   12.06.2023 16:34   Заявить о нарушении
Берта, рассказ абсолютно закончен. Не нужно никакого продолжения. Только последнюю фразу-вопрос уберите.

Шпинель   12.06.2023 16:55   Заявить о нарушении
Все время забываю представиться - про то, что рассказ абсолютно закончен, написал Леха Косой. Я не пытаюсь спорить с мэтром, просто я не совершенно не вижу здесь такого прочтения, при котором рассказ не закончен. Рассказ - о приеме, который был оказан наивной графоманше "писательским" или "издательским" миром, и этот прием описан исчерпывающе, и вся суть этого мира раскрыта. Я еще раз повторю, что это не было вашим намерением, но, тем не менее, это отлично получилось. Так тоже бывает.

Шпинель   12.06.2023 17:01   Заявить о нарушении
Спасибо, Лёха! Я уже Саше написала, что не тот вариант отправила, в последней правке вместо фразы-вопроса у меня был абзац-концовка более содержательный, хотя и краткий. Может быть, заменить? Если так можно делать.
Берта.

Шпинель   12.06.2023 17:19   Заявить о нарушении
Вы уж простите, Берта, за вмешательство, но вы не выглядите глупо, а вторую часть рассказа можете, если есть желание, дописать прямо сейчас. Конкурс завершится в конце месяца. Время есть. Пишите!

Александра Стрижёва   12.06.2023 17:20   Заявить о нарушении
Да, предлагаю заменить. Пришлите мне на почту. Сделаю замену.

Александра Стрижёва   12.06.2023 17:21   Заявить о нарушении
Отправила. Прошу прощения за бестолковость.
Берта

Шпинель   12.06.2023 17:27   Заявить о нарушении
Берта, здравствуйте
Совсем не знаю писательско-редакторскую среду, а вот пансионаты для писателей //Приюты литераторов// думаю, точно существуют.

Знаю о пансионате для художников (музей Левитана, недалеко от города Петушки)
Не знаю как сейчас, несколько лет назад там художники жили летом месяц-два на полном пансионе с предоставлением красок и холстов, общались и т.п. Условие одну картину оставить в пансионате. Теперь там целая галерея картин.

И в Коктебеле есть дом творчества, там бесплатно предоставляют месяц (с полным пансионом) Надо доказать, что реально что-то умеешь делать хорошо, играть на муз инструменте, писать картины, стихи - все что угодно. И после этого месяца можно жить за скромную оплату 10т руб. в месяц. Я там однажды такую фортепианную музыку слышала - явно уровень серьезных конкурсов.

Так что пансионаты - это неплохо. Для кого-то бизнес, а для кого-то возможность что-либо создавать.

На мой взгляд, это только, если решитесь что-либо дорабатывать, можно добавить игривости, легкой эротичности, капельку флирта. Кто-то взглянул на дорогой ремень и засмущавшись отвел взгляд - в таком стиле. У вас две пары: Аркадий Крамольников - Лиза и Евгений Фёдорович и Марина. Второй пары как-то маловато. Хотя понятно что вторая пара более интеллигентна. Им капельку, искорку чувственности и получится хороший контраст.

С уважением,
Рая

Шпинель   13.06.2023 17:55   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Берта!
Воронов прочитал с интересом

0) Воронову понравилось про шахматные фигуры в начале рассказа

1) Неужели еще существуют такие кафе, где собираются литераторы?
Если так, то у этого мира есть шанс.

1.1) Пансионаты для трудовой интеллигенции? В это еще сложнее поверить в наше время.

2) Диалогов много. Но Воронов без труда понимает, кому какая фраза принадлежит. Понятно по смыслу и по стилю. Не каждый умеет так написать.

В целом, теплый осенний рассказ получился

с уважением,
Воронов

Шпинель   13.06.2023 22:06   Заявить о нарушении
С уважением*

Воронов просит прощения за опечатку

Шпинель   13.06.2023 22:10   Заявить о нарушении
Рая, добрый день! Очень интересные примеры из мира домов, где отдыхают и работают творческие люди. Я видела как-то в интернете репортаж из такого пансионата на Урале, там писатели и их "Болдинская осень". То собираются на чтения у камина, то
группой прогуливаются к каким-то берегам. У всех умные, вдохновенные лица.
Спасибо за совет добавить к скучным разговорам элемент эротики. Так, конечно, будет легче проглотить. (Улыбаюсь). Подумаю.
Всего вам доброго!
Берта.

Шпинель   14.06.2023 11:10   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Воронов! Мне очень приятно, что вы отметили кое-какие моменты. И не требуете дописывать, признаёте, что текст достаточный для понимания в этом виде. Вы добрый читатель.
Есть места, где творцы собираются. В больших городах это осуществимо. И пансионаты тоже есть. От богатых союзов писателей. Как они это организуют, в подробностях не знаю. Но что-то где-то есть. А я для себя позаимствовала их идею.
Спасибо за тёплый отклик, желаю вам удачи.
Берта.

Шпинель   14.06.2023 11:37   Заявить о нарушении
Воронов рад слышать, что наш мир выбрался из его 90х
Что люди где-то что-то пишут и даже собираются вместе в связи с этим занятием

Да, Воронов - добрый читатель, к тому же, с хорошей фантазией. Критик, правда, из него не очень. Но рассказ этот - вполне законченная вещь (Воронов тут не претендует на объективность).

С уважением,
Воронов

Шпинель   17.06.2023 02:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «2. Сказочник. Древо исцеления и благоденствия» (Мария Шпинель)

Начну, пожалуй, с жанра. К какому жанру принадлежит данный рассказ?
В комментариях называли притчу, но нет, не притча, потому что притча – это всегда иносказание. В нашем случае никакого иносказания нет, все кристально ясно.
Если не притча, то что?
В жанре «сказка» есть такой (под)жанр, как «поучительная сказка». Сюжет которой имеет ярко выраженный морализующий характер. Подобные сказки призваны показать правильные (т.е. одобренные обществом) нормы жизни и способы поведения человека в трудной ситуации. *Сказочности* (т.е. авантюрности, приключений, волшебства) в подобных текстах немного, ну разве только произойдет замена человека на неантропоморфного персонажа (например, на животное).
Так же, как и притчи, поучительные сказки дидактичны, т.е. назидательны, поучительны, наставительны. В этом заключается их суть, и все остальные их свойства растут из этого корня.

Итак, назидательность предполагает сообщение читателю норм и жизненных правил. Что очень ярко проявляется в нашем тексте. Хочешь быть благополучным (здоровым, счастливым), радуйся тому, что имеешь. Довольно популярная в определенных кругах доктрина – благодари за каждый час своей жизни, настраивайся на лучшее и т.д. и т.п.
Термин «назидательность» имеет, скорее, отрицательную коннотацию. Никто не любит, когда его поучают, все сами знают, как надо жить. Да и как писать рассказы тоже (смеюсь). Как правило, советам следуют только тогда, когда наступает полный край. Как, например, у героя данного рассказа.
Шах-падишах дошел, что называется, до ручки, смерть уже дышала ему в лицо, и только поэтому он последовал совету доброго путника. И, конечно же, выздоровел (поучительные сказки имеют благополучный финал).
С героем все понятно, но как быть с читателем? С читателем тоже будет все хорошо, если поучительная сказка будет нести в себе не только мудрые черты школьные прописи, но еще и художественные <черты>.
А вот с художественностью у данного рассказа слабовато. В таком состоянии, как он есть, он идеален для размещения на сайте Проза.ру (заметил, что здесь ценится немудреная поучительность). Однако попав к более искушенным читателям, рассказ сильно проиграет. И поскольку мы тут, на Прозе, создали небольшой заповедник во имя Литературы, давайте соответствовать высоким стандартам (смеюсь).

Смотрите, сказка (как любое другое литературное произведение) всегда обращена к читателям. Ее цель – на примере героя показать читателю модель поведения, которую тот может применить в собственной жизни и изменить ее, жизнь, в лучшую сторону. Вот оно, назидание – как *лучше/ правильней*?
Несчастный шах-падишах последовал совету потому, что другого выхода у него не было. А что может заставить последовать читателя?
Только внушение ему определенных эмоций. Эмоций. Которые сформируются только, если повествование будет художественным. И чем назидательней мысль, тем привлекательней она должна быть завернута автором в образный ряд. То бишь, мы снова выходим на категорию стиля.
С идеей и сюжетом в рассказе все в порядке. Сюжет строен и логичен. Автор молодец, что создал нужные перипетии (сюжетные осложнения, изменяющие действие) – сначала у героя было все хорошо, затем стало плохо, затем опять хорошо.
Таким образом, к содержанию претензий нет. Есть претензии к форме (стилю). Который никакой. Пресный и безвкусный.

А ведь заход был очень хороший – завернуть поучения в пышные восточные одеяния, задрапировать, так сказать, иноземным флером и тем повысить эмоциональность. Такова была задумка, но что на практике?
Смотрите, автор уверяет нас, что действие происходит где-то на Востоке, где правят всесильные шахи-падишахи и по холмам ходят мудрые странники.
Однако попробуйте заменить «шах» на «король». Что-нибудь изменилось?
Нет, не изменилось. Данная история вполне могла происходить с королем, царем, знатным паном или с кем угодно какой угодно национальности.
Где пышная, велеречивая лексика, которым славятся псевдо-восточные тексты (как мы, рускоязычные, привыкли их воспринимать)?
Ведь автор писал стилизацию, верно? Но в том, что мы читаем, присутствуют лишь крупицы. Один раз «визирь», три раза – «паланкин», описания природы можно отнести к любому географическому месту (ну разве, кроме Антарктики, смеюсь). Где заявленный восточный колорит? Где экзотика?
Повествование весьма скромное и незатейливое. Ни лексика не выдержана, ни построение фраз. Здесь требуется существенная доработка. Уж коли взялись за стилизацию под восточные сказки, извольте, автор, соответствовать.

Отдельной строй хочу отметить «шаха-падишаха». Аллах с ними, кто из них главнее, сам не знаю. Но я знаю про правила именования персонажа. Которые в данном рассказе нарушены, и как я понимаю, с самой благой целью.
Автор твердо знает, что следует употреблять синонимы. Что следует избегать повторов слов, однако.
Однако на именование персонажа это правило не распространяется.
Герой либо всегда «шах», либо всегда «падишах». Либо по имени.
Никаких старательных подборов синонимов, как в данном тексте. Через раз: шах, падишах, и с вкраплениями: государь, владыка, правитель, монарх.
То же с путником. Который то странник, то путешественник, то рассказчик, то еще кто-то.
С «путешественником» совсем неудачно вышло. Как я понял, пока шах годами лечился, путешественник не путешествовал, а был всегда поблизости, верно? Значит, путешественника (ровно, как путника и странника) надо менять на что-то другое – старика, мудреца или подбирать иное именование.
Именование персонажа – начальный элемент формирования его образа, подбор синонимов здесь идет во вред, ибо размывает образ.

Резюмирую. Со стилистикой требуется поработать, пока рассказ весьма неяркий. Уж коль задумали стилизацию, так не отступайте.

С пожеланием успехов и неизменным уважением,

Мужик Бородатый   12.06.2023 00:06     Заявить о нарушении
Вставлю ремарку, что притча - необязательно иносказательна. Вот три притчи Толстого: http://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_12/01text/0291.htm

Леха Косой


Шпинель   12.06.2023 02:27   Заявить о нарушении
Нет, притча всегда иносказание. У Толстого тоже. Мука, сорная трава - это объекты, в которые автор заложил дополнительный смысл.

Мужик Бородатый   12.06.2023 16:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «1. Воронов. Ярко желтое платье» (Мария Шпинель)

Всякое художественное произведение представляет собой сплав сюжета, стиля и (сверх)идеи. Давайте посмотрим на рассказ Воронова под таким углом.

Начнем с сюжета. Который заключается в следующем. Герой утром выходит из своего дома, приезжает в офис и обнаруживает, что офис обокрали. Герой забирает уцелевшие компьютеры, едет домой и по дороге неожиданно вспоминает некую Катю, свою бывшую подружку. Приехав домой, герой рисует портрет Кати и понимает, что смысл его жизни – рисовать.
Как видите, сюжет весьма компактный, действие укладывается в сутки-двое. Сюжет достаточно линейный и подразумевает сцены с небольшим внешним напряжением, зато с большим внутренним.

Если резюмировать, то сюжет вполне соответствует идее произведения, которую можно сформулировать, как: «обретение героем смысла жизни».
Идея весьма достойная, стоит, чтобы о ней писать.

Теперь о стиле. Смотрите, специфика сюжета такова, что при небольшом внешнем напряжении автор должен держать большое внутреннее <напряжение сцен>. Действия героя просты: вышел – поехал – приехал – поговорил – поехал – приехал – зашел. Однако смысл в том, что герой все это время проживает существенные чувства, которые в итоге приводят его к самому главному – к пониманию себя (своего призвания, своего места в мире). То бишь, работа автора должна быть ювелирной. За всеми этими «зашел-вышел» читатель должен увидеть огромную душевную (от слова: душа) работу героя.
В принципе, автор верно построил схему преобразования героя, однако.
Однако дьявол кроется в деталях.
Существенные проколы рассказа можно разделить на 2 группы.

Первый – это детализация. Деталей в тексте очень много. С одной стороны, это хорошо, потому что позволяет создать жизнеподобие картины мира (помните такую стилевую доминанту?) Но с другой, деталей в тексте чрезмерно и бессмысленно (да, именно так) много.
Ведь для чего нужны художественные подробности? Первое, разумеется, *показать*. Но не забываем, что идея данного рассказа, кроме *показать*, подразумевает еще и *осмыслить*. Ведь герой занят переоценкой своей жизни. То бишь, детали приобретают, если угодно, метафизическое значение.
С чего начинается рассказ? С того, что герой видит мир *таким*. Затем у героя что-то щелкает, и герой *видит идеал*. Герой рисует идеал и понимает, как он должен жить дальше. Грубо говоря, герой приходит к решению воплощать идеал в свою жизнь.
Теперь смотрим в текст. Выполняют ли художественные детали данную функцию? Я бы сказал, скорее нет, чем да (выполняют).
Детали слишком хаотичны, и те, на которых автор останавливает внимание читателя в начале рассказа не очевидно связаны с теми, на которые обращает в финале.
Вот, например, заваренный мусоропровод и пистолет как играют на идею рассказа (на преображение героя)? Что дает читателю разговор начальников героя в офисе? Как этот разговор показывает процесс преображения героя?
Не то, что бы автор совсем здесь промахнулся, нет. Но очень все зыбко, очень. Надо дорабатывать. Доработка должна идти в направлении: не просто перечисление примет жизни героя, а их осмысление в разрезе метаморфоз героя.

Вторая группа проколов – это русский язык. Теряете. Теряете, автор, чувство языка. Русский язык удивительно гибкий. Пластичный. И за счет этой пластичности автор может творить чудеса. Но вы, увы, не сотворили.
Прочтите первые 3 абзаца. С точки зрения стилистики они плохи. Допускаю, что вы хотели создать атмосферность. Однако не вышло.
Вообще, заметил, что в тех местах, где вы напираете на *атмосферу*, ваш язык становится неестественным.
Позволю себе дать такой совет. У своего любимого писателя подберите отрывок примерно такого же эмоционального содержания и перепишите его от руки (непременно от руки). Еще лучше – пару-тройку отрывков. Затем, не теряя куража, попробуйте написать свой. В идеале – сделайте это несколько раз с промежутком во времени. Должно помочь.

Резюмирую. Идея отличная. Сюжет в целом неплох, только надо поработать над сценой в офисе – расставить акценты, нужные для понимания идеи. Обязательно надо сделать ревизию деталей. Зацепить их друг за друга и добавить в начало что-то *желтое*, чтобы платье в финале заиграло в полную силу. И обязательно (обязательно!) провести ревизию лексики. Никаких скучающих кастрюль, косноязычно-канцелярских «рекордно малое», «практически не наблюдалось» и прочего, что у вас в избытке, увы.
В общем, работы много, но идея рассказа того стоит.

С пожеланием успехов и неизменным уважением,

Мужик Бородатый   11.06.2023 18:43     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Мужик Бородатый!
Воронов искренне благодарен за отзыв и дельные советы.

Заваренный мусоропровод - характерная черта эпохи заваренных мусоропроводов.
Пистолет, который так и не выстрелил - тоже, в основном, просто примета времени.
Еще он подчеркивает страхи Смыслова.
Также он нужен для демонстрации беспомощности Смыслова перед этой суровой реальностью. Пистолет и сигнализация в квартире ничем не помогли от кражи из офиса.
В принципе, пистолет можно в конце упомянуть. Но Воронов решил чуть упростить. Пистолет свое отыграл, когда герой вернулся домой и с опаской входил в квартиру.
Надо подумать. Возможно, в конце еще одно появление оружия усилит эффект от последней сигариллы (про которую герою еще не известно, что она последняя). Если туда еще и оружие добавить, еще страху нагнать?

Добавлять в начало что-то желтое Воронов не хочет. Во-первых, там солнце есть, а во-вторых - Питер же. Достоевщина получится может.
Хотя...
(Задумчиво) "Припарковать машину у ЖЕЛТОЙ стены дома..."
Пожалуй, стоит подумать и над этим замечанием. Но пока Воронову хватает ярко желтого солнца.

Отполировать текст - Воронов обещает и об этом подумать. Атмосферу ж хочется создать.

С уважением,
Воронов

Шпинель   11.06.2023 23:10   Заявить о нарушении
В жизни заваренный мусоропровод может быть чем угодно. Но в рассказе он может присутствовать только в качестве детали, которая оттеняет состояние героя. То же с пистолетом. И чем больше вы напираете на детали (а вы напираете), тем значимей должна быть их роль в сюжете. Предположим, в начале герой держит при себе пистолет из страха – значит, к финалу вы должны вспомнить про пистолет и хоть штрихом, но показать изменилось ли значение пистолета в мироощущении героя. Герой может забыть про пистолет, но вы, автор, не должны. Иначе возникает ощущение неподшитой нити, которая болтается сама по себе, неизвестно зачем. У вас, к сожалению, таких нитей больше, чем допустимо.
По поводу цвета. Напомню «Даму с собачкой» Чехова. В рассказе постоянно присутствует серый цвет. Но если в начале серый – это цвет мироощущения Гурова (серая тоскливая жизнь), то в финале, когда герои приняли решение о совместности, Анна Сергеевна оказывается в «любимом Гуровом сером платье». Вроде мелочь, да? Ан нет. В хорошем рассказе каждая мелочь играет. Так что, и стена возможна, и солнце возможно, только расставьте нужные акценты на нужном вам цвете.

Мужик Бородатый   11.06.2023 23:56   Заявить о нарушении
Еще раз здравствуйте, Мужик Бородатый!

Воронов не забыл про пистолет в конце. Воронов просто решил не усложнять.
Но, если задуматься, пистолет можно ладно приспособить где-то в районе фразы о последней сигарилле.

С уважением, Воронов

Шпинель   13.06.2023 22:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «График конкурса Поворот» (Мария Шпинель)

Поздравляю всех участников с новым конкурсом.
К сожалению, нахожусь в стесненный обстоятельствах, не могу писать развернутые отзывы. Однако делаю себе заметки, и когда обстоятельства переменятся, обязательно напишу свои соображения.
Еще раз поздравляю, всем авторам наилучшие пожелания.

Мужик Бородатый   10.06.2023 21:24     Заявить о нарушении
Спасибо, МБ. Возвращайтесь. Ждём с нетерпением!

Александра Стрижёва   11.06.2023 00:16   Заявить о нарушении