Братьям Коэнам посвящается…
Автомобиль, черный Мерседес, едет по улице с односторонним движением. Дорогу пересекает множество других путей, поэтому приходится постоянно останавливаться на перекрестках. Но Мерседес не останавливается. Он едет не очень быстро, но игнорирует все светофоры.
В машине двое: за рулем и на соседнем сидении. Широкие плечи, черный костюм без галстука. Короткая, но ухоженная стрижка. Они похожи друг на друга, но явно разные по характеру.
Тот, кто за рулем: - Ну и что? Мне, думаешь, нормально осознавать, что у нее там кто-то есть, а я даже не могу его убить, потому что этот «кто-то» мой брат?
Второй, выдерживая паузу: - Не надо никого убивать. Просто пригрози ему. Он же твой брат. Он поймет.
Первый: - Да ну его. Сам умрет, когда-нибудь.
Дорогу перебегает собака. Машина резко тормозит. Визг тормозов. Собака резко ускорят бег, и скрывается в близлежащей арке. Машина стоит, не двигаясь. Слышно урчание мотора. Пауза.
Первый: - Чуть не сбил.
Второй: - Хорошо, что не сбил. Собака ведь.
Первый: - Угу.
Машина набирает скорость. Все также едет по прямой, затем сворачивает. Потом еще поворот, еще. Машина затерялась в гуще городских улиц. Маленькие непокладистые домики и огромные многоэтажки пролетают в отражении на тонированном стекле. Затем вдруг машина останавливается у подъезда. В отражении на стекле виден дом европейского типа. Отремонтированный, ухоженный подъезд. Клумба у входа. Дверь приоткрыта. Стекло медленно опускается.
Второй: - Здесь?
Первый: - Видимо.
Дверь подъезда. Слышны хлопки дверьми автомобиля. Потом два огромных силуэта заходят в приоткрытую дверь. Дверь медленно закрывается.
Они заходят в лифт. Второй нажимает кнопку четвертого этажа. Двери медленно закрываются.
Двери открываются. Надпись на стене: «Четвертый этаж». Ниже, маленькая надпись корявым почерком: «Бей жидов».
Двое поворачивают направо, идут по коридору прямо. Доходят до двери в конце коридора. На двери табличка: «32». Ниже – глазок.
Второй: - Здесь?
Первый: - Видимо.
Второй: - Он один?
Первый: - Видимо, да.
Второй: - Давай я. Я знаю как.
Он достает из пиджака черный пистолет с прикрученным глушителем. Направляет пистолет на глазок. Приставляет в упор. Держа руку прямо, прикладывает ухо к двери ухо. Первый удивленно смотрит на него.
Второй: - Я в кино видел. Звони, давай.
Первый звонит в дверь. Второй прислушивается. Мы громко слышим звук шагов. Затем шаги прекращаются. Пауза. Второй нажимает на курок. Тихий выстрел. Громкий звук падающего на пол тела. Второй убирает пистолет. Они разворачиваются и собираются уходить. Вдруг останавливаются.
Первый: - Ты слышишь?
Второй: - Я не слышу.
Первый: - Прислушайся.
Второй: - Не может быть. Он поет?
Первый: - Видимо.
Второй: - Чего делать будем?
Первый: - Открывай, киношник.
Второй что-то делает с замком. Щелчок замка. Он нажимает на дверь. Она не открывается.
Второй: - Помоги.
Первый нажимает на дверь плечом. Дверь чуть приоткрывается. Они еле пролазят внутрь. На полу лежит мужчина в халате в луже крови.
Первый: - Развалился, дверь не открыть.
Второй, переступая через труп: - Он?
Первый: - Видимо.
Второй: - Что значит «видимо»? Он или нет?
Первый: - А я то что? Мне показали фотографию, потом сожгли. Я что помню? Адрес тот. Значит он.
Второй: - А имя-то помнишь?
Первый: - Да я и не знал.
Второй: - Позвони, узнай. А я пойду посмотрю, кто поет.
Первый достает сотовый телефон. Набирает номер, начинает разговаривать. В это время второй проходит в комнату. Работает телевизор. На экране домашнее видео: тот самый, убитый мужчина, держит на руках какую-то маленькую девочку и поет ей. На экране в правом нижнем углу надпись: «26.03.2001. День рождения». В комнату заходит первый.
Первый: - Анатолий. Его зовут Анатолий. Это он. Я описал более ли менее, вроде он. Сказали паспорт найти. Или документы какие. Остальное наше. Но я вот подумал, ничего брать не буду. Не надо мне ничего. А ты, если хочешь, бери.
Второй: - Я осмотрюсь. Может и возьму чего. А ты документы ищи.
Первый убрал сотовый. Подошел к письменному столу, начал вытаскивать документы, рыться в бумагах. Второй пошел по коридору дальше. Зашел по пути в туалет. На полу, рядом с унитазом, лежит «Справочник бухгалтера», блокнот с какими-то заметками и еще какой-то эротический журнал. Второй идет дальше. Заходит на кухню. Тут в раковине не мытая посуда, но везде чисто. На кухонном столе фотография той маленькой девочки из видео: она стоит на стуле в обнимку с какой-то женщиной. Они обе счастливо улыбаются в фотокамеру. Рядом газета «Работа» и открытка с надписью: «Любимому папе». Второй идет дальше. В коридоре на стенах фотографии все той же девочки с женщиной, видимо ее мамой, и их вместе с Анатолием. Второй возвращается в большую комнату. Телевизор продолжает работать. Первый все еще роется в бумагах, много бумаг он разбросал по полу. Второй нагибается, берет в руки открытое письмо. Достает его. Читает. Убирает обратно, бросает на пол.
Второй: - Слышь, он разведенный видимо. И дочь у него есть, жена. Вот тут письмо от дочери его прочитал. Леной зовут ее. Мило. У меня у соседки тоже дочь есть. Она тоже одна. Муж, падла, бросил ее. Уехал.
Первый: - Ну и чего? Может тут она виновата. Бабы они такие.
Второй, выдержав паузу: - Нашел паспорт?
Первый: - Нет. Зато тут фотографии разные есть.
Второй: - Да тут их много. Вон, иди посмотри, на стенах висят.
Первый: - Может он это, фотограф.
Второй: - Может. Ну уж не богатый. Хоть и деловой. Посуду вон не успевает помыть. Я пойду еще записи всякие посмотрю. А ты поищи паспорт в шкафу. Может в пиджаке лежит, или в брюках.
По телевизору продолжает идти видеозапись. Первый досматривает последнюю стопку бумаг. Бросает ее на пол. Второй идет в туалет. Берет с пола блокнот. Идет на кухню. Берет чашку, ставит чайник. Насыпает себе кофе, которое берет из шкафчика. Находит сахар. В холодильнике берет молоко.
Второй, кричит в комнату: - Кофе будешь?
Первый, кричит из комнаты: - Подожди. Ты наливай. Я сейчас найду и приду.
Второй берет вскипевший чайник. Заливает кипятком кофе, добавляет молоко размешивает. То же проделывает и со вторым бокалом. Ставит бокал напротив пустого стула. Сам берет свой бокал и садится напротив. Берет дневник и начинает читать. Читает. Затем улыбается.
Второй, кричит в комнату: - Прикинь, да у него дневник тут.
Первый, кричит из комнаты: - Здорово. Чего пишет.
Второй: - пишет, что плохо все. Пишет, что жить так больше не может. Потерялся. Хочет домой. Дочь хочет увидеть… Да он и вправду фотограф. Вот, тут пишет о работе, тут таблицы какие-то наметки.
Первый, возвращается из комнаты, помахивая паспортом.
Первый: - Нашел. В пиджаке был.
Второй: - Хорошо, садись пей кофе.
Первый: - Я не буду. Пойдем, нам еще в другое место.
Второй: - Погоди, посмотрю, почему нам его убрать надо было. Может у него написано.
Первый: - Может задолжал. Обычно они все задолжали чего.
Второй: - Да чего он задолжать-то мог? Наверное, в другом дело.
Второй пролистывает дневник. Останавливает взгляд на некоторых страницах.
Второй: - Нет. Тут только всякие бредни о стране, зарисовки всякие. Да. Еще и интервью, видимо.
Первый: - Да. Я в бумагах нашел газеты, статьи. Точно, он журналист. Я и фотоаппарат нашел. И пленки всякие. Точно журналист. Фотограф.
Второй: - Угу. Только не понятно, за что его убрали-то.
Первый: - Да какая разница, пойдем.
Они встают. Второй бросает дневник на пол.
Первый: - Наследили мы. Убраться надо.
Второй подходит к газовой плите. Открывает газ. Они вместе уходят по коридору. Первый заходит в комнату, достает зажигалку и поджигает штору. Они уходят, переступают через труп. Закрывают за собой дверь.
Шторы загораются, все сильнее, затем начинают полыхать, загорается шкаф из ДСП, бумаги на полу, огонь сжигает все. Телевизор, продолжая проигрывать видеокассету, тонет в пламени. Огонь медленно выползает в коридор, горят обои, загораются стены. Он добирается до кухни, начинает гореть шкаф, стол. Огонь добирается до фотографии на столе. Мама с дочкой улыбаются пожирающему их пламени. Фотография утопает в огне.
Стекло тонированного Мерседеса поднимается. Автомобиль набирает скорость и исчезает в лабиринте маленьких улочек. Окна четвертого этажа подсвечиваются заревом горящего внутри огня. Оглушительный взрыв. Тишина.
Крупным планом надпись: «Четвертый этаж. Бей жидов».
© Егор Чичканов, 2004.