Необычное оружие Третьего рейха. Михаил и Вячеслав

Мальхан
Михаил и Вячеслав КОЗЫРЕВЫ «НЕОБЫЧНОЕ ОРУЖИЕ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА» - М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 399с. Тираж 5000 экз.

В предлагаемой читателю книге представлены краткие сведения о необычных боевых системах, разрабатывавшихся во время Второй мировой войны для вооруженных сил Германии.
 
В авиации к таким системам относились ракетные истребители-перехватчики, таранные истребители, ракеты, «летающие крылья», асимметричные и двухфюзеляжные самолеты и т.д.
В сухопутных войсках: сверхтяжелая бронетехника, реактивная артиллерия, противотанковые ракеты, сверхдальнобойные пушки, боевые подземные средства и многое другое.
 
Для флота предназначались человекоуправляемые торпеды, сверхмалые подводные лодки, взрывающиеся катера и новые типы подводных лодок. Приводятся сведения об истории возникновения такого оружия и причинах его применения, характеристики необычных боевых систем, сведения о боевых операциях, в которых они применялись.

Очень любопытны сведения, касающиеся немецких разработок «летающих тарелок».
Были разработаны более 100 моделей необычных по форме летательных аппаратов. Аппарат V7, рассчитанный на экипаж из 2-3 человек, имел круглый в плане корпус диаметром 18-21 м с остекленной кабиной вверху, вокруг корпуса вращался многолопастной ротор.
Прототип последнего варианта аппарата взлетел 14 января 1945 г. над Прагой.

Наиболее загадочными были аппараты, разрабатывавшиеся по проектам Haunebu и Vrill. Возглавлял этот проект инженер-конструктор Рихард Мите, один из разработчиков «Фау-2». Известно, что он был близким другом фон Брауна.
Из разрабатывавшихся проектов аппаратов серии Haunebu наибольшие размеры имел Haunebu-III, диаметр которого достигал 71 м.

Группа конструкторов под руководством В. Шумана в конце 1944 г. работала над проектами дисковых аппаратов Vrill-Jager (первый полет опытного образца состоялся 19 февраля 1945 г.)
Были разработки дисковых аппаратов, способных нести атомную бомбу.

Известно, что после окончания войны дисковые летательные аппараты разрабатывались авиафирмами стран-победительниц.
Главным достоинством диска является минимальная эффективная поверхность отражения при облучении его радаром. Кроме того, такие ЛА могли обходиться без взлетно-посадочных полос, которые, как показал опыт закончившейся войны, очень уязвимы в условиях массированных бомбардировок и ракетно-артиллерийских обстрелов.
Вот почему все работы по дисковым аппаратам были засекречены.

А вот первые немецкие ракеты представляли собой весьма неманевренную цель.
До конца войны по целям в Англии выпустили 10492 ракеты, из которых 3004 взорвались на старте, 232 разрушились при столкновении с аэростатами заграждения, 1878 сбила зенитная артиллерия и 1847 уничтожили истребители ПВО. Некоторые английские летчики-истребители даже умудрялись переворачивать летящую ракету, поддев за концовку ее крыла плоскостью своего самолета, после чего ракета, потеряв устойчивость, входила в штопор и падала на землю.

В июне 1942 г. фирма «Крупп» представила Гитлеру проект 1000-тонного танка.
В декабре того же года проект получил обозначение Ratte («Крыса»). На шасси длиной 35 м устанавливалась поворотная башня с двумя 28-см морскими орудиями SKC/28. Танк имел следующие габаритные размеры: длина (с пушками) – 39 м, ширина – 14 м и высота – 11 м. Силовая установка состояла из восьми двигателей «Даймлер-Бенц», применявшихся на торпедных катерах и развивавших суммарную мощность 16 тыс. л.с.

Самой большой пушкой во Второй мировой войне была 80-см пушка «Дора».
В апреле 1942 г. пушку на пяти поездах общей длиной 1653 м переправили в район Севастополя. Бетонобойный снаряд весил 7,1 т и имел длину 6,79 м. На один выстрел затрачивалось от 19 до 45 минут. Ствол имел ресурс 100 выстрелов. Дальность стрельбы составляла от 28 до 47 км.
5 июня 1942 г. был произведен первый выстрел из пушки по Севастополю. Еще 47 выстрелов сделали до 17 июня, когда боеприпасы закончились. Из этих 48 выпущенных снарядов только 10 попали в цель с отклонением 60 м.
Самое большое отклонение одного из снарядов составило приблизительно 740 м.

В марте 1943 г. (после ремонта и смены ствола) в Рюгенвальде провели испытания, выполнив 4 выстрела. Два из них наблюдал Гитлер 19 марта. Он был впечатлен увиденным, особенно тем, что один из снарядов улетел на расстояние 47 км. Генерал бронетанковых войск Гудериан также присутствовал при этих выстрелах. Доктор Мюллер из фирмы «Крупп», расхваливая свое изделие, пробовал убедить Гитлера в том, что орудие могло использоваться даже для стрельбы по танкам.
Тогда Гитлер поинтересовался мнением Гудериана относительно утверждения Мюллера. Гудериан ответил просто: «Стрелять, конечно, можно, но подбить их? Никогда!»

Проект доктора Рихарда Валлаушека носил название Schallkanone («Звуковая пушка») и представлял собой систему из параболического отражателя диаметром 3,2 м, контротражателя малого диаметра и камеры сгорания, проходившей сквозь вершину контротражателя. Образовавшиеся при сжигании газовой смеси звуковые волны собирались основным рефлектором и отражались в нужном направлении.
Предполагалось, что воздействие звукового давления могло достигать 1000 микробар и привести к необратимым изменениям в организме человека, вплоть до смертельного исхода. На больших расстояниях звуковой эффект не являлся смертельным, но при облучении человека в течение длительного отрезка времени был способен искалечить его.
При этом повреждалось зрение, и человек, подвергшийся звуковому воздействию, воспринимал точечные источники свете в виде светящихся линий.

Наибольшее любопытство вызывает боевое подземное средство Midgard-Schiange («Змей Мидгарда»).
При проектировании исходили из того, чтобы создать транспортное средство, которое могло двигаться по земле, под землей и даже под водой на глубине до 100 м. Первые разработки датируются 1939 г. Транспортное средство состояло из большого количества соединенных вместе ячеек-отсеков. Каждый отсек имел длину 6 м, ширину 6,8 м и высоту 3,5 м. В зависимости от поставленной задачи минимальная длина такого поезда могла составлять 399 м, максимальная длина – 524 м.
Впереди располагалась большая буровая головка, такая же, какие используются в горнодобывающей промышленности при подземных работах, на которой располагались четыре бура диаметром 1,5 м. Транспортное средство весило 60 тыс. т, экипаж составлял 30 человек. В качестве вооружения были предусмотрены 1000мин с 250 кг взрывчатого вещества в каждой, 100 малых зарядов по 10 кг взрывчатки и 12 спаренных пулеметов. На борту имелись: электрическая кухня, спальня с 20 кроватями, три ремонтные мастерские, несколько перископов, радиопередатчик и 580 баллонов со сжатым воздухом
Ходовую часть поезда обслуживали 14 электродвигателей суммарной мощностью 19800 л.с., электрический ток для двигателей вырабатывался с помощью четырех дизельных электрогенераторов мощностью 10 тыс. л.с., для которых имелись топливные баки емкостью 960 м куб. Передвижение под водой осуществлялось с помощью двенадцати пар рулей и дополнительных двенадцати двигателей мощностью 3 тыс. л.с.
Расчетные параметры «Мидгарда» - максимальная скорость под водой 30 км/ч, скорость проходки в каменистом грунте 2 км/ч, а в мягком грунте даже 10 км/ч.

После окончания войны в районе Кенигсберга были найдены штольни непонятного назначения, а возле них останки взорванного устройства неизвестной конструкции.
Еще больше вопросов вызывает так называемый «Лагерь дождевого червя» в одном из глухих уголков Польши.
 
В последнее время в российских средствах массовой информации стали появляться сообщения о попытках разработки подобного подземного средства в СССР.
Из этих сообщений следует, что осенью 1964 г. испытывался подземный крейсер «Боевой крот», однако ни конкретные характеристики, ни описания конструкции данного аппарата не приводятся.