4. 18 Законы развития активной инстанции

Виталий Иванов
Рассмотрим теперь, что такое активная ипостась в ИС.
 У ИИС уровень развития ее ММ определяется уровнем развития ее органов (органов ощущений, воздействий на среду, систем питания, обмена веществ и др.) Уровень развития ИМ ИИС определяется организацией ее понятийной системы - количеством и качеством понятий, их взаимосвязанностью. Уровень развития "я" ИИС определяется объемом и скоростью информации, пропускаемой через каналы связи между ИМ и ММ.
 Что такое "я" математически? Это общее количество происходящих в ИИС за некоторый промежуток времени (dt) отношений между ее идеальным и материальным, уровень таковых отношений. При этом, чем сложнее организация у ИИС ее материального и идеального, т.е. чем выше их уровень, тем выше и уровень отношений между идеальным и материальным, т.е. выше уровень развития "я".


 "Я" = Опр.интеграл F(ММ <---> ИМ)dt ,         (30)
           ИИС

где F (ММ <---> ИМ) - некая функция, выражающая всю совокупность отношений между материальным и идеальным ИИС.


Для ОИС уровень развития ее ММ определяется уровнями развития ее материальных объектов, в том числе материальной стороной входящих в нее ИИС, материальными результатами деятельности ИИС, материальным аспектом иерархии всей живой и неживой природы в рамках ОИС.
 Уровень развития ИМ ОИС определяется общим количеством не дублированных понятий, т.е. объемом долговременной памяти, совершенством ее организации, а также организацией идеальных миров (оперативных памятей) ИИС.
 Уровень развития активной ипостаси - в ОИС - это инструмент познания и развития (ИПР) - определяется количеством и качеством (уровнями развития) ИИС, а также качеством организации их взаимодействия.


Человек вместе с орудиями труда, продолжающими, усиливающими и дополняющими его органы ощущений и трудовой деятельности, выступает в качестве инструмента познания и развития в ОИС, а если смотреть шире, в качестве инструмента самопознания и саморазвития материи в ГИС (Вселенной).
 Именно потому, что человек взял на себя выполнение функции инструмента самопознания и саморазвития материи, он занял главенствующее положение на Земле. А если он будет выполнять их и дальше, он будет далее развиваться вместе со своею Вселенной, управляя ее развитием. И значение человека будет столь значительным и столь длительным, насколько человек сможет лучше других (естественный, понятийный отборы, конкуренция и проч.) возможных, неведомых нам еще "конкурентов", которые могут на любом этапе развития встретиться нам где-нибудь во вселенной, справляться со столь ответственными и непростыми функциями.
 Коллективное "Я" человечества, складывающееся как результирующий вектор волений "я" отдельных людей, представляет собою некий суммарный инструмент познания и развития (ИПР) материи и является третьей составной частью ОИС, связкой и преобразователем между ее материальным и идеальным мирами.
 Определим суммарный ИПР в ОИС как


ИПР = Сумма f(ОПi , КДi , ДОi , КИi , ДВi , КВi ).    (31)


Здесь: N - число локальных ИПР в ОИС (число людей);
ОПi - оперативная память i-ого ИПР. Число понятий и связей между ними определяется способностями индивида, его личным опытом, воспитанием и образованием;
КДi - коэффициент доступа к долговременной памяти i-ого ИПР. Определяется степенью доступа к достоверной информации в долговременной памяти, умением извлекать из долговременной памяти и вносить в нее новую информацию;
ДОi - объективно максимальные возможности средств познания - максимальная сфера многомерного пространства возможностей человеческих ощущений, усиленных и дополненных средствами науки и техники, - для каждого человека;
КИi - коэффициент реального использования каждым человеком собственных возможностей и имеющихся достижений науки и техники в познании ГИС (доступность и используемость средств познания мира).
ДВi - объективно максимальные возможности средств развития - максимальная сфера многомерного пространства возможностей человеческих органов воздействий на ММ, усиленных и дополненных средствами науки и техники, - для каждого человека в ОИС;
КВi - коэффициент реального использования современных средств преобразования мира каждым человеком (доступность и используемость средств развития мира).
 Суммарный ИПР определяет динамику развития ОИС - темпы накопления информации в идеальном и материальном мирах. Очевидно, что для максимальных темпов развития ОИС необходимо достижение
максимально возможных значений параметров суммарного ИПР в каждый момент времени, а также максимально возможный прирост их во времени (градиент).

 d(ИПР)
 ------  > 0                (32)
  dt

Величина суммарного ИПР в ОИС в любой конкретный момент времени (истории) зависит от объективных и субъективных факторов. К объективным можно отнести:
N - число ИИС в ОИС (например, число людей в государстве);
ДОi - максимальный диапазон ощущений;
ДВi - максимальный диапазон воздействий на мир.
 А к субъективным, зависящим от организации отношений между ИИС в ОИС:
КДi - доступность достоверной информации;
КИi - доступность и используемость средств познания мира;
КВi - доступность и используемость средств развития мира.
 Уровень развития индивидуальных идеальных миров зависит как от объективных, так и от субъективных факторов. Уменьшению суммарного ИПР, а следовательно, и снижению темпов развития ОИС служат:
 - ухудшение состояния образования, воспитания, несоответствие их потребностям времени;
 - ограничение доступа основной массы людей к достоверной информации из долговременной памяти;
 - снижение оперативности и широты использования передовых достижений науки и техники в познании и развитии мира;
 - война, снижение числа людей, разрушения.
 Влияние перечисленных факторов может привести к резкому снижению темпов развития ОИС. И, наоборот, правильная организация суммарного ИПР внутри ОИС (например, какого-либо государства) позволяет резко ускорить темпы ее развития и достичь максимально возможных успехов в строительстве материального и духовного, одерживая победы в соревновании с другими ОИС. (Здесь можно привести сколько угодно примеров опережающего развития отдельных стран в различные эпохи, которое объясняется чаще всего именно более оптимальной в сравнении с другими странами организацией отношений между людьми.)
 ОИС в целом представляет собою некую функцию от трех интегральных составляющих:
 - материального мира ОИС;
 - идеального мира ОИС;
 - суммарного ИПР.

 ОИС = F(ММ, ИМ, ИПР).                (33)

Для нормального развития ОИС необходимо гармоничное развитие всех трех ее составных частей. Невозможно бесконечное развитие идеального мира без параллельного развития мира материального, носителя идеального. А развитие материального мира на данном (третьем) этапе эволюции Вселенной уже невозможно без упреждающего развития идеального мира. Динамику развития ОИС определяет ее ИПР, см.(31).


Из непрерывного процесса познания и развития в ОИС можно выделить цикл со следующими этапами:
 1. исследование ММ - поиск новых объектов и связей;
 2. внесение их в ИМ - отражение в оперативной памяти, перенос в долговременную память, систематизация;
 3. поиск и установление в ИМ новых связей, образование новых понятий и систем понятий (моделей, гипотез);
 4. проверка гипотез и моделей практикой в ММ, их доработка до теорий, создание новых реальных объектов и связей в ММ;
 5. широкая реализация в ММ новых объектов и связей по схеме ИМ.
 Отметим, что невыполнение п.5 ведет к отрыву идеального мира от материального, потере динамического равновесия между идеальным и материальным, что приводит к утрате стабильности ОИС, снижению темпов ее развития и неминуемому поражению в соревновании с другими ОИС.


Вселенная (ГИС) - предельный случай ОИС, высший уровень в иерархии ИС. Как различные ОИС включают в себя некоторые множества так или иначе взаимосвязанных друг с другом ИИС, точно так же и ГИС включает в себя множество взаимосвязанных между собою ОИС различных уровней иерархии. Все вышеизложенные законы, относящиеся к ИИС и ОИС ((1) - (33)), естественным образом относятся к ГИС. Все, что относится к определениям ММ, ИМ и активной инстанции для ИИС и ОИС, также относится и к ГИС. Только для активной ипостаси на верхнем уровне иерархии в качестве активных субъектов выступают уже суммарные ИПР ОИС.
 То же самое можно сказать и о вселенной, бесконечной и вечной вселенной. В ней рождается и умирает бесконечное множество Вселенных (ГИС). И если какие-то ГИС в развитии, расширении своем пересекаются, то в соревновании между ними всегда побеждает та, которая достигла высших ступеней развития, лучше организована (ММ, ИМ, АИ) и тем самым в целом несет миру большие перспективы развития.


Если быть последовательным до конца и рассмотреть также конечный неорганический мир вне зависимости от участия в нем каких-либо "я", не трудно заметить, что и в объектах мира неорганического можно выделить те же три ипостаси: материальную, идеальную и активную. Для самых простейших образований материальная основа всего, субстанция, по количеству исчерпывающей информации - непосредственно предыдущий к этим объектам уровень.
 Активная ипостась для простейших объектов - всеобщий принцип движения и взаимодействия в самом своем основании, соответствующим опять же субстанции. Под миром идеальным, с монистической, материалистической точки зрения, можно понимать внутренне заложенную в простейших объектах исчерпывающую информацию (или "идею"). Т.е. мир идеальный - это сама объективная исчерпывающая информация о материальной структуре; материальный же мир здесь - это сама материальность как таковая.
 С точки же зрения дуалистического идеалиста, можно говорить об объективной симметрии в мире, т.е. наличии, кроме субстанции материальной, - некой субстанции идеальной, являющейся основой возникновения и развития ИМ, ИМ именно в понимании идеалиста (дух, воля и проч.). Существует ли объективно некая субстанция идеальная, мы можем судить лишь на уровне предположений и веры (как, впрочем, и обо всем другом). Однако, наличие или отсутствие этой духовной субстанции мало влияет на наши выводы.


Любопытно следующее рассуждение.
 Если существуют в мире чисто материальные сущности, то, с точки зрения идеалиста, логично предположить, что существуют и чисто идеальные сущности (объекты). На это, однако, можно возразить, что, во-первых, не факт, что есть объекты чисто материальные. И в частицах, и в атомах, возможно, есть свое идеальное. По крайней мере, в них есть активное. С другой стороны, если считать, что в простейших материальных объектах нет идеального и что в комплексе с материальным оно появляется только в биологических сущностях, животных и человеке, то логично предположить, что как чисто материальные объекты стоят на нижних уровнях иерархии развития, так и чисто духовные сущности, если они и есть, так же могут быть лишь объектами нижних уровней иерархии. По максимуму, они, возможно, могут быть так же огромны, как, например, звезды, и, может быть, даже непрерывно заполняют собой всю вселенную; но они так же, как звезды, беспомощны в мире в плане деятельной, разумной, созидательной силы. Оживляет, одухотворяет, вносит разум в мир (не порядок, но разум!) - лишь человек, соединяя через себя и в себе материальное и духовное.
 Таким образом, высшее в мире, высшая ступень иерархии развития - это есть человек, синтез материального, духовного и активного на высшем уровне. Сегодня это есть высшее. Что будет завтра?..


Обобщая, для любой ИС (от ИИС до ГИС) можно записать следующим образом:

 АИ = Опр.интеграл F(ММ <---> ИМ) dt ,          (34)
         ИС

где F(MM <---> ИМ) - некая функция, выражающая всю совокупность отношений между материальным и идеальным мирами ИС (структуру, способы, скорости обмена информацией).
 В развивающейся ОИС (ГИС), при условии отсутствия воздействия извне или же изнутри, превышающего прочность внутренних связей, действует объективный закон положительного градиента активной ипостаси:

 d(АИ)
 -----  > 0 .                (35)
  dt

Он означает процесс, происходящий параллельно непрерывному развитию материального и идеального миров ИС, выражающийся в развитии отношений между материальным и идеальным. А именно в:
 - возникновении все новых способов передачи информации (возрастающее многообразие - все новые мировые связи, от атомных и гравитационных - до биологических, социальных, разумных, и далее);
 - усложнение структуры этих отношений (увеличение числа каналов обмена информацией);
 - возрастание объема и скорости обмена информацией.