Григорий Варшавский - написанные рецензии
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Лариса, очень неплохое стихотворение. Но вот его окончание вызывает вопрос:вам жаль, но вы не сожалеете-как это понять?
Григорий Варшавский 04.10.2017 06:57 Заявить о нарушении
Хотите сказать? Ну так говорите. Пока вы ничего не сказали о ненцах. Что вам мешает?
Григорий Варшавский 26.09.2017 05:15 Заявить о нарушении
Герман Ненецкий 26.09.2017 09:29 Заявить о нарушении
Уважаемый Игорь! сожалению так сложилось, что я давно не обращался к вашему творчеству. И вот теперь прочитал вашу большую статью о романе В. Гроссмана "Жизнь и Судьба". Что бы я хотел сказать? Статья безусловно интересная и нужная, местами спорная, впрочем как и спорен сам роман. Мне кажется, что в первую очередь к этому роману необходимо относиться как к художественному произведению и не требовать от автора строгого соблюдения "правды жизни", особенно в отношении Сталинградской битвы. Правды войны не существует и на сегодня, а роман написан более 50 лет назад. Тем более не правомерно сравнивать этот роман с "Тихим Доном" Шолохова или с "Войной и мир" Льва Толстого, с романами о любви на фоне великих событий. Роман Гроссмана-политический роман, в первую очередь, и конечно он не является всем и всё о Великой Отечественной войне. Но при этом, этот роман -одно из крупнейших явлений второй половины 20-ого века в советской литературе по поставленным в нём вопросам жизни целого поколения советских граждан. Собственно говоря, этот роман-написан Гроссманом как бы в заключении "Чёрной книги"(совместно с И.Эренбургом) и повестью "Всё течёт". Мне представляется, что написать полноценное художественное произведение о Великой Отечественной войне просто не возможно в силу продолжительности этого события, в силу громадности территории, на которой происходили события. Мне кажется, что написать объективное публицистическое произведение, о чём вы упоминаете по отношению к роману Гроссмана, невозможно в силу опять же вышеприведённых причин и закрытости целого ряда важнейших источников документов. Мне представляется этот роман, как попытка автора ответить самому себе и представителям своего поколения на то, что случилось в России с октября 1917 года по 1953 годы. Но вот прошло 100 лет со времени Октябрьской революции, а общество до сих пор, а профессионалы историки до сих пор спорят о путях развития нашей страны. С уважением,Григорий
Григорий Варшавский 14.06.2017 07:51 Заявить о нарушении
Мне кажется, на большинство Ваших замечаний дан ответ в моем тексте. К примеру, почему в художественном произведении не следует давать искаженное описание исторических (на самом деле исторических) событий, более того, почему это делать противопоказано. Я постарался показать также, что обиды и претензии автора к советской власти не должны привести к искажению всей многозначной картины боевого пути Красной Армии, которая в предельно трагических обстоятельствах смогла победить невиданно сильного врага, не должны толкать на изображение большинства советских военачальников в том виде, в каком они представлены в романе. А ведь подобная тональность изложения исходит, как это ни печально, из основного тезиса автора — утверждаемого тождества между нацизмом и советской властью. Странно, что Гроссмана не остановило даже нацистское «окончательное решение еврейского вопроса», с которым он был знаком, как никто другой.
Ну а насчет невозможности адекватно изобразить войну сегодня из-за «закрытости целого ряда важнейших источников и документов» - тут, мне кажется, Вы ошибаетесь. Препятствует этому политизация исторического знания. Но в те годы, когда писал свой роман Гроссман, положение с документами и источниками было намного сложнее. Однако, он же участник тех событий, он был знаком со своими героями, поэтому мог получить из первых рук многое из того, с чем по открывшимся источникам познакомились мы только сегодня.
С пожеланиями здоровья и творческих успехов — Игроь Абросимов.
Игорь Абросимов 14.06.2017 10:49 Заявить о нарушении
Григорий Варшавский 14.06.2017 14:24 Заявить о нарушении
Я не хочу расширять рамки дискуссии на «Хождение по мукам» (в состав этого произведения входит, кстати, повесть «Хлеб», прославляющая Сталина). Ибо А.Толстой выполнял вполне определенный социальный заказ. Что касается «Войны и мира», то подобных «Жизни и судьбе» явных ляпов, связанных военной историей и оперативно-тактическим искусством того времени, там мы не найдем. Да, объяснение происшедших событий войны 1812 года отличается от наиболее распространенных современных взглядов. Но это совсем другое дело, тем более, наш классик не «поливал» своих героев, которые живота своего не жалели, выполняя свой долг. А тут что Чуйков, что Толбухин, что наиболее подготовленные военачальники Красной Армии, которых подбирали для укомплектования танковых и механизированных соединений, представлены далеко не так, какими в свое время их мог наблюдать сам Гроссман (ведь он, пользуясь статусом военного корреспондента центральной печати, нередко выходил на самые верха). «Читателю совершенно всё равно, кто скрывается в действительности под тем или иным именем» - пишите Вы. Да, очень жаль, если нам, «благодарным потомкам», все они на одно лицо. Но я все же надеюсь на иное, более того, думаю, что такие плевки в прошлое многие воспринимают болезненно.
Однако, повторяю, я не хотел бы дискутировать вокруг этих двух романов — тут отдельная тема. Именно поэтому я «пропустил» Ваше утверждение, что «Война и мир» (как и «Тихий Дон») роман о любви. Роман о любви (и также весьма условно) — это «Мадам Бовари».
Игорь Абросимов 14.06.2017 16:45 Заявить о нарушении
Григорий Варшавский 14.06.2017 17:26 Заявить о нарушении
Что можно сказать по поводу вашего последнего замечания? Любовная линия, отношения мужчины и женщины, присутствуют в любом романе (даже в "Что делать?" Чернышевского), но от этого он не становится "романом о любви". Роман как литературный жанр изображает жизнь человека в ее развитии и стремлениях. У Толстого и Шолохова любовные отношения выписаны необычайно ярко, что и сделало их существенной стороной этих произведений. Но Вы наверное забыли, что в "Жизни и судьбе", как и в любом романе, также присутствуют "любовные линии", которым уделено немало внимания. Как и некоторые другие повороты сюжета, несмотря на присутствие в тексте, они получились очень бледными, во многом умозрительными, о них вряд ли вспоминается после прочтения произведения. Тут все дело в мастерстве... Надо сказать, по-настоящему взволнованно, с подлинным художественным наполнением, в "Жизни и судьбе" можно встретить не так уж много эпизодов (об эпизодах этих я писал в очерке, не буду повторяться) и все они к любовным линиям отношения не имеют.
Замечу дополнительно, что на пике популярности (вторая половина 80-ых) "Жизнь и судьбу" сравнивали с "Войной и миром" (я лишь возразил против такого сравнения, а вовсе не стремился сопоставить), это было общим местом в откликах на роман. Противоположные мнения, если они и были, просто-напросто глушились всеобщим восхищением. Политическая востребованность, нацеленность на сокрушение потерявшего доверие советского режима затмевали все другие соображения и оценки.
Данное обстоятельство очевидно сегодня, когда изменились времена и многое предстало в совершенно ином свете, чем тогда, более трех десятилетий назад...
Игорь Абросимов 14.06.2017 19:38 Заявить о нарушении
Григорий Варшавский 14.06.2017 21:11 Заявить о нарушении
Почему же сегодня, столь запоздало по Вашему мнению, я все же занялся «развенчиванием» романа? Да потому, что лучше поздно, чем никогда.
Тем более, сквозная тема этого произведения — тождество нацизма и советской системы, которую проповедовал Гроссман (причем с чужого голоса, я писал, что это не его идея), в наши дни набирает силу. И не просто так, в отвлеченном историческом плане, а с прицелом ударить по современной России, которая, как известно, является правопреемницей СССР. Оплевывание нашего прошлого прочно вошло в инструментарий подобной критики и многое, о чем писал Гроссман, а не только данная сквозная идея,находит сегодня место в этой нечистой игре. Именно поэтому, мне кажется, «Жизнь и судьба» не потеряла определенного политико-исторического значения. Поэтому и обсуждение его своевременно. Так мне кажется...
Игорь Абросимов 14.06.2017 22:33 Заявить о нарушении
"Не растворяйтесь в старых книгах-
В них много пыли вековой.
Зачем дышать, ходить в веригах
Такой красивой, молодой?
Не говорю о нездоровье,
Глотая пыль библиотек,
Быть может самое простое
Прослыть аллергиком навек!
Любите жизнь- она прекрасна!
А книги? Что ж, читайте их,
Но всё таки давно всем ясно-
Учитесь жить без всяких книг!
Григорий Варшавский 04.03.2017 20:23 Заявить о нарушении
Мне было интересно прочесть эту историю жизни человека. Спасибо!
Григорий Варшавский 07.02.2017 16:11 Заявить о нарушении
К сожалению, только теперь узнал о кончине Виктора Ламма-моего коллеги, хорошего автора, читателя и собеседника. И просто умного и хорошего человека. Вечная память ему. И будем читать его произведения на нашем сайте-ему там будет хорошо от этого.
Григорий Варшавский 31.01.2017 09:14 Заявить о нарушении
Уважаемый Леонид Григорьевич, очень грамотная в политическом отношении статья. Я бы только добавил, что политика России в отношении Украины, естественна, как она естественна и в отношении практически всех иных государств от Киргизии до США. Просто у власти в России находится та элита, которую мы имеем сегодня в результате развития Советского Союза и Российской Федерации. Каков поп, таков и приход. Можно наоборот, но смысл один.
Григорий Варшавский 30.01.2017 17:23 Заявить о нарушении
Возможно и так. Но у меня другой вопрос возникает:"А почему нас должны любить за рубежом?". А может всё дело не в территории нашей, тем более, что две трети её находятся в суровейших климатических условиях по европейским понятиям. Да и чихать хотел европейский обыватель на российские земли за Полярным кругом и за Уралом. А может всё дело в истории в конце концов, о которой автор статьи практически умалчивает, говоря лишь, что Россия не прирастала Европой, ну разве что Польшей и Финляндией, так ведь отдали якобы сами, забывая ,что это результат распада Российской империи в 1917 году. Так вот напомню, отчего нас так не любят в Европе.
Ну начнём с 18-ого века. Это кто же при Елизавете Петровне в Берлин вступал? Русские войска. Это кто же при Петре Первом Прибалтику к России присоединил? Русские войска. Это кто же при Екатерине Второй присоединил к России татарский Крым и турецкое Причерноморье. И это всё Европа. А в 19-ом веке? Ну о Польше и Финляндии повторяться не буду. А кто, если не секрет воевал с Французами Наполеона в Италии, задолго до нападения Наполеона на Россию? Кто вёл войну на Северном Кавказе почти сто лет? Я надеюсь, что все знают приуроченность Чечни и Кабарды к Европе. А кто подавлял венгерское революционное восстание Кошута? Жандарм Европы-император Николай Первый. А кто жестоко в крови подавил дважды восстание поляков в тридцатых и в шестидесятых годах 19-ого века? Скажите, а за что должны быть благодарны страны Европы России или Советскому Союзу в 20-ом веке? Да мы освободили Европу вместе с нашими союзниками от нацизма и фашизма. Но разве это перевешивает наши государственные преступления перед многими европейскими государствами, как то отступничество в разгар Первой мировой войны Верховного Главнокомандующего и Императора Николая Второго; как русская революция, приведшая к очень известным последствиям в таких странах, как Германия, Италия, Румыния. А как к нам должны относиться Венгры-за подавление восстания в 1956 году, Чехи-за вступление войска Варшавского договора на их территорию в 1968 году? А как к нам должны относиться многие жители бывших стран Варшавского договора за развал СССР и Беловежские соглашения? Короче, европейским народам нас любить не за что( я уж и не вспоминаю действия сталинских клевретов при присоединении Западной Украины и Прибалтики к СССР в 1939 и 1940 годах; я не говорю о нашей агрессии против Финляндии в те же годы). Нас любить не за что, потому что в основе роста нашего государства всегда лежала агрессия и экспансия. Но в этом мы практически не отличались от большинства других европейских стран. Так что автор статьи сильно лукавит. А если не лукавит, то просто исторически не образован.
Григорий Варшавский 27.01.2017 11:50 Заявить о нарушении
Григорий Варшавский 27.01.2017 12:19 Заявить о нарушении
Григорий Варшавский 27.01.2017 13:10 Заявить о нарушении
Григорий Варшавский 27.01.2017 13:13 Заявить о нарушении
Григорий Варшавский 27.01.2017 13:51 Заявить о нарушении
Всё бы так и достаточно убедительно, действительно, ну зачем нашим волейболистам допинг? И я сразу вспоминаю рязановский фильм "Гараж" с его репликой в отношении директриссы рынка:"Ну что она может украсть на рынке"? Но дело даже не в этом, а в том, что уже 24 января бразильский волейболист Жиба, якобы автор обвинения против российских волейболистов, собрал пресс-конференцию, на которой обвинил СМИ в неверном переводе его слов, и в том, что он ничего подобного в отношении русских парней не говорил. Ну и слава Богу, так сказать. но не надо авторам наших статей торопиться, как вошь со сковородки!
Григорий Варшавский 26.01.2017 14:23 Заявить о нарушении
Григорий Варшавский 26.01.2017 14:46 Заявить о нарушении
Григорий Варшавский 27.01.2017 05:06 Заявить о нарушении
Григорий Варшавский 27.01.2017 05:18 Заявить о нарушении
Григорий Варшавский 27.01.2017 10:08 Заявить о нарушении
Григорий Варшавский 27.01.2017 11:04 Заявить о нарушении
Ну не надо словоблудия и не надо демагогии господин Маслобойников-товарищ Матросов. Всем известно, что черта оседлости была введена и существовала в царской России только для евреев. Всем известно, что большинство цыган в царской России было православными и на них никакие требования об ограничении местожительства не распространялись. Достаточно вспомнить цыган по произведениям Пушкина и Льва Толстого. Достаточно вспомнить знаменитые дореволюционные цыганские хоры.Всем я сно, кого имел в виду вице-спикер Думы Пётр Толстой. Вам не ясно? Ну так что ж , юродствуйте дальше. Кстати, ваше умение отвечать вопросом на вопрос, принуждает призадуматься над вашим возможно еврейским происхождением. Кстати, ваш пример с "казанскими", "тамбовскими" и "биробиджанскими", ну крайне не удачен, потому что бандиты могут быть в любой местности, но сегодня в Биробиджане практически не осталось евреев, насильственно переселённых туда в тридцатые года вашим любимым товарищем Сталиным. И вы обязаны такие вещи знать, а если не знаете, то и не пишите. Кстати, и черта оседлости совсем не географическое онятие. Оно понятие прежде всего идеологическое и политическое. Если бы при проклятом царизме евреям жилось бы нормально, они бы не пошли в революцию с наганами, как сказал о них Пётр Толстой. А про то , что он сказал, я добавлю-и на старуху бывает проруха: ну привык Петя Толстой работать на телевидениитам можно было что то оправить, а в Думе слово не воробей, вылетит не поймаешь.
Григорий Варшавский 26.01.2017 14:09 Заявить о нарушении
Григорий Варшавский 27.01.2017 05:00 Заявить о нарушении
Григорий Варшавский 27.01.2017 05:02 Заявить о нарушении