Урок
УРОК
эссе
Яркие лучи весеннего солнца сквозь пыльные стекла окон заливает класс, сверкая в зрачках, забираясь в волосы, которые переливаются то золотом, то медью. Отражаясь в лужах, мечется бликами по стенам, наполняя юные души предчувствием счастья. Кажется, никто не вникает в слова учительницы, которая утомленно ведет урок.
«Таким образом, ребята, мы видим, что в капиталистическом обществе закон «единства и борьбы противоположностей» проявляет себя в несоответствии между производительными силами и производственными отношениями, накопление этих противоречий и, как следствие, скачкообразный, революционный переход к следующей общественной формации соответствует диалектическому закону «перехода количества в качество», в то же время более прогрессивная общественная формация отрицает предшествующую, беря при этом от нее весь положительный опыт, что соответствует закону «отрицание отрицания», который и заканчивает триаду диалектических законов.»
Пожилая учительница замолкает, обводит класс взглядом. Что-то ей не нравится в выражении лица сидящего на задней парте кудлатого парня, тем более, что историю, которую она преподает в этом же классе, он порой интерпретирует по-своему и довольно неадекватно. Поджав губы и обращаясь уже только к нему, она продолжает:
«Как видите, человеческое общество развивается по прямой восходящей линии. Сейчас, ребята, мы живем в бесклассовом обществе, в первой его стадии, за которой в науке укоренилось название социализм. Вторая стадия этого общества называется коммунизм. Скорейшее приближение этой стадии, о которой веками мечтало человечество, ляжет на ваши плечи.»
Кудлатый парень ерзает на своем месте.
«Сейчас что-то спросит. Но что?» - думает учительница. Опустив глаза, она перебирает бумаги на своем столе, поймав себя на том, что с нетерпением ждет звонка.
«Мариванна, можно вопрос?»
Мария Ивановна поднимет глаза, внимательно смотрит в сторону нетерпеливо трясущего рукой парня, внутренне собирается, по опыту зная непредсказуемость мышления этих старшеклассников, кивает головой.
«Мариванна, Вы объясняли закон «отрицание отрицания» на примере жизни растений, затем приводили утверждение Энгельса об аналогичности диалектического развития природы и развития человеческого общества. Но, по логике вещей, развитие живой природы - это не восходящая линия, а спираль, раскручивающаяся вверх по вектору времени. Если исходить из адекватности развития, то можно построить приблизительно такую таблицу” - указательный палец парня начал чертить в пространстве невидимые линии.
Бесклассовое общество (первобытно -общинный строй)..Зерно
Рабовладельческий строй.............................Росток
Феодальный строй....................................Цветок
Капиталистический строй ...........................Плод
Бесклассовое общество (социализм, коммунизм)........Зерно
Все то же, но на более высшем уровне. Вы согласны?»
«Допустим...» - осторожно отвечает Мария Ивановна, интуитивно чувствуя подвох.
«А что же после коммунизма? - и не дожидаясь ответа. – “ По логике - рабовладельческий строй!»
«Нет, дорогой! Коммунизм - это не застывшая формация. Он будет развиваться, переходя от стадии к стадии в силу возникающих противоречий, но не носящих антагонистический характер.» - учительница с превосходством смотрит на потупившего взор ученика, не замечая бегающих зрачков под полуопущенными веками, отражающих интенсивную работу мысли.
«Но, Мариванна, первобытно - общинный строй тоже имел различные стадии: стадо, род, племя, община. И, тем не менее, он изжил себя.”
Чистые, невинные глаза, смущенно улыбающиеся пухлые губы в рыжеватом пуху пробивающихся усиков... Но надо же что-то ответить!!!
«Ты, Кравцов, оказывается, неплохо знаешь историю. Не понятно только, почему на моих уроках выше тройки не получаешь.»
Звенит спасительный звонок. Мария Ивановна быстро собирает со стола свои вещи и торопливо выходит из класса.
«Так что же после коммунизма?» - спрашивает Кравцов у своего соседа, успевающего лихорадочно списывать задачу из домашнего задания. Тот отрывает шальные глаза от тетрадки и отрывисто бросает:
«Грят, лимений, значит лимений, а если умный - иди грузить чугун!!!»
Следующий урок Кравцов, не слушая преподавателя, все что-то пишет. Иногда задумывается, оттопырив нижнюю губу, зачеркивает часть написанного, и продолжает строчить. За несколько минут до звонка он пододвигает исписанный лист своему соседу, который, пребывая в отличном расположении духа, поскольку удачно спихнул домашнее задание, с удовольствием углубляется в чтение. На листе было нечто рифмованное:
Спираль - вот суть всего живого,
И галактических миров,
И микромировых основ,
И в высь движенья временного.
Через, какие-то года,
Все возвращается к былому.
И та же жизнь, не по-другому,
Лишь, качеством изменена.
Без классов обществу разгон,
Но и оно уйдет когда-то…
И снова два разумных брата,
Да раб один, другой - бурбон.
«Ну, ты даешь! Оказывается, стихи писать умеешь. Слушай, напиши что-нибудь любовное, вроде послания к девушке, которая тебе нравится,» - сосед умоляюще смотрит н Кравцова.
«Кому это ты хочешь послать?»
«Да, понимаешь, договорился сегодня в кино сходить с нашей новенькой, с Любкой, ну и неплохо бы стихи ей подарить.»
Кровь приливает к вискам, сердце сжимают какие-то безжалостные клещи. «Любка с этим хлыщем! А как же я?» - Кравцов тут же забывает все глобальные предсказания судьбы человечества. Жизнь рушится! Его жизнь! Не где-то там, в будущем, сегодня, сейчас, в этом вроде бы счастливом отрезке бытия его народа...
Шалфей (Sage),1967г
© Copyright:
Шалфей, 2005
Свидетельство о публикации №205032800127