Семейная реликвия

 Утро понедельника. Все как обычно…После замирания времени за утренним кофе, работа начала потихоньку закипать в обычном своем режиме. Ольга два года работала в частной небольшой компании менеджером. Когда она впервые приступила к работе, все выглядело довольно запущенным. Никакой базы клиентов, поставщики были временные, связи не налажены. Директор – немец, имел кроме этой фирмы еще пару-тройку небольших компаний в их стране. Он редко появлялся на работе, да и вообще в их городе. Всем занимался (в основном, не занимался) его помощник, правая рука, который был назначен директором в другой компании. Так что, небольшая компания, в принципе, была без руководства. Хотя Ольгу взяли на должность менеджера, она выполняла самую разную работу, какую было необходимо, чтобы купить оптом товар, переработать и затем оптом продать… Конечно, был еще начальник производства, рабочие, бухгалтер, но…
 Все утро она сидела на телефоне. Звонки поставщикам. «Почему наша цена их так не устраивает? Вот казус получается: когда мы хотим купить сырье, оказывается, что мы дешево покупаем. Когда мы предлагаем клиентам товар, выходит, что мы дорого продаем! Каждый думает о своих интересах. А как же наши затраты, прибыль, в конце концов?», - в очередной раз размышляла Ольга.
 Затем нужно было выехать на встречи с клиентами. Было очень жарко, асфальт буквально плавился под ногами. Директор давно обещал купить на фирму машину, только ждал, когда прибыли будет больше. Даже оплатил обучение на курсах по вождению Ольги. Теперь она владеет водительским удостоверением, но без возможности водить…
Приехав на первую встречу, она около часа просидела в приемной, ожидая, когда ее соблаговолят принять. «Почему руководители так не пунктуальны? Если ты занят, назначил бы мне на час позже», - злилась она в душе.
 Выходя их прохладного офиса на улицу, она опять оказалась в плену жаркого июня. Пить… Жадно хотелось пить! Ольга понеслась в ближайший магазин. В обеденное время было очень людно в магазине. Возле каждого отдела толпились покупатели. Группа молодых людей шумно обсуждали, что им купить в спецотделе, собирая в кучку деньги.
Ольга подошла вплотную к витрине, чтобы рассмотреть поближе – есть ли ее любимая минералка. Небольшая близорукость иногда мешала жить, но с очками она давно расправилась (домашние занятия по Норбекову помогли улучшить вполовину зрение). Пока она выискивала свою минералку, ее рассматривала стоящая рядом старушка. Горбатая бабушка подошла поближе к Ольге и тихонько дернула ее за сумку. Ольга почему-то испугалась… Жара растопила все ее сознание, рядом стояла молодежь, которой может прийти в ум невесть что… Глядь, а здесь бабуля стоит, и в глаза Ольгины заглядывает.
 «Дочка, помоги бабушке, подай на хлебушек», - пропела она. Ольга смотрела в открытые выцветшие глаза бабули, и не могла понять, что от нее хотят… «Помоги, будь добра, на хлеб…» - повторила старуха свою просьбу, и протянула пустую ладонь. Ольга молча достала из кошелька мелочь и высыпала всю в протянутую ладонь. «На хлеб должно хватить, да еще на булочку останется», - решила она. Старуха высыпала мелочь в карман своей юбки и… улыбнулась. Она пристально всматривалась в глаза Ольги, надеясь что-то там усмотреть. «Чего вам, бабушка?» - спросила Ольга. «Спасибо, дочка! Ты – добрая, я вижу… А у самой-то дети есть?» - спросила бабуля. Ольга только усмехнулась, какие там дети… Вечером так устанешь, что не хочется в люди выходить, жизнь личную устраивать. А годы проходят, ее сверстницы уже по второму разу в роддом попадают… «Одинокая, значит, - не умолкала старуха. - Ничего, ничего… Наладится! Все наладится…» Ольга постаралась проигнорировать слова бабули, отыскав все же свою минералку, и расплатившись с кассиром.
Отойдя от прилавка, она тут же открыла бутылку и жадно принялась пить. Старуха стояла рядом… «Я тебе помогу, дочка! Пойдем со мной, пойдем…» - с этими словами старуха крепко взяла Ольгу за руку и повела за собой. «Эй, бабушка, вы чего? – удивилась Ольга. – Никуда я не пойду! Мне работать нужно идти… Меня клиенты ждут». Но старуха молча вела Ольгу за собой. «Ждут… подождут!» - громко сказала бабуля и заглянула в Ольгины глаза. Какая-то неведомая сила, напор исходил из глаз бабули. Ольга даже онемела от этого напора. Но четко осознать всю ситуацию она все же не могла. Жарко, шумно вокруг, в голове вертелся последний разговор с клиентом, который никак не хотел принимать Ольгины условия поставки… Вдруг зазвонил мобильный. Ольга хотела достать трубку, но было неудобно одной рукой открыть сумочку. «Да пустите вы, бабуля! – прикрикнула она. – Мне же звонят… Алло! Да… как машину искать? Берут что ли?! Хорошо, хорошо… Я поняла, приеду в офис, буду искать. На завтра, ясно…» Счастливая от удачного результата сделки, Ольга положила мобилку в сумочку, и улыбнулась бабуле.
 Теперь до нее что-то понемногу стало доходить. «Бабушка, что вам нужно от меня? Куда вы меня ведете?» - спокойно и хладнокровно спросила Ольга. «Ты, дочка, не бойся! Я тебя хочу отблагодарить за доброту твою… Пойдем со мной, здесь недалеко. Я тебе дам кое-чего, и ты побежишь к своим клиентам»,- также спокойно сказала бабуля. Ольга внимательно рассмотрела старушку. Хотя на улице жарко, старушка одета в теплую кофту и длинную темно-синюю юбку. На ногах – войлочные тапочки. Вид бедненький, но аккуратный. Казалось, что старухе лет под девяносто, спина сгорбленная, суставы сильно покручены, кожа на лице и руках сморшена, глаза ввалились, губы «съедены»… Что она может дать ей, Ольге? «У меня нет никого, детей Бог не дал, - с этими словами старуха опять взяла крепко Ольгу за руку. – Я долго искала доброго человека… Ты, я вижу, добрая! Как звать то тебя, дочка?»
Ольга пошла со старухой из любопытства. Она по жизни была авантюристкой, не боялась ничего. Интересно было – что даст ей эта бедная старушка? «Ольга – меня зовут… А вас как?» Старуха не сразу ответила, как будто стараясь припомнить свое имя. А может дорогу домой вспоминала, когда в узкую улочку зашли. «Глафирой по документам величают, а муж покойный Глашей звал меня… Я ведь старая очень, две войны пережила. Первую, правда, не помню, младенцем была».
По пути Ольга прикидывала, сколько могло быть лет этой древней бабуле. Они вошли в небольшой дворик. Посреди был большой одноэтажный дом, а рядом, во дворе – небольшие постройки. Полная женщина развешивала белье на веревку посреди двора. «Раньше в этом доме жила вся наша большая семья, а во дворе – прислуга, - шепотом сказал Ольге бабуля. – Но проклятые советы выслали наших родителей в Сибирь, а нас с сестренкой нянька оставила у себя, чтобы в детдом не забрали. Затем здесь поселились разные люди… Каждую комнату под отдельную квартиру сделали. Когда нянька во время второй войны померла, сестренка моя старшая уехала. Далеко, заграницу. Или ее немцы вывезли? Кажись, так. А я здесь осталась жить. Мужа давно уже похоронила… Здесь и помру! Заходи, дочка», - старуха завела Ольгу в темный коридор. Порылась в кармане, звеня мелочью, нашла ключ и отперла квартиру.
Ольга осмотрела небольшую комнату. В большой кадке росла огромная пальма. На окнах – пыльные занавесочки. Убогая мебель, большой круглый стол и огромное зеркало в резной оправе из красного дерева. Ольга заглянула в это зеркало, как будто хотела увидеть в нем отражение молодой цветущей красавицы – старухи в молодости. И увидела отражение молодой цветущей, но… себя.
Бабуля долго рылась в стареньком комоде, все перекладывала какие-то тряпки, что-то ища. «Бабушка, кто же вам помогает? – спросила Ольга. – Тяжело, наверное, в вашем возрасте по хозяйству справляться?» Бабуля что-то проскрипела сквозь зубы, будучи занята поисками. «Что вы ищете? Не нужно мне ничего от вас, слышите?!» – Ольгу начали раздражать эти поиски. Время поджимало, хотелось есть… Она выпила воды и решила присесть. «Просто так от этой старухи не отделаться», - подумала она. Опять зазвонил мобильный. «Алло, да мам! Ладно, куплю… И картошки? Сколько?.. Хорошо. Поем, не переживай! Сейчас иду на обед… Пока». Ольга подняла глаза от мобильного на бабулю и обомлела… Бабуля сидела напротив нее, держала развернутый носовой платок, на котором лежало ожерелье. От солнечного света, отражающегося в камнях, нельзя было рассмотреть – что это было… Старуха протянула руки, бережно держа драгоценность. «На, Ольга, бери! Это тебе, дочка…»
Бедная девушка не могла прийти в себя. «Как мне, баб Глаша? Я не могу это принять, вы что! За что мне?» Старушка улыбнулась. «Я скоро помру, Оленька… У меня никого нет. Хочется, чтобы семейная реликвия досталась хорошему человеку. Бери, не бойся, это настоящее. Сейчас, я думаю, что таких не продают. Хотя…»
Девушка осторожно взяла реликвию в свои руки. В благородном металле было множество крупных алмазных капель. Ольга подержала ожерелье и возвращает обратно бабуле. «Не-ет! Бабушка Глаша, я не возьму это… Вы лучше продайте, купите себе еду, одежду, - Ольга пытала представить, что еще можно купить на деньги от продажи этого ожерелья. – Мебель, в конце концов…»
«Да зачем мне все это? Я помру не сегодня-завтра… В могилу не возьму с собой, бери лучше ты себе, Оленька».
«Так вам же на пенсию тяжело жить! – обрадовалась Ольга, что нашла подходящий аргумент. – Вы ведь на хлеб в магазине просите, так ведь? Вот и продайте эту драгоценность. Сходите к хорошему…»
Засмеялась старушка, громко засмеялась, не дав договорить девушке. Скрипучий смех старухи вообще сбил с толку Ольгу. «Ты думаешь, мне денег не хватает? Да мне внучатый племянник из Америки каждый месяц доллары переводит на мой пенсионный счет в банке. Моя сестра давно уже померла, а дети ее хорошо разжились в Америке. Вот один внук и взял надо мной попечительство, деньгами помогает. Хотели много раз меня забрать к себе, но я не хочу… Кому я нужна старая в чужой стране? Так что им эта побрякушка ни к чему… Им и так неплохо. Вряд ли я увижу их до смерти, а что бы кто-нибудь украл реликвию – не хочу! Так что, Оленька, бери быстрее и беги на работу… А денег на хлеб я просила, чтобы опознать доброго человека. Чтобы в глаза посмотреть да найти – кому сделать свой последний подарок… Остальное ведь я уже раньше раздарила – медсестре, что меня после последней операции выхаживала да… не помню других. Давно было». Старуха поднялась и двумя руками подняла Ольгу. Взяла за руку и повела за собой. Теперь уже обратно, из квартиры.
Ошарашенная Ольга медленно шла от бабули. В своих размышлениях она зашла в привычное кафе, заказала обед, пиво. Потягивая холодное пиво, она гадала: правда ли то, что ей рассказала старуха? Может эта побрякушка – обычная стекляшка, а полоумная бабуля в приступе шизофрении решила ее разыграть. А если все это – правда? Что она будет делать с ожерельем, которое лежит у нее в сумочке? Сколько это может стоить, интересно? Пиво немного сняло напряжение с девушки, мысли о подарке ушли на задний план. Взглянув на часы, Ольга молниеносно помчалась к следующему клиенту…
 Через полгода Ольга уже успешно вела свой личный бизнес. Ожерелье, действительно, оказалось дорогим. За хорошие комиссионные ей помогли его удачно продать. Была, конечно, мысль – оставить его у себя. Но такую роскошь она не могла себе позволить носить, и при этом ездить в общественном транспорте! Давняя мечта – иметь свой бизнес наконец-то исполнилась. У Ольги давно был проверенный бизнес-план, для которого нужны были деньги. Когда такая возможность появилась, прощай работа на немца! Теперь она будет работать на себя. Бизнес начал набирать силу, стало возможным купить себе хороший автомобиль, любимую марку. Да и личная жизнь стала налаживаться, правду сказала бабуля. Ольга собиралась вскоре выходить замуж за любимого человека.
Когда она подъехала к знакомому дворику, сердце забилось учащенно. Вот и квартира знакомая. Странно, но на стук никто не открывает. Во дворе она узнала у соседки, что бабулю похоронили полгода назад. Заснула, а утром не проснулась. Вот как.


Рецензии
Хорошо у вас, Лена, получаются, как Весёлые, так и грустные. Многое мне в них нравится. в том числе их НЕНАВЯЗЧИВОСТЬ. И при этом они у вас ДИКО ТАИНСТВЕННЫЕ. Как буд-то, не читаешь, а эта самая бабушка мне на ночь РАССКАЗЫВАЕТ. Причём, НЕ ТОЛЬКО эта миниатюра. Не знаю ПРАВИЛЬНО-ли выразил свою мысль, да и не настаиваю - это МОЁ видение.
П.С. Вы вчера, по моему УЖЕ НЕ ПЕРВЫЙ РАЗ читали одну вешь. Я её ПЕРЕДЕЛАЛ. НЕ УВЕРЕН, что сделал правильно, но что сделано - то сделано.

Даниил Сулес   01.06.2013 18:50     Заявить о нарушении
Очень интересная у Вас оценка, Даниил, не так,как другие пишут. Мне всегда интересно читать ваши рецензии. Знаете, я люблю разные тайны, ну хотя бы загадки там небольшие... Возможно, это отражается на стиле повествования. И, кстати, ненавязчивость - тоже мой почерк, мне нравится писать, играючи, легко, без потуг...
А по поводу исправленной вашей вещицы, я уже отписалась. Мерси!

Корсакова Елена   01.06.2013 18:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.