Землетрясение
Я поднял глаза к люстре. Та шаталась, словно пьяная, ударяясь боками то об одну сторону потолка, то о другую.
Надо же такому присниться, думал, вновь закрывая глаза.
Диван мелко трясся, будто его рассмешили. Потом свое слово сказал потолок, начав с гулким треском ворочаться и прогибаться.
Сон как рукой смело. Кот вопит от испуга, бьется башкой о дверь, намекая, что пришла пора сваливать наружу.
-Что случилось!?
-Землетрясение.
-У нас? Откуда?
-Да ну вас, это американцы напали, честное слово.
-Не льстите себе. Что они в Бийске забыли?
-Точно говорю – землетрясение.
-Тихо! Снова началось!
-Откуда знаешь?
-Дурень, на дома посмотри!
Старые трухлявые хрущевки, девятиэтажки последних лет коммунизма, новомодные десятиверховые гробины единодушно зашатались в такт земному ритму. Народ рванул из домов наружу подобно тараканам. В панике, полуодетые, прихватив самые важные вещи, как и советовали учителя по ОБЖ. Среди важных вещей – кошки, собачки, попугайчики.
-Смотри-смотри, как кренится!
Дом тяжело завалился на нашу сторону, скрипя всем своим бетонным скелетом.
-Вот бы упал, наверное, красиво бы вышло.
-О чем говоришь, дурень!? Где мы тогда жить будем?
-Пофигу, зато такого никогда больше не увидим!
Мда, и такие разговоры были. Плевать на то, что придется оставшуюся жизнь провести последним бомжом, зато какое зрелище – рухнувший дом! Пусть и свой собственный.
Такого больше нигде не увидишь. Люди прыгали из окон, посчитав, что дом уже пошел к земле. Выбегали не то, что полу, вообще голые. Вон девчонка бежит, прижимая к обнаженной груди кота. Пушистый лифчик испуганно озирается вокруг, фырчит. Мы, собравшиеся жители дома, всей толпой стали звать беженку. Приодели ее в рубашку, все-таки кот котом, а морозец на ночной улице ощутимый, чуется дыхание поздней осени. И в благодарность, девочка рассказала свою историю встречи землетрясения.
-Зашла в ванную помыться, включила кран, стала прополаскивать волосы. Чувствую, не попадаю в струю. Я влево – она вправо, я вправо, она влево. Пока я мучалась, даже в голову не приходило, а из-за чего вообще, кран мой взбесился?
А потом потолок как крякнет, я и врубилась. Ноги в руки и на улицу.
Много подобных историй кишит кругом, люди наперебой рассказывают друг другу о том, что испытали. О том, что делать, если долбанет еще раз, никто и не заикается. Ну тряхнуло и тряхнуло. И пофигу.
К глубокой ночи дураков, желающих заночевать в своей квартире оказалось мало. Жгли костры, бегали за водкой, стресс снимать. Ждали сообщений городской службы гражданской обороны. Реакции спасателей.
Листаем журнал регистрации обращений спасательной службы МЧС. После обычных строк о дяде Васе, по пьяни застрявшем в проеме своей двери и тети Кате, засунувшей руку в банку и не могущей ее оттуда вытащить, следует лаконичная запись. Ощутили подземный толчок. Связь пропала.
Вот так. Среагировать на происшедшее без связи спасатели уже не могли. Разве что патрулировать улицы ночного города. Связи с начальством из края – никакой.
А в городе жители начали активно названивать друг другу по сотовым. Но новомодные изделия микроэлектронной промышленности тоже дали сбой. Сотовая связь перестала действовать.
Под ночь люди понемногу успокоился. Стоит ли портить себе выходные каким-то толчком?
Зашли в дома, легли спать. По радио сообщили, что толчок случайный, и больше такого не повторится.
В восьмом часу утра дома вновь подскочили от мощного толчка, еще сильнее прежнего. ГО ЧС тут же, опосля, передал по радио нечто вроде того: «Только что произошел второй подземный толчок…». Не в силах предупредить заранее, ГО принял на себя функцию регистратора. Как будто никто из горожан не догадался, что это было. Народ по привычке бросился на улицы. Правда, не весь. Многим уже надоело играть в испуганных хозяйскими тапочками тараканов, и они продолжили сон. Или сборы на работу. День был – понедельник.
Бедствия бедствиями, а работу никто не отменял.
Однако паника в городе понемногу брала свое. Метались обезумевшие старушки. Телефон службы МЧС разрывался на части. Только за один день приходилось принимать до четырехсот звонков. И ладно ли людям требовалась помощь. Вопрос один. Будет ли еще землетрясение, и если будет, то когда?
Зеленый от усталости сотрудник ГО ЧС, давя в себе злость, на пальцах объяснял одному за другим, что толчки будут иметь затухающий вид, когда будут – неизвестно, поскольку наука бессильна предсказать подобные случаи.
Ну, на бессилие науки шеф жаловался от собственного бессилия. Информации сверху никакой не было. Приходилось переть отсебятину.
Добавило к этой фантастике свою неимоверную компетентность сообщение НТВ о том, что «Где-то неподалеку от Бийского района, в селе Кош Агачи произошло мощное землетрясение…» «Неподалеку» - это примерно пятьсот километров. Ну да, прямо рукой подать.
В Кош Агачи действительно тряхнуло что надо. Местный стадион одним махом превратился в озеро…
Берем интервью у заведующей кафедрой геологии местного университета. Может, она что знает? Пожилая женщина перед камерой сказала пару непонятных слов, из которых я понял, что землетрясение и вправду было. А то до меня не доперло.
-Что же вы посоветуете жителям нашего города? – спрашивает моя коллега, Ирина Кашина.
- Ученые давно заметили взаимосвязь природы и чувств человека. Надо просто лучше относиться друг к другу, стать добрее…
Спасибо, так сказать, за ценный научный совет специалиста. Лучше помогали выкладки из правил поведения при землетрясении, читаемые со всех СМИ.
Наблюдатели заметили некоторую странность в произошедших толчках. Сперва земля ходила под ногами, заставляя машины трястись вперед – назад, а потом они стали перекатываться с боку на бок. Кое-кто предположил, что это никакое к черту не землетрясение, а обычный взрыв военного склада. Рвануло нечто мощное и ядовитое, вот народу и не сообщают правды.
Российские СМИ начали похороны Барнаула. Дескать, там засекли толчки в шесть баллов. Норма для нынешних домов Алтайского края, все по тем же сведениям СМИ- 5 баллов максимум. А Барнаул до сих пор стоит, вот подлец, вопреки всем новостям! Жителей, конечно, перепугали. И все.
Вдобавок ко всей лабуде, по домам стали разъезжать добровольные помощники МЧС в ее форме, призывая горожан немедленно эвакуироваться. Сотрудники МЧС только разводили руками, говоря, что ни одна из машин их службы на такое дело отправлена не была.
О встрече с добровольцами – комсомольцами мне поведала журналистка Лариса Ярусова.
Было дело так. Двое в форме МЧС позвонили к ней домой, и потребовали немедленно покинуть дом для эвакуации на ближайший стадион. Подозрительная по натуре журналистка попросила предъявить документы. Парочка предъявила. Ярусова мгновенно захлопнула дверь перед их носом, забрав для досмотра корочки и стала звонить в соответствующую службу, проверить, из их ли рядов доблестные парни за дверью. Пока она дозванивалась, след дублеров МЧС уже растаял в утренней тиши.
Мы срывали учебу в своем универе по грешной, но простимой причине – хотелось отдохнуть.
Влетаем в аудиторию. Кидаем клич – всем прочь, щас опять начнет трясти – по радио передали!
Всех сдувало прочь. Нервы накалены до предела. Что-нибудь закачается – все уже на стреме. Но потом народ разделился на две части. Одна часть продолжала всего боятся, тряслась от страха и готовилась встретить смерть. Другая – плевала на все толчки. Придавит насмерть, значит, не судьба. Нервы сберегли, и собственное достоинство. Но, будем честны, их при настоящем толчке первыми бы откапывали из руин рухнувших зданий.
О гуманитарной помощи… Губернатор Кузбасса послал колонну КАМАЗов со стройматериалами, продуктами и прочим делом. В сопровождении – его доверенные лица, тоже высокопоставленные чиновники. Проезжая мимо Бийска, гости завернули в ближайший бар. Мы их нагнали там, снимать сюжет о гуманной акции соседей. Для картинки хотели снять и сами КАМАЗы. Не удалось. После долгой и трогательной речи в камеру, гости признались, что не знают, где их колонна находится в данный момент. Пришлось им ловить проезжающие машины с вопросом – Вы колонну не видали?
Оснастить хоть одного водилу сотовой связью никто не догадался.
Один из проезжающих ответил, что колонна уже проехала. Снять не удастся. Вот такую компетентность и хорошее отношение к делу продемонстрировали наши соседи.
Это – просто воспоминания одного журналиста, оказавшегося в то время работником одной местной телекомпании. Просто хочу сказать, что если вы окажетесь в подобном катастрофическом положении, вам никто не поможет. Никто не предупредит. В лучшем случае – живым достанут из руин. Постфактум. Учите курс ОБЖ. Не поддавайтесь панике. И все будет хорошо. Может быть.
Свидетельство о публикации №204051400157