Татьяна Шайдор - написанные рецензии
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Добрый вечер, Александр! Захватило чтение, будто вернулась в свои отроческие годы. Конечно, моя жизнь тогда складывалась благополучней, в интернат не отдавали, в ту пору наша большая семья уменьшилась естественным образом, братья разъехались, самый старший уже жил своей семьёй, два других тоже-один офицер, второй уехал на целину, так что хоть сытнее стала жизнь, но в общем как у всех "от аванса до получки". Как-то не замечалось, что живём скудно, что пальто, купленное дедом в 5 классе доносила до выпускного. Жили другим. Читала и вспоминала своих учителей, мне тоже повезло, были профессионалы, только росла я чистейшим гуманитарием, а Вы определились уже в школе с выбором. Знаете, у нас кабинет физики был почти таким же, и до сих пор замирает сердце, когда услышу вдруг характерные голоса актёров, озвучивавших те старые учебные фильмы. Прочла о листовках и подумалось, какое счастье, что обошлось, тогда могло сломать жизнь. О событиях в Новочеркасске узнала подростком, а брат научил находить короткие волны в радиоприёмнике, слушать "голоса", но предупредил, что обсуждать это не нужно ни с кем. Офицер-связист он знал, чем это грозит, но учил сопоставлять информацию. Ох, расписалась, разбередили душу. Прочла от начала до конца, это и моя жизнь. Спасибо!
Татьяна Шайдор 19.02.2015 20:09 Заявить о нарушении
Комментируя мои первые главы, читательница Христина Либензон ужасалась рассказанным там ужасам. На другой, что ли, планете жили некоторые комментаторы?
Рад, что мы с Вами всё-таки с одной планеты.
Александр Коржов 20.02.2015 10:03 Заявить о нарушении
Татьяна Шайдор 20.02.2015 13:58 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр! Хотела написать позже, но не могу не отозваться сразу, перечитав начало. Главы достаточно объёмные, а возможности мое скромнее, так что предстоит долгое чтение. Начну с «Младенчества». Я на год старше Вас, поэтому мне особенно интересно всё: и детство, которое не очень отличается от моего, и взгляд на события, происходившие в 50-60 и позднее, в годы нашей зрелости. Что –то не совпало в частностях, но читала с нескрываемой «белой» завистью к той широте охвата и непринуждённости, с которой Вы даёте подлинную панораму жизни в интересное время перемен. Это не повесть, это роман о жизни нескольких поколений, тесно переплетённый с историей страны, добавлю, что написано с редкой откровенностью, честностью и прямотой. Я тоже как-то пыталась написать о пережитом моими близкими, но получился эскиз, у Вас –яркая картина, поражающая многообразием красок, оттенков, полутонов, рассмотреть которые в полной мере может тот, кто прожил эти годы осмысленно, мужественно, не закрывая глаза на то, что было и есть, и что не всегда хочется видеть или понимать.
Александр, простите, что зашла с "запасной страницы", с основной уже писала при первом прочтении. Перечитала и захотелось написать ещё. Очень талантливое произведение.
С уважением.
Татьяна
Татьяна Шайдор 19.02.2015 14:55 Заявить о нарушении
Не скрою: "картине" предшествовало множество "эскизов", так что она является результатом долгого труда. Причём по мере продвижения "от пролога к эпилогу" материал сопротивлялся всё сильнее. Иногда настолько, что, перевалив за середину, некоторые очень уважаемые читатели (как пример назову Татьяну Осипцову) предавали анафеме и текст, и его автора. Мне оставалось утешаться тем, что я как автор оказался достаточно убедительным, чтобы читатель возненавидел меня как персонажа.
Впрочем, не стоит забегать. Спасибо, рад Вашему вниманию.
Александр Коржов 19.02.2015 15:23 Заявить о нарушении
Сколько бы раз ни обращалась к тексту, открываю то, что пропущено или не поддалось осмыслению при первом чтении, и будто приоткрываются новые духовные пласты, вскрытые автором романа в творчестве писателя. Вот и теперь задала себе вопрос, а кто и почему не вписывался в мир, который окружал его. И автор даёт ответ: «живые» – становятся, как правило, чуть ли не изгоями, как Иванов или Мисаил». Почему? Да потому, что «все герои у Чехова делятся на тех, кто открыт в той или иной степени духовности и у кого она хотя бы изредка вдруг да сверкнет, тех, кто пребывает в ее атмосфере, и тех, кто уже давно почти зарылся душевно в землю и мог бы быть назван ходячим мертвецом».
Да-да, именно сильные, успешные, напористые, сверхсовременнные оказываются перед всевидящим оком Его много беспомощней «не вписывающихся» и здесь очень точно дополняют чеховскую манеру письма слова древней молитвы, приведенные автором : «ибо кто даёт – тот получает, кто себя забывает – тот обретает, кто прощает – тому простится, и тот просыпается к жизни вечной». Не о самом ли Чехове можно сказать, что он тоже не вписывался, коль до сих пор не смолкают ожесточённые споры о его творчестве, не вписывался, потому что имел не только доброе сердце, но смотрел на мир глазами подлинного христианина, скорбя над грехами «вписавшихся», сочувствуя своим смиренным и всё понимающим сердцем.
Мне кажется, именно в этой главе прозвучало особенно чётко то, что позволяет понять глубже образы чеховских персонажей, их недосказанность, неопределённость: вроде бы добрых, отзывчивых, но неточных в своих поступках. И автор деликатно подводит читателя к осознанию того, что причина в утрате веры, отказе от евангельских заповедей, ведущих к оскудению сердец, а следовательно, открывающих дорогу к тому недоброму, что есть в мiре. Для меня особенная ценность этой книги не только в тончайшем, с духовных позиций, анализе произведений Чехова, но и в том воздействии на читателя, которое оказывают творчество и личность самого автора, Екатерины Домбровской.
С глубокой признательностью,
Татьяна Шайдор 07.10.2013 11:40 Заявить о нарушении
Как учил прп. Серафим Саровский, цель жизни христианской - стяжание Духа Святаго., что возможно лишь на почве исполнения Заповедей Христовых, которые для многих современных людей вообще малопонятны и малоизвестны - хорошо, если понять 10 Заповедей Моисеева декалога. Но речь идет о Заповедях Блаженства, о том, чему учит Христос.
Разумеется мiр изгоняет "живых" - " в мире скорбни будете" - ведь предрек Христос. Мiр ненавидит Христа и Его заповеди, хотя в своем лукавстве пытается: прикрываться Его именем, совершая при этом чудовищную подмену - вместо христовых Заповедей подсовывает свою мораль, которая может покрыть любую гнусность, а главное она немилосердна, убийственна, жестока, эгоистична, мстительна и коварна.
Вот Антон Павлович и защищал в таком мiре Христа в сердце человеческом. И показывал разрушительное воздействия мiра в человеке, - даже в таких славных людях, как Анюта Благово и безобидная Душечка.
Поклон Вам мой низкий, дорогая Татьяна!
Екатерина Домбровская 07.10.2013 12:04 Заявить о нарушении
Содержание этой главы одновременно с развитием основной темы раскрывает вторую, не менее важную, пронизывающую всю книгу и вызывающую пристальный интерес читателей, а именно, состояние православия в современную эпоху и во времена, когда жил и творил Чехов. Именно с этой позиции автор рассматривает творчество великого русского писателя. Оно подано через восприятие и размышления героя повествования Тимофея и является органичным углублением темы, намеченной в книге «Весна души». На нескольких главах её развернулась дискуссия, приемлем ли путь, избранный Анной, для рядового христианина. Ответ с исчерпывающей полнотой дан именно в этой главе. Итак, что же происходит с православным человеком, если меняется его сердце, корень его личности. Если присущие ему изначально чуткость, особое слышание другого, соучастие заменяются злыми помыслами, недолжными страстями, калечащими изнутри. Это говорит о том,, подчёркивает автор, что сместился вектор христианской жизни, ибо суть его в очищении сердца от страстей. Нет очищения, значит зло, исходящее из него, калечит и оскверняет человека. И здесь приводятся слова одного из богословов, который утверждает, что не мысль намечает пути жизни, открываются они сначала сердцу, но только то, что мысль и разум сформулируют и усвоят, станет духовным фундаментом личности. А он в свою очередь зависит от того, каким сердцем воспринято это, пораженным страстями или очищенным Господом. Слушай сердце, поучал старец Севастиан Тимофея, но рассуждай и строжайше различай помыслы добра и зла, гнездящиеся в нём, принося незамедлительное покаяние в недолжном. Вот и ответ на вопрос о приемлемости пути избранного Анной, для православного христианина. Он единственный, потому что без этого «умного делания» человек способен впасть в извращение христианства, в духовную «прелесть».
И развитие этой мысли, великолепно сформулировано автором: « …в Церкви, в подлинной христианской жизни человек постепенно постигает совершенно иную природу слова,…познаёт он это только в погружении в стихию молитвенного церковнославянского языка. Тут слово открывается нам уже не как информация, а как энергия, как сила, действие которой сообщается сердцу, прикасается, проникает, входит в сердце и…меняет его».
Вот почему в слове, неразрывно связанном с сердцем, -приходит к заключению автор, -заключена невероятная духовная сила, способная творить или убивать, а когда оно воспринимается только умом, ухватывающим лишь информацию, потому что сердце повреждено и молчит, рождаются такие фарисейские поверхностные толкования, что с наглядной очевидностью продемонстрировано критиками «Студента». Совершенно иной, внутренний духовный взгляд, отличает подход Е.Домбровской к анализу творчества Чехова. И здесь в полной мере применимы её слова, адресованные творческому наследию русских писателей и церковных иерархов: «всегда ведёт и говорит сердце,- несравненное, совестливое, не терпящее никакого вреда и огорчения другому, забывающее при этом себя, не гордое, смиренное, мягкое христианское сердце». Именно это позволило автору открыть в творчестве писателя нечто совершенно новое, его истинно духовный взгляд на природу человеческой личности. И здесь мне кажется совершенно новой и оригинальной мысль автора о связи сердца, ума и духовной силы слова, способных оказывать материальное воздействие на верующего, но лишь в том случае, когда ум не опережает развитие сердца. Умственно можно схватить многое, но сердце, не готовое к восприятию духовного, сведёт на нет работу ума. Вот отчего самый образованный, схватывающий умом, не способен оценить то, что истинно верующий познал сердцем. Вот почему каменное сердце фарисея невосприимчиво к Слову Божию, совершенно иначе слышит Его смиренное сердце раскаявшегося грешника.
Символично название главы: «Если разделится дом», да, если отделить разум от сердца, коренным образом изменится мировосприятие, что продемонстрировали приведённые автором высказывания критиков о творчестве писателя.
Татьяна Шайдор 08.08.2013 10:37 Заявить о нарушении
Взаимосвязь ума и сердца, когда они в разделенном состоянии, самому человеку трудно понять. Судить можно, как сказано в Евангелии - по плодам: читаешь рецензии и видишь, как и чем воспринимался текст Чехова. Видишь полнейший холод в восприятии лучшего чеховского рассказа - по его мнению - "Студент". Глухота сердца. Или, напротив, сочувствия Душечке и обвинения Чехову в мучительстве: тут уже произвол критика, не считающегося с текстом, напоминает гоголевское слово о грушах, растущих на яблонях - то есть толкованиях , выходящих за рамки допустимого реальным текстом, личностью автора и его замыслом.
Произволы такие появляются не от хорошей жизни! Человек слышит и не понимает, что хотел чехов сказать? И как это чаще всего делают, сводят его произведения к абсурду жизни. А Чехов знал ее подлинный смысл, сам жил так и скорбел о потере смысла жизни своими современниками.
Рецензия Ваша замечательная. И только одну фразу я бы поправила. " Умственно можно схватить многое, но сердце, не готовое к восприятию духовного, сведёт на нет работу ума" - точнее было бы сказать, что ум без сердца (оно в состоянии окаменения) истинных путей жизни проложить не может, он собъется с пути и сильно собъется. Именно тут и поджидает человека опасность падения в "прелесть" - в ложную духовность. А это самое страшное.
Поэтому вся аскетика православия стоит на главном постулате: сведения ума в сердце и соединение ума с сердцем. Вся живая практика духовного воспитания в православии подчинена этой цели. Здесь не время говорить о том, как это делается. Сказать же хочу еще одно: ярчайший пример раскола личности (разделение дома)- герои Достоевского: Раскольников (фамилия из этого духовного корня) и Иван Карамазов. Ум без сердца ведет человека в бездну.
Еще и еще благодарю Вас, Танечка!
Екатерина Домбровская 08.08.2013 10:58 Заявить о нарушении
И НЕ ВОЗРАЖАЙТЕ!:-))))
Екатерина Домбровская 08.08.2013 11:32 Заявить о нарушении
С величайшим почтением,
Татьяна
Татьяна Шайдор 08.08.2013 11:33 Заявить о нарушении
Мне тоже не хватает Мерче и А. Злобиной. Это проза!
Татьяна Шайдор 05.08.2013 17:26 Заявить о нарушении
В Ваших словах: «любовь зрячая, всё понимающая, видящая, но не потакающая греху, скорбящая о падениях человека, но не агрессивная в своём проявлении» -приоткрывается завеса над магией творчества и личности Чехова, в них разгадка кажущейся инертности положительных персонажей, под которой не декларируемое, а подлинно христианское смирение, в них ответ, почему фабула рассказов и пьес Чехова, в частности, соответствует этой якобы отстранённости писателя. Нет, не отстранён, но не морализирует, не навязывает читателю авторского суждения, полагаясь на волю Божию, и мне кажется воистине провидческой мысль об истинно духовном предназначении писателя представительствовать своим творчеством за всех нас перед Ним. Мне думается, эта мысль требует продолжения и развития, в ней ответ тем, кто видит в персонажах Чехова лишь инертных, бездеятельных, скучных людей, не способных сохранить «вишнёвый сад», а между тем в произведениях писателя, в его положительных героях проявилась аскетика подлинно русской православной жизни.
Татьяна Шайдор 05.08.2013 17:05 Заявить о нарушении
Кланяюсь - очень важное сказали!Мне очень радостно говорить о молитвенном духе Чехова. Благодарю!
Екатерина Домбровская 05.08.2013 17:09 Заявить о нарушении
Татьяна Шайдор 05.08.2013 17:23 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 05.08.2013 17:31 Заявить о нарушении
Внимательно перечитывая книгу, рецензии и ответы на них, не могу не отметить, что внимательными читателями и критиками, сделаю допуск на то, что все мы в какой-то мере критики, не отмечена одна очень важная особенность, а именно, не только пристальное внимание автора к тончайшим нюансам творческой манеры Чехова, в широком смысле -философии его творчества, а и литературного творчества вообще. На примере произведений, исследователь приоткрывает заветную дверь в мастерскую писателя, его творческую «кухню» без понимания которой не открыть составляющей феномена под названием Чехов.
И здесь хочу подчеркнуть, как бережно и аккуратно, не «вскрывая панциря», а используя само слово писателя, Е.Домбровская выделяет то главное, что глубоко скрыто за «слоями смыслов»: умение писателя отстраняться от частностей, мыслить свободно и широко, наделяя этим качеством своих героев. Любимые Чеховым персонажи способны возвыситься над несущественным, храня в сердце истинно христианскую бескорыстную любовь к ближним, подкреплённую действием. Они труженики, великодушные и терпимые к слабостям других, как всякие состоявшиеся люди. А погрязшим в мелкой буффонадной суете близким они кажутся странными, примитивными, далекими от искусства и прогресса. Они и в самом деле далеки от этой доморощенной пошлости псевдо-культуры, они избегают словопрений, лишены велеречивости, наредкость просты, естественны, деятельны и мужественны.
И здесь тончайшее сопоставление –способность одних любить по-христиански, прощая и не замечая недолжного, и неспособность других любить вообще кого -либо, кроме себя, а значит неумение ценить и понимать ближнего. Отсюда их искусственность во всем: в образе жизни, в занятиях, зачастую неосознаваемой низости и пошлости поступков, в готовности преступить Евангельские заповеди, в примитивном существовании, прикрытом цветной завесой «любви к искусству». Как тонко подводит автор к пониманию этого противопоставления. Жизнь по Заповедям одних и отсутствие Веры в других. Вот где проходит граница между ними, показанная исследователем.
Не могу не выразить восхищения глубиной подхода Е.Домбровской к тому, что можно было бы назвать магией Чехова, объяснением необыкновенного притяжения его творчества, не убывающее, а напротив, разрастающееся не только в России, но и в мире вообще
Татьяна Шайдор 29.07.2013 10:20 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 29.07.2013 10:19 Заявить о нарушении
Благодарю Вас! И шляпу снимаю.
Екатерина Домбровская 29.07.2013 10:25 Заявить о нарушении
В восхищении!
Татьяна Шайдор 29.07.2013 10:31 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 29.07.2013 10:49 Заявить о нарушении
Мне понравилась Ваша зарисовка, Оля! Образная, какая-то удивительно сдержанная, целомудренная и тёплая манера письма. Стилистика очень хороша. Мне нравится вот этот спокойный и выдержанный тон. Нет ничего лишнего, а картинка легла на сердце.
Татьяна Шайдор 28.07.2013 22:15 Заявить о нарушении
Вот удивительно, со своей страницы не вижу эту рецензию.
но рада, что нашла ее.
зарисовка не очень, погружения не хватает и умения, а атмосфера праздника была чудесная. Редко сейчас такое единение у людей и вдохновение.
Иволга Летняя 29.07.2013 07:14 Заявить о нарушении
Роза, столько нежности и тепла в твоих воспоминаниях, что отогреваешься душой. Я не говорю о мастерстве прозаика, чего стоит это изумительное:"шершавым ароматом островатой свежести"..."Это взгляд истинного художника, обладающего к тому же чуткой и доброй душой.
Твоя Т.
Татьяна Шайдор 10.03.2013 11:14 Заявить о нарушении
Спасибо, Таня!
Роза Исеева 11.03.2013 05:25 Заявить о нарушении
Какая трагедия, страшно прикасаться...
Татьяна Шайдор 10.03.2013 10:58 Заявить о нарушении