"Красота спасет мир", - сказал Достоевский и задал загадку. Но нет аксиомы, которой не хотелось бы найти доказательства. Почему, собственно, красота?
Я попробую дать ответ.
Красота внутренне присуща живому и вообще всему жизненному, начиная от атома и заканчивая вселенной, и мы не можем противиться тому, что глубоко заложено в нас бесконечной историей мира, ведь мы - его часть.
С возрастанием мощи цивилизации усиливается стремление высших мировых иерархий к развитию, но и к хаосу - тоже. Сколько человек уничтожил, сколько создал! И то, что может перевесить и перевешивает чашу весов, на одной стороне которых тяга к развитию, на другой к хаосу, - красота. Она спасет мир! Потому что в хаосе разрушаемой природы, в однобокой, бездушно-механической цивилизации нет красоты. Без красоты же нет жизни. И, может быть, вообще никакое развитие невозможно вне красоты, включая и неживую материю. Что некрасиво – не жизненно, не дает своего продолжения; все, что некрасиво - тупик.
Красота - обобщенный, интуитивный критерий истинности пути развития, данный человеку природой.
Красотой проверяется новое. Если оно красиво, значит необходимо и дОлжно, и будет жить. Недаром в нашем сознании, от рождения, заложена внутренняя потребность прекрасного и подсознательные его критерии. Красота - естественность жизни, здоровость ее, знак верности эволюции. Все, что некрасиво, - болезнь и смерть. И смерть не отдельного организма, являющаяся неизбежной необходимостью, а смерть многих в результате вырождения значительных участков природы, цивилизации.
Независимо от способа создания нашего мира - создал ли его бог или случай - никто не может отрицать, что красота живет в мире, как единственно возможная его форма. Не будет ее, не будет и мира. И развивающееся человечество не может не считаться с законами мироздания, выстроенного до него!
Красота - понятие, отражающее ощущение гармонии сознания с воспринимаемым миром материальным или внешним к данному сознанию идеальным миром.
По отношению к материальному миру: красота - гармония разума со Вселенной, природою, цивилизацией.
По отношению к идеальному (произведения искусства, концепции философии, религии, науки и проч.) красота - гармония идеального внутреннего мира с воспринимаемым.
Мы тянемся к красоте, прекрасным объектам или явлениям, как к наиболее удачным, жизнеспособным формам, найденным материей и природою. Таким образом несовершенные формы неосознанно желают принять формы более совершенные.
Красота не бывает болезненной. Красота здорова, а здоровье - желание каждого "я", хотя бы и подсознательное.
Красиво все, что здорово; и, что здорово, - красиво. Но здоровье и красота должны быть и физические, и духовные.
Идиот здоровый нас отталкивает. Так же и при физических недостатках: даже и с духовным здоровьем красота не может проявить себя в полной мере. И это ясно, потому что данная форма не является совершенною. Однако духовно прекрасная личность, даже если у нее есть недостатки физические, притягивает и радует больше, чем телесная красота с духовностью слаборазвитой.
Здоровье естественно; болезнь - отклонение, нарушение некой оптимальности в данной совокупной материи.
Красивы вещи естественные, которые являются естественной составной частью некоего большего здорового Целого.
Но может быть даже и так, что красива небольшая часть некой среды, вся же среда - ужасна. Такая картина говорит нам о том, что эта малая часть является естественной, оптимальной в некой намного большей среде, во Вселенной. А малая эта среда объекта - во Вселенной явление не естественное, временное, болезненное и, именно потому, - пугающее, ужасное.
Все, что непрочно и ненадежно и может привести к разрушению, тем более разрушению лично нас, - пугает, отталкивает, представляется ужасным и отвратительным.
Красота же, как некий критерий, признак оптимальности принятых материей форм, обещает бессмертие в череде перевоплощений прекрасного, наглядно собою являя нам эту возможность осуществленною.
Красота дает радость соприкосновения с вечным. Она говорит нам: "Вы – часть бессмертного мира и вместе с ним вечны. Лишь будьте естественны, не лгите и не вредите себе, тогда даже смерть ваша будет легка, а жизнь - лучшей частью жизни Вселенной!"
Но, если мир нас пугает и, увы, постоянно, может быть, впрочем, и так, что именно мы - не лучшая, несовершенная, даже и вредная часть в целом здорового мира. Это для нас - одно из возможных предупреждений.
И хуже всего, когда сами мы творим нечто ужасное, что кажется противоестественным даже больному нашему "я". Тогда надо остановиться, опомниться… Если мы разрушаем мир, значит в этом мире мы лишние. Подумаем, и, если признаем такое, значит, не все еще нами потеряно: "я" наше болеет, однако, не безнадежно…
Глубоко внутри каждого заложено правильное понимание истинного. Оно основано на здоровом и вечном, из чего, собственно, и состоит человек. А состоим мы - из частиц, атомов и прочих прекрасных, естественных, многократно проверенных материей форм. - Из тех самых форм, из которых состоит и весь мир, в своей совокупности ощущаемый нами прекрасным!..
Прекрасным может обладать в полной мере лишь то, что по отношению к нему еще выше. Тогда первое вверяет себя более совершенному. Все, что ниже, может только разрушить, в лучшем случае, находясь рядом с прекрасным, - оберегать его.
Прекрасным владеть нельзя, но можно быть слугою его и другом…
Если хочешь, чтобы мир был прекрасен, сам стремись к совершенному. Потому как, мир един, но он состоит из взаимосвязанных в единстве частей. И для того, чтобы было прекрасно Целое, должна стать прекрасною каждая часть его.
Все части единого мира, имеющие внутри себя "я", несут ответственность перед сущим, соответствующую уровню собственного развития.
Красота - главный смысл жизни людей, критерий истинности Пути, на котором происходит развитие мира и обретается счастье!..