Есть у русских в Германии братья- лужичане -Sorben

Сергей Прямчук
Сергей Прямчук 5.04.2002 г.


“ЕСТЬ У РУССКИХ В ГЕРМАНИИ БРАТЬЯ”

"Не делайте этого.
Вы напрасно трудитесь.
От вашего труда, кроме тоски и
разочарования, ничего не получится.
Я всю жизнь трудился для лужичан,
но они изо дня в день исчезают
все больше и больше".
(Лужичанин Андрей Любенский 1830г.)


В преддверии празднования 155 летие научно - культурного общества лужичан “Матица Сербска”, которое будет проходить в апреле 2002 г., хочется рассказать о самом маленьком славянском народе о лужичанах.

 “Матицу Сербскую” создал в 1847 г., Ян Смоляр. Много лет Смоляр был бессменным редактором журнала Матицы Сербской. Фактически он был душой общества. Он посетил Россию трижды в 1859 г., 1881 г. и 1867 году, как делегат “СЪЕЗДА СЛАВЯН” в Москве. Сморяру удалось получить денежную помощь от богатых славянофилов Москвы и Петербурга на постройку дома для “Матицы Сербской” и для основания в 1873 году собственного издательства. Кроме того, русские славянофилы в подарок “Матице Сербской” прислали несколько сотен русских книг.

Анализ языка 300 берестяных грамот, найденных в районе Великого Новгорода, позволил учёным сделать вывод, что Северная Русь заселялась славянами не с Нижнего Поднепровья, а с территории Западных славян - Южного берега Балтийского моря. Эти земли населяли славяне Бодричи, Поморяне и Полабские Сербы. На примере поморян мы видим их культурное родство и преемственность с Новгородскими – ильменьскими словенцами. Как и у новгородцев у поморян были демократические города республики Щецин и другие, где все определяло Народное Вече. До наших дней из этих славян в Германии сохранились, как самый малочисленный славянский народ, только часть Полабских Сербов - Лужицкие сербы - лужичане. Живут они на территории бывшей ГДР по реке Шпрее - Спрева. Сами себя они называют сербским людом - сербъя - сербы, а немцы, коверкая славянские слова, называют их “сорбы”. В школе нас учили, что все полабские сербы полностью онемечились, но это не так. Сохранились они на территории прекрасного славянского края Лужица, в Дрездене и Лейпциге - Липске. В официальных данных Германии численность лужицких сербов искусственно занижалась, лужичанами записывали, только тех, кто знал серболужицкий язык, так в 1886 году их численность определили в 177.000 человек, а в 1939 г. лужичанами записали 425 человека, это те, кто говорил только по - серболужицки и не знал немецкого языка, всех знавших немецкий и серболужицкий язык записывали немцами. За период с 1929 по 1936г. в "Лигу Наций" поступило 852 жалобы по судьбе лужичан, на рассмотрение Совета Лиги Наций дошло только 5 жалоб, которые были похоронены в процедурных спорах. Нацистская диктатура пыталась уничтожить серболужицкий народ, были изгнаны лужицкие учителя и лужицкое духовенство - священники с территории Лужицы, запрещены все формы общественной лужицкой жизни как славян. Гитлер провозгласил лужичан сербоязычными немцами. В мае 1945 года, когда лужичанином себя можно было назвать безнаказанно, к лужичанам себя причислило 500.000 человек, но в дальнейшем численность лужичан за 50 лет сократилась в 10 раз до 60.000 человек из которых только 25.000 знает родной славянский язык.

А.И. Тургенев совершая путешествие по славянским землям Полабъя в Германии, в письме к родителям 29 мая 1804 г. писал: "Для русского славянина Лужица должна быть интересней Италии: потому, что в Италии жил народ, для нас совершенно чуждый, здесь же в Лужице всё дышит славянизмом, здесь находим мы следы древних предков наших и в потомках их, лужичанах видим еще некоторые остатки древних славянских нравов и обычаев. В октябре 1813г. в сражении под Липском (Лейпциг) "битва народов" была окончательно разбита армия Наполеона. Именно тогда лужицкое население впервые познакомилось с простыми русскими людьми - солдатами и казаками. Лужицкие сербы встречали русских солдат, как своих освободителей. Русские солдаты удивлялись сходству наших языков. По-русски дед, а по-лужицки и по-мильчански: dzed - stary pan; девушка = holca - zowco; свадьба = kwas - swajzba; петух = kapon - kokot; стакан = sklenca - glazk; внук = wnuk - syna syn; счастье = zbozo - gluka. Радовали русских казаков и родные по звучанию названия серболужицких городов и деревень-местечек: Слюбице, Милораз, Емельница, Мост, Вербно, Буков, Русица, Каменица, Бела Вода, Горка, Лужница, Ровна, Липина, Липск (Лейпциг), Бранибор, Любнёв, Любий, Пнёв, Псовье, Прилук, Церквице, Дубрава, Дубо, Любин, Любораз, Гродк, Речица, Низка, Краков, Польцница, Поддубами (Потсдам) Высока, Смердзаца, Злы Коморов... Реку Одра на востоке Лужицы немцы называют Одер, а аборигены - лужичане - ВОДРА - производное слово от “ВОДА”. Фамилии славянского происхождения составляют очень большую долю в современных восточно - немецких фамилиях. В частности это все фамилии на окончание "itz" (Штирлиц), "etz", "chke" и "schke" или "ow", как на пример, бывший премьер-министр Восточной Германии, Hans Modrow. Эти факты отражают существенный вклад полабских славян в формирование немецкой нации в процессе этногенеза.

Великий славист И.И.Срезневский в письме к матери от 26 сентября 1840 г. из Будышина писал: "Лужицкие Сербы умный, добрый народ, не бедны, довольно образованы - по крайней мере, все умеют читать, и между тем сохранили много старых обычаев, обрядов, даже суеверий. Язык лужичан, занимая средину между польским и великорусским, очень приятен...".

В 1697г. Императору России Петру Первому, проезжавшему через Полабскую Сербию во время "Великого посольства" в Западную Европу, в Дрездене, лужицкий филолог Михаил Френцель от имени лужичан подарил несколько своих книг на лужицком языке.

Заметную роль в истории России сыграла девочка родившаяся в Полабской Сербии - Российская Императрица Екатерина Вторая. До принятия православия Екатерину Вторую звали Софья Ангальт - Цербстская, то есть Сербская. По-видимому, Екатерина знала о своих славянских корнях и, возможно, знала местный славянский язык, тем более, что среди немецкой аристократии было популярно брать нянями и кормилицами местных серболужицких женщин, как в Петербурге было популярно брать кормилицами местных финоязычных женщин чухонок. По славянски местное население говорило не только на территории Полабской Сербии, но и в Нижней Саксонии под Гамбургом - в Вендланде и Люнебургской пустоши, где местное население ещё говорило на славянском языке бодричей до конца XVIII века. Очень может быть, что славянское происхождение и позволило Екатерине так легко и удачно вписаться в славянскую среду российской аристократии и принести немалую пользу России.

Лужичане, как и другие славянские народы стремились к национальному самоопределению, к восстановлению Лужицкой марки. 20 ноября 1918 г. на собрании лужицких сербов в деревне Кростовице был избран "Сербский Союз" и была принята резолюция с требованием самоопределения для Лужицы, где говорилось: "Собравшиеся 20 ноября в Кростовице лужицкие сербы на основе общепризнанного равноправия народов требуют обеспечения самостоятельного развития сербского народа в "Объединённой Горной и Долиной Лужице". Для достижения этих целей мы требуем допущения серболужицких представителей к работам предстоящей мирной конференции" и направили на неё секретаря народного совета Бриля.

В наши дни, в августе 2001 года, помятуя о лужицком селе Кроствиц, как о центре лужичан, где впервые лужицкие сербы заявили своё право на самоопределение, немецкие власти решили начать действия по постепенному стиранию славянской сущности села Кроствиц. Глава Саксонского земельного Министерства культов Матиас Рослер воспрепятствовал продолжению преподавания родного языка лужичан в пятом классе школы села Кроствиц, мотивируя свое решение малочисленностью перешедших в него учеников.

В ответ во всех шести серболужицких школах Горной Лужицы прошла забастовка. В ней приняли участие более тысячи учеников и их родителей. Лужичане считают, что сохранение преподавания их языка в Кроствице имеет важное значение для здешнего славянского меньшинства независимо от того, что в упомянутом классе действительно осталось только 17 учеников. Местечко Кроствиц является центром верхнелужицких поселений, большинство жителей которых относит себя к лужицкой национальности и широко использует в повседневной жизни родной язык - сербстину. Как заявила представительница родительского объединения Яна Маркова, школа в Кроствице "является краеугольным камнем для сохранения серболужицкого языка и культуры".

Жители села Кроствиц сами организовали продолжение в пятом классе обучения родному языку с помощью его бывших преподавателей, а ныне пенсионеров. Немецкий власти (Рослер) пригрозили сначала непризнанием годовых оценок учеников этого класса и закрыли лужицким школьникам и их добровольным учителям доступ в кроствицкую школу. И предупредили, что на родителей, не желающих переводить детей в другие школы, будет наложен штраф. Под предлогом сокращения числа учащихся и экономии немецкие власти планируют закрытие ряда сербоязычных школ лужичан. Над лужицкой деревней Рогов - Хорно в Долиной Лужице нависла угроза сноса под предлогом добычи открытым способом бурого угля, как до этого были снесены сотни лужицких деревень в центре Лужицы.

После освобождения Лужицы Красной Армией в 1945г., "Народный Совет Лужицких сербов" обратился с 4 - мя меморандумами с требованием предоставить самоопределение лужичанам. От 12.05.1945г. меморандум Лужицких Сербов (Яна Грофа, Павла Крейчмара) Маршалу Советского Союза И.В. Сталину. От 1.06.1945г. меморандум (Ян Чиж, Ян Смоляр) - Славянского народа в Германии, который просит освобождения и присоединения к Чехословакии. Предлагается воссоздать уже не Лужицкую марку, а "Единую административную область ЛУЖИЦА", величиной приблизительно в 10.000 квадратных километров с 900 тысячным населением, из которого 500.000 человек лужичане. И чтобы Лужица находилась в границах Чехословакии под охраной СССР. От 7.01.1946г. меморандум (Ян Чиж) - Последнего порабощенного народа Европы. Принять лужичан в ООН, признать Национальный Совет, как правительство самостоятельной Лужицы и немедленно отменить в Лужице все распоряжения, изданные Союзным Контрольным Советом для побеждённой Германии. Март 1946г. меморандум, предложенный Конференции четырёх министров иностранных дел в Москве. Необходимо включить соответствующий пункт в мирный договор, отделить Лужицу от Германии в политическом отношении и объявить её нейтральной территорией, на которой разрешить пребывание вооружённых сил одного или нескольких славянских государств. А так же обязать Германию компенсировать ущерб, причиненный лужицкому народу в политическом, экономическом и культурном отношении.