Легко ли быть молодым?

Легко ли быть молодым?

Проблемы молодых семей: в пору бить в колокола!

Подвергая анализу ѕ  пусть даже поверхностному ѕ проблемы нынешних молодых семей мы попытались выделить некий стержень, основу всего. Вывод оказался прагматичен и, в целом, совсем не оригинален ѕ  в абсолютном большинстве случаев все ниточки этого запутанного клубка окунались в экономические вопросы.

Жилье
Жилье ѕ проблема номер один. Сказки о “рае в шалаше” с любимым давно уже стали именно сказками, быстро обогнав мифы о “равных возможностях” и “равенстве и братстве”. Сегодня уже яснее ясного, что очень многое зависит от родителей. Если смогли они обеспечить своих любимых чад жилплощадью ѕ это одна ситуация, не сумели ѕ кардинально другая.
Жилищная программа в нашей стране и раньше была не ахти какая, а сейчас и вовсе сошла на нет. Нужно констатировать факт, что раньше все же государство об этой проблеме хоть как-то пеклось: семье достаточно было думать о том, как заработать “на жизнь”, а квартиру можно было получить и бесплатно. Да, встать в очередь, да, ждать много лет. Но все же ѕ надежда, которой сейчас лишены очень многие.
Времена бесплатных квартир безвозвратно ушли, а принцип несоответствия доходов и цен на жилье остался. Судите сами ѕ в большинстве бюджетных организаций зарплаты все еще платятся по тарифной сетке, выработанной при советском строе и только несколько видоизмененной. Сумма заработной платы там эквивалентна 20-30 долларам в месяц, в то время как любой продавец недвижимости в Екатеринбурге скажет вам, что, к примеру, 10 000 долларов за даже плохонькую квартирку ѕ это очень дешево.

Юра и Марина уже 3 года живут в общежитии Академии наук. Он ѕ  аспирант, она ѕ  медсестра в поликлинике. У них сын Илюша, которому недавно исполнился год. Юра занимается наукой и пишет кандидатскую диссертацию, получая при этом “аспирантскую стипендию”, которая составляет около 500 рублей в месяц. Марина находится в “отпуске по уходу за ребенком” и получает от государства примерно ту же сумму, что и муж. Оба они ѕ приезжие, он ѕ  из Казахстана, она ѕ  из Узбекистана, так что на помощь родителей ни тому, ни другому рассчитывать особо не приходится. Поэтому вопрос  о собственном жилье на “семейном совете” даже не обсуждается ѕ  других проблем хватает…

Даже в коммерческих фирмах Екатеринбурга, где “платят больше”  зарплата в 150-200 долларов в месяц считается достаточно высокой. Но и она несоизмерима с ценами на жилье.

Михаил ѕ  один из ведущих молодых специалистов в небольшой фирме, занимающейся продажей оргтехники. На фоне вчерашних друзей-однокурсников он смотрится молодцом: высокая зарплата, перспективы дальнейшего роста… До недавнего времени он со своей подругой Леной, которая работала библиотекарем, жил в “съемной квартире”, не особо афишируя то, что большая часть его “высокой” зарплаты уходила именно туда. Недавно в их семье появилась очаровательная девочка, которую назвали Катей. Вместе с радостью в этот дом пришли и проблемы ѕ при возросших расходах от квартиры внаем пришлось отказаться и снять небольшую комнатку на окраине. Это, к сожалению, тоже не было лучшим выходом ѕ комнатка оказалась плохо приспособлена для проживания с грудным ребенком и Лена вскоре уступила настойчивым просьбам своей матери и вскоре  перебралась к ней ѕ в другой город. Михаил же, высоко ценящий свою работу, остался в Екатеринбурге. Теперь он ѕ  “воскресный папа”.

Студенческая семья

Значительную часть  молодых семей составляют студенты вузов. Пора молодости и любви, пора исканий и мечтаний для них зачастую оборачивается прозой жизни. Как правило вмешиваются родители, стараясь помочь вчерашним детям, которые сами нежданно стали молодыми папами и мамами, что неминуемо приводит к резким переменам в их жизни. Но и тут бывают исключения.
 
Алексей и Ирина ѕ  однокурсники. Познакомились еще на “абитуре”. Дружили, а концу второго курса стали жить в одной комнате. Жили весело ѕ студенческие компании, “тусовка”… до тех пор, пока не выяснилось, что Ирина беременна. Довольно таки обычный в такой ситуации выход ѕ аборт ѕ Ирина отмела с неожиданной решительностью и вскоре в семье стало на одного маленького человека больше.
Интрересно продолжение этой истории ѕ она не уехала к родителям, а он не отказался от “очной” учебы. Это не значит, правда, что он не стал исполнять роль отча-кормильца, просто в прибавок к мизерной стипендии стал искать дополнительного заработка: предвыборный штаб в те месяцы, когда “кандидаты” сорят деньгами, набирая очки, участие в рекламных компаниях всех мастей и, постоянно, ночной сторож.
Он осунулся немного, стал серьезен, даже расчетлив. Однако к учебе относится по-прежнему аккуратно и дыры в семейном бюджете регулярно затыкает.

Выбор работы

Основных вариантов два: низкооплачиваемая работа с дальнейшими перспективами роста, как правило, в государственной сфере или на почве науки сочетается с приработками, связанными или несвязанными с ней. Либо работа в коммерческих структурах, которая оплачивается выше и занимает практически все свободной время. Первые ѕ рвутся в доктора наук и госуправление, вторые ѕ на значимую роль в коммерческом предприятии. Молодость ѕ пора амбиций, стремления “карабкаться вверх” как правило определяющие.
Отдельная история ѕ собственный бизнес. Тут молодые вступают в конкуренцию с акулами, которые за последнее десятилетие уже постарались занять все возможные ниши и преуспевают достаточно редко. Зато “рвутся в бой” и иногда это оправдывается.

Виктору 28. Его жене, Людмиле ѕ 26. Вуз он в свое время предпочел службе в Вооруженных силах, куда попал после окончания СПТУ. После службы применение себе нашел в столярном деле, постепенно приобретая навыки и все более и более выходя на уровень классного “краснодеревщика”. Несколько лет проработав “на дядю” набил руку, и решился таки совместно с другом открыть небольшой деревообрабатывающий цех. В чем и преуспел. Удалось найти выгодных заказкиков и через некоторое время обороты позволили ему приобрести стабильный доход и даже собственное жилье.
Теперь он имеет возможность тратить на семью “сколько нужно” по его разумению, вкладывая прочие доходы в развитие своего небольшого производства. Семья эта не бедствует, но все же деньги тратятся только “на самое необходимое”, то есть покупаются, помимо круп, мяса и картошки еще и фрукты, молоко, соки. Каждый сезон ѕ новая одежда, в случае болезней ѕ лучшие лекарства. Но не более того.
Жена сидит дома с трехлетним ребенком, муж пропадает на работе. Если удается оставить “на кого-то” младшего члена семьи, то по выходным “культурная программа” ѕ кино или концерт, однако много чаще свободное время Виктор проводит с друзьями и выпивкой.

Такой, казалось бы, экономически сложившийся тип семьи тоже имеет свои недостатки ѕ по сути это достаточно свободный “кормилец семьи” и связанная по рукам и ногам жена, которая старается не вспоминать о том, что у нее ѕ высшее образование. Однако она надеется вскоре отдать ребенка в “садик” и “восстановить справедливость”. При достаточно дружной семье это вполне возможно.
В отличие от предыдущих примеров, экономическая ситуация более привлекательна ѕ ежемесячные расходы составляют около 5 тысяч рублей, однако они стремятся к росту.

Абстрактная модель внутреннего конфликта

Подмечено, что 90% платят в первую очередь за свое “хочу”. Причем неважно, билет ли это на поезд или новые сапоги, являются объектом “хочу”, важен сам принцип. Подмечено также, что в период наибольших жизненных амбиций, каковой как раз приходится на пору молодости, этих самых “хочу” максимальное количество (машину, квартиру, любимую женщину…), реализация их чаще всего затруднена ѕ не хватает еще профессионального опыта, связей и всего прочего, что, как правило приходит с годами.
А когда в молодой семье появляется ребенок слово “хочу” волей-неволей приходится подменять словом “надо”. Надо, к примеру, младенца кормить в определенное время и в определенное же время укладывать спать ѕ на это не плюнешь и никуда от этого не денешься, его “хочу” становится определяющим. Вот и повод для основания внутреннего конфликта. Жизнь приходится срочно перекраивать и все проблемы, описанные выше ѕ а их на самом деле намного больше, чем можно описать в одной статье: это и проблемы , связанные со службой в армии, отношений с родителями и т.п. ѕ дотоле затемненные, высвечиваются встают во весь рост. Собственные же “хочу” приходится отставлять на второй план… В пору бить в колокола!

О цифрах

“Не верю!” ѕ моя реакция на цифры типа “статистика показывает, что в Уральском регионе на 1000 браков приходится 606 разводов”. Не верю по той простой причине, что знаю, откуда эти цифры берутся ѕ из ЗАГСа, естественно.  А уровень информации ЗАГСа действительность не отражает, по той же причине, что множится число “гражданских” браков. Так же точно, как “прописка” и реальное место жительство человека может не совпадать. По той же самой причине я не верю, что рушится институт брака. Он не рушится ѕ он просто трансформируется, приспосабливаясь к жизни. Если бы зарегистрировать брак (или развод!) можно было бы, как в некоторых штатах США, просто закинув монетки и паспорта в специальный автомат, то (может быть!) они и стали бы отражать истинное положение вещей.
То же ѕ насчет “советов молодой хозяйке” о том, что “на питание нужно тратить 40% бюджета, на бытовую технику ѕ 20%, на одежду ѕ 10% и т.п. Объясните мне, пожалуйста, как, например, при доходе 500 рублей тратить 20% на “бытовую технику” ѕ скалку что ли купить? Знаю кучу семей (и вы их знаете!), которые весь свой бюджет тратят на питание, еще и занимают “до получки”, а за квартиру не платят “до лучших времен”. Если не верите ѕ зайдите, к примеру, в любое общежитие той же Академии наук и вы увидите списки должников с цифрами поистине астрономическими…
Поэтому, отбросив статистику, посмотрим на конкретных примерах. Молодая семья с доходами “500 на 500” живет “в кредит” и за жилье практически не платит, рассуждая так: “из-за нас двоих все общежитие от света или отопления все равно не отключат, а на улицу нас с малым ребенком права выкинуть не имеют”, а весь остальной бюджет уходит на питание. У нашей семьи студентов ѕ ситуация похожая, с той разницей, что за общежитие платят родители ѕ это довольно-таки “кругленькая сумма” (для них, разумеется) и платится она за год вперед. Остальное ѕ опять-таки питание, что называется “не до жиру ѕ быть бы живу”.
Зато в третьем варианте, назовем его грубо “семья мелкого коммерсанта”, раскладка другая ѕ как уже было сказано, в месяц тратится около 5 тысяч рублей. Из них 1,5 тысячи ѕ только на ребенка (“отдельное” питание, одежда, игрушки), а из оставшихся трех с половиной тысяч больше половины уходят “на еду” а из остальных каждый месяц делается примерно одна “большая” покупка ѕ сапоги, к примеру, или кофеварка. И это ѕ по нашим примерам ѕ идеальный вариант.

Государство и мы

Закон, который мог бы реально помогать молодым семьям, концептуально разрабатывается госкомитетом по делам молодежи уже давно. По крайней мере последние 5 лет его пытаются “протащить” в Госдуме. Пока ѕ безуспешно. На деле же все организации могут помогать лишь “точечно” ѕ тот же департамент по делам молодежи может провести конкурс по типу “А ну-ка девушки!” с призами и всем таким прочим, есть программа “льготного кредитования” ѕ все это есть, отрицать не будем. Однако констатируем, что на практике это пока не работает и в 99 случаях из 100 молодые “крутятся” сами, кто как может и как умеет.

Молодость, лишенную надежд, можно сравнить с цветущим, молодым организмом к которому уже подбирается раковая опухоль. А если при этом в глазах нет искры, нет тяги к жизни, то это уже очень серьезная болезнь.
Все мы ѕ молодые ѕ в той или иной степени заражены этой болезнью и каждый борется с ней по-своему. В одиночку, как правило, кстати говоря. Панацеи от нее я не знаю, могу лишь поставить диагноз ѕ  не более того. Однако искренне считаю, что это уже полдела. 


 

 


Рецензии