Мы, воспринимающие красоту, и есть – мир. Потому что не отделимы от мира. Т.е. мы ищем в окружающем собственную красоту; через нас мир ищет в себе красоту, разумом нашим поверяет гармонию.
Красоты не может быть много, ей не пресытиться.
Может, мир должен был быть красив весь и целиком являть собою гармонию? Однако это означало бы статус-кво, нечто статическое или зациклившееся. Мир ищет, пробует, развивается… и в новом не сразу обретает красоту и гармонию – новую!
Люди красивы и не красивы – внутренне, а не внешне. Наружная оболочка без содержания – кукла, интересная только детям.
В грядущее надо брать лучшее, наиболее совершенное и прекрасное.
Красота, как некий критерий, признак оптимальности принятых материей форм, в череде перевоплощений обещает бессмертие, наглядно собою являя нам эту возможность - осуществленною.
Красота дает радость соприкосновения с вечным. Она как быговорит нам: «Вы – части бессмертного мира, и вместе с ним - вечны. Лишь будьте естественны, не лгите и не вредите себе, тогда даже смерть ваша будет легка, а жизнь - лучшей частью жизни Вселенной!"
Глаза – самое красивое, что существует на свете. И особенно прекрасны они, когда светятся счастьем. Поэтому дарить счастье – то же, что создавать прекрасное.
Этот текст непростой, но и не чересчур сложный. Мне кажется, он самодостаточен и ничего плохого в нем нет.
«Что некрасиво – не жизненно, не дает своего продолжения; все, что некрасиво - тупик. Красота - обобщенный, интуитивный критерий истинности пути развития, данный человеку природой.»
«Красота спасет мир! Потому что в хаосе разрушаемой природы, в однобокой, бездушно-механической цивилизации нет красоты…»
Разве это не очевидно?..
Достоевский верно сказал. Но ничего не объяснил. У меня – попытка осмысления и собственной интерпретации.
Красота множественна. Она - наше восприятие бесконечно многообразного мира. Но только здорового, сложившегося за миллиарды лет, не охваченного болезнями и катастрофами, не испорченного пороками цивилизации.
Все, что человек создает красивым, тоже останется. Что-то, может быть, случайно и пропадет, но лучшее все - останется. Красота - критерий жизненности всего, что рождается. Способность различать прекрасное дана нам природой, чтобы мы помогали ей далее развиваться и совершенствоваться.
Утверждают, что вирус СПИДа красив. Не видел его, да, и как-то не хочется… Возможно, сам по себе он прекрасен, но в комплексе с чем-то бОльшим, в частности, с человеком эта красота исчезает, превращается в нечто ужасное. Значит, это не тот кирпич, который требуется мирозданию.
Таким образом, красоту частного надо проверять красотой целого.
Красота малого не достаточна для красоты объектов следующих уровней иерархии. Они состоят из многих малых объектов. И чтобы объект, субъект или явление было прекрасно, видимо, нужно не только, чтобы все составляющие его элементы были красивы, но и новые, дополнительные условия.
Хаос и порядок понятия довольно условные, все познается в сравнении. Но можно все-таки утверждать, где больше, где меньше организации и конкретно определять степень организованности системы через понятие исчерпывающей, не дублируемой информации.
У определенного количества объектов должно быть не меньше вполне определенного количества типов связей, и, чем их больше, тем выше организованность.
Наш мир будет в опасности, если мы не поймем своего назначения. Дальнейшее возрастание многообразия и единства, утверждение совершенства и красоты сущего невозможно без участия Разума (взаимосвязанной череды многих умов), именно поэтому мы и призваны в мир – продолжить Творение. Бессознательная материя создала самое сложное на сегодняшний день – человека-творца, не удивительно ли? Далее мир через нас будет творить осознанно. Именно это и надо человечеству осознать!
А красота – критерий, по которому нам дано определять правильность или ложность наших усилий. И, в этом смысле, она, действительно, спасет мир!
Красота – не «условный идеал», а наше «шестое чувство» или, скорее, реальный обобщенный критерий, вырабатывающийся подсознанием на базе всех наших чувств, целостного восприятия мира. И те, кто умеют что-нибудь создавать, прежде всего, пользуются «критерием красоты». Почему? Да потому, что именно через внутреннее ощущенье прекрасного, они оценивают жизнеспособность своих творений.
Если забыть об этом критерии, человеческий мир просто разрушится. Люди станут создавать случайные, нежизненные структуры, из бесчисленного множества каковых только единицы задерживаются, сохраняются, тиражируются во Вселенной. Без правильного критерия отбора творений вероятность сохранения лучших – почти нулевая.
Из одного наваждения в другое, мимо подлинного и настоящего?.. Да, люди, не замечающие красоты мира, ущербны. Наверное, они - самое страшное, что есть во Вселенной - то, что может разрушить ее.
Настоящая красота – внутренняя. Оболочка без внутреннего содержания – мертва, как шкурка животного, хотя может быть и красива. Неприятно даже подумать о животном без шкурки…
Тем не менее, калеки, инвалиды могут быть очень красивы - внутренней красотой. И шкурка у них все-таки есть, пусть и не целая.
А талантливы так или иначе все. Только некоторые боятся показать людям талант свой и прячут его, даже от любимого человека. Но и от таковых могут остаться дети, нет ничего в мире совершенно напрасного…
Гармония – объективное содержание, качество оптимальных, сущих жизненных форм, задерживающих образ свой в вечности.
Красота же – понятие человеческое, субъективное. Но каждый оценивает гармонию через личное восприятие, ощущение красоты. И вот, если что-то представляется всем людям прекрасным – малое ли, большое, вплоть до Вселенной, – оно и являет собой гармонию.
Бывает смешно, грустно тоже бывает… Было б – красиво!
Все, что прекрасно, - жизненно и обещает свое продолжение.
Вы правы, я ведь не делаю ничего больше того, что позволял себе Федор Михайлович. Высказываю мысли свои, никому их не навязываю.
По сути Ваших замечаний. Во-первых, Вы исходите из того, что для человека, зло - все, что против него, добро - все, что за. Но ведь это не так. Не мир для людей создан, а люди для мира, его познания и развития. Взять животных… например, змей и леопардов. Если они даже опасны для нас, разве можно отождествлять их с мировым злом? Они прекрасны, мы их воспринимаем прекрасными - именно потому, что они жизненны, вершины творения. Пусть не самые наивысшие, но из высоких.
Кроме внешней красоты формы, есть внутренняя красота содержания. Такова красота духовного мира Сократа.
Что же касается «спекулятивных» и «научных» теорий, тем более, если брать из ряда концепций мировоззренческих, что ближе к истине, а что дальше - решит, в конце концов, время и вся совокупность людей. А прямо здесь и сейчас это не сможет окончательно сделать даже собрание любой авторитетнейшей Академии.
Вы думаете, мир ничто уже не спасет? Или его спасут доллары? А может быть, чья-то сильная власть, ведущая всех по пути одного - обкрадывающая весь мир, уничтожающая разнообразие в талантах его?
Красота не когда-нибудь спасет нас, она непрерывно спасает. Если бы человек не различал красоты, на что бы ориентировался он в жизни? Именно красота указывает нам лучшее среди объектов и явлений действительности. Избирая красивое в качестве примера изделий своих и поступков, человек избирает верный путь эволюции. Природа за миллиарды лет бессознательно выработала данный критерий, и вот теперь мы им пользуемся, в основном, правда, опять-таки, бессознательно.
Вот Вы, например, неужели не выбираете каждый раз среди товаров любого рода - тот, который вам больше нравится, самый красивый? Если Вы сочиняете произведение, опять же любого рода, неужели критерием самооценки не является красота? А женщины - что же, влюбляетесь в безобразную? И телом, и духом? Не верю! Таким образом, избирая каждый раз наипрекраснейшее, пусть пока неосознанно, Вы служите красоте, а через это помогаете миру идти верным путем.
Когда видишь живые цветы, и грусть становится радостной, и незаметной усталость…
Множественность и соразмерность - главная гарантия людей от Ошибки, ведущей к апокалипсису. Должно быть много путей и много идущих. Красота, конечно, - лишь одна грань восприятия, однако необходимая.
«Внутренняя красота (Тиферет) - это сама гармония, это средняя линия во всех измерениях.»
Согласен.
Красота - человеческое восприятие гармонии, т.е. оптимальности конструкции - атома, молекулы, планеты… и мироздания. Любого творения Бога или наших рук человеческих. А через нас, все равно - Бога. Оптимальное, гармония - это и есть середина всех качеств, когда отклонение в любую сторону дает худшие результаты.
«Такое восприятие позволяет поддерживать непосредственную связь с чувствами и любовью, волей и мыслями, прошлым и будущим, что и становится основой равновесия. Человек, воспринимающий мир подобным образом, способен творить гармонию и красоту.»
Спасибо!
«Служить Духу» - лучше, чем государству или хозяину. Но еще лучше - никому не служить. Может быть, кроме гармонии, открывающейся нам через красоту, узнаваемую сердцем и разумом. А это и есть - дело Духа.
«Если Красота- ступень к совершенству и если учесть что каноны красоты изменчивы по мере развития цивилизации то совершенство, как завершающий этап развития, отодвигается от нас все дальше, или же наоборот: мир, развиваясь, часто возвращается к истокам, а рушась то и вовсе к начальной стадии, тогда получается что на определенных этапах спирали развития мы эту точку совершенства уже проскочили.»
Красота – наше представление о совершенстве, и, наверное, все хотят соответствовать своим представлениям и чтобы мир соответствовал. Да, понимание красоты, конечно, меняется и связано с изменениями человеческих представлений. Но есть гармония – вневременная абсолютная категория сущностей, достигших мыслимого нами предела своего совершенства. Таких, как, например, атомы или мироздание в целом.
Однако это не противоречит тому, что среди промежуточных по своей сложности сущностей – тел, организмов, социумов, природы, цивилизации, стоящими между атомом и всем мирозданием, - совершенствование возможно, такое же в конечном своем результате, как, например, для самого малого – элементарной частицы, молекулы или, наоборот, всего сущего, Целого.
Совершенно то, что движется к совершенству. В бесконечной вселенной развитие может быть бесконечным. И, на мой взгляд, оно идет не по спирали, а в виде расширяющейся по всем направлениям сферы качеств. Таких сфер развития разных уровней иерархии везде во вселенной – множество. Они зарождаются, живут, расширяясь, и умирают. Либо по причине воздействия извне, превышающего прочность высших взаимосвязей системы, либо из-за Ошибки Разума, если система вышла уже на таковой уровень.
На уровне цивилизации, осознания миром себя и первого, и второго вариантов разрушения развивающейся системы теоретически можно избежать и, соответственно, совершенствоваться неограниченно долго. Конечно, имеется в виду достаточно крупное, замкнутое на себя по высшим взаимосвязям системы, Целое, а не какие-то его отдельные частности, которые… да, рождаются и умирают, являя собой череду естественных и уже управляемых изменений, без которых невозможно никакое развитие и совершенствование.
Естественно, вновь народившиеся сферы развития догоняют на лестнице эволюции ушедшие вперед или когда-то разрушившиеся, проходят в каких-то смыслах те же стадии совершенствования… Но это – подсистемы (например, организмы или же государства). В целом же человечество и вообще жизнь на Земле, в нашей точке вселенной от момента возникновения – развивается и совершенствуется непрерывно, общая сфера качеств однозначно растет.
И здесь каждый прилагает свои усилия, что-то делает. В том числе, многое и в ваших руках! И вы тоже вполне можете в чем-то усовершенствовать мир, узнать красоту и увидеть гармонию…
«Энергии разума, воли и чувства порождают триаду ценностей "истина-добро-красота" и воплощаются в науке, нравственности и искусстве, что в совокупности, при наличии одухотворенности, можно было бы назвать культурой.
Красота (или гармония) - есть связующее звено между Духом и личностью, центральное звено человеческой сущности. (В идеале).
Поэтому и следует стремиться к прекрасному…»
Юлилла
Какие четкие формулировки, глубина мысли и чувства! Согласен с Вами. Спасибо!
Наша галактика, может, и спиралевидная, а Вселенная – сферически расширяющаяся, это уж точно. Причем, не только количественно, но и качественно. Т.е. увеличивается количество качеств по всем направлениям.
Трудно, конечно, говорить за Вселенную всю, но в нашем ее участке, на планете Земля, наибольший вклад в создание новых качеств, изменение мира сегодня вносит именно человек. Здесь ни у кого, думаю, нет сомнений.
Другое дело, все ли вносимые изменения позитивны и служат украшению мира и совершенствованию, гармонии и красоте… Понятно, не все.
На одном из сайтов по этой же теме «Почему красота спасет мир» мне был задан вопрос, типа, что вот, мол, вирус СПИДа красив, что же, он - нужен миру?
На что я ответил. Возможно, сам по себе он прекрасен, но в комплексе с чем-то бОльшим, в частности с человеком, эта красота превращается в нечто ужасное. Значит, это не тот кирпич, который требуется мирозданию.
Точно так же и деятельность человека. Как бы не был совершенен и красив человек, если его деятельность ведет к разрушению Целого, значит, в природе человек – направление ложное, и мир отринет его так же, как в свое время, например, динозавров.
Таким образом, красоту частного надо проверять красотой Целого.
Особенность, а возможно, и преимущество наше в том, что мы разумны – можем и должны быть разумны. Т.е. не противопоставлять себя миру, а служить ему, заботиться о других частях мира, как о себе, и о Целом – больше, чем о себе.
Вот, если человек будет вести себя таким образом, он всегда миру будет необходим и не уподобится чему-то наподобие вируса СПИДа, который, может быть, и красив, но мы, к нему высшее, мечтаем его уничтожить. Соответственно, и мир не пожелает уничтожать нас. И человечество в бесконечной вселенной, возможно, будет распространяться и созидать вечно, даря миру все новую красоту и гармонию.
«если красота и то что подразумевается под ней помогут нам жить дальше, никто не спорит - имеют право на существование...но навязывать каноны красоты и стремление к совершенству....(религия нас как раз туда и толкала например....все наше существование)»
Речь, конечно же, не идет о навязывании каких-то «канонов». Каноны гармонии, красоты определяются жизнью, опытом сотен и тысяч веков. Нам эти каноны даются природой, закладываются в гены и подсознание.
Мы ощущаем прекрасными наиболее жизненные, оптимальные формы материи и подсознательно желаем обладать ими, пребывать среди них, им соответствовать.
Те же, кто не понимает и отрицает прекрасное, несчастны всю свою жизнь, потому что проходят мимо и отделяют себя от всего самого лучшего, что есть в мире.
Все красивое с полным правом задерживает лицо свое в мире и создает будущее. Безобразное же разрушает даже и настоящее наше. Таким образом, все мы заинтересованы создавать прекрасное и противостоять отвратительному и страшному.
Красота дарит лицо свое вечности. Безобразное исчезает во тьме.
«Край бесконечности» делит мир на две части: вечное бытие во вселенной гармонии и бренность всего, что не совершенно…
«Красота требует жертв».
За этой внешне красивой фразой таится глубокий смысл.
Красота – субъективное человеческое восприятие объективно сущей в мире гармонии. Гармонией же являются, в своей совокупности, устоявшиеся, наиболее оптимальные мировые взаимосвязи, структуры, лучше выдерживающие среди других все перипетии случайностей. Такие гармоничные связи я называю необходимостями. Именно их мы воспринимаем как красоту. Все, что некрасиво, - нежизненно, тупик эволюции.
Чтобы достичь таковой оптимальности, гармонии, миру приходится перепробовать неисчислимое количество вариантов. И почти все они исчезают, теряют свой образ и канут в вечности. Что остается? Например, конкретные формы частиц, атомов, звезд и т.д. Они гармоничны, красивы… Все остальное – «жертвы»? Да.
Новая гармония, возникновение новых необходимостей, новая красота требует новых бесчисленных опытов, новых «жертв». Мир экспериментирует, и некоторые его «опыты» бывают очень жестоки. Однако без них невозможно возникновение ничего нового.
Разум может минимизировать количество напрасного зла, но его нельзя исключить вовсе, любое разрушение – зло по отношению хотя бы к чему-нибудь. И стараться максимально увеличить выход добра – развитие новых структур, мира в целом, гармонии и, соответственно, красоты.
Вот так, если очень коротко.