V тезисов о мечте. Концептуальный подход

 
 Выражаю искреннюю благодарность и большую признательность всему коллективу виртуальной площадки авторского творчества ПРОЗА.РУ, гостям сайта и всем, кто читает меня!


     ПЯТЬ ТЕЗИСОВ О МЕЧТЕ (концептуальный подход)

     ___________________________
    
     *) Изображение из интернета – "Мечта"


    

     МЕЧТА КАК КОНЦЕПЦИЯ

     Спору нет. Человеку, выделявшемуся с античных времён самим греческим мудрецом, Аристотелем, среди непомерного многообразия живого мира как «мыслящее существо», свойственно мыслить. От себя добавлю, и то лишь в порядке уточнения: любому мыслящему существу характерно ещё и мечтать. Ибо мысль и мечта, вступая атрибутивными чертами воцарения рода человеческого в мире животных, представляют собой двух китов, на которых держится вся наша цивилизация. Что представляет собой мысль, знает любой грамотный человек, мечтающий восславиться чем–то. А вот мечтание – как раз вступает особой загадочной плоскостью, манящей любое мыслящее существо вдаваться в мечту!

     Итак, давайте немного пофилософствуем о мечте.

     Лично я ни одной публикации на эту тему не читал. Но хотелось бы ознакомиться с серьёзной литературой о мечте. Что подразумевается под этим словом? К какой понятийной категории можно его отнести в плоскости научно–художественной литературы? Это метафора или её литературный образ? И какую ассоциацию может вызывать слово «мечта» у любознательного индивидуума, воспринимающего его как метафору, равно как и её литературный образ?

     Попытаюсь изложить, хотя бы тезисами, собственное представление об этом феномене. И, излагая свои мысли в рамках этого инициативного проекта, предлагаю своим дорогим читателям, по мере своих возможностей, подправить мои соображения собственными уместными вставками, либо вступить в конструктивную полемику, внося свой вклад в рассуждение затронутой темы. В любом случае, авторское право любого участника этого проекта, при его дополнении новыми идеями, будет сохранено. (См. мой предыдущий этюд на моей странице, что на Прозе.ру: Мечта (Инициативный проект) – (http://www.proza.ru/2009/09/02/9)

     I.
    
     Мечта, в моём понимании, являет себя фатальным впадением аскетического свойства разума в лоно соблазна, оказаться в фатальной власти вечно изменчивых, многоликих страстей. Одновременно, мечта представляет собой иной, т.е. неопознанный, «блуждающий» облик личности субъекта мечтания. Не скрою, мечта для меня, – это присутствие потаённой сокровенности в душе мыслящего существа.

     Мечта с позиций философии представляет собой, прежде всего, атрибут разума, отражённый в душе определённого субъекта мечтания.

     Мечта в плоскости логики мною будет воспринята как побег разума от суровой реальности, блуждание мысли по территории вечной изменчивости. Мечту сквозь призму логики я рассматриваю ещё и как блуждание бунтующей амбиции, именуемой недовольством в плоскости подсознания человека.

     Мечта в своём литературном, т.е. художественно–метафорическом, преломлении представляет собой трепетную тоску по недостающему.

     Оттого мечта, в своём иносказательном выражении, мною может быть представлена как несказанное слово разума, нежнейшее дрожание сердца, заветный клад души человека. Образно говоря, «мечта» в моём понимании – это колыбель недовольной личности, территория душевного покоя, убежище от мрака приземлённой суеты, вечный эпилог несказанности субъекта мечтания.

     Мечта, с позиции психоаналитического восприятия, – это присутствие иного «я» в любом человеке. Скажу больше: – это отчаянное рвение иного «я» к самоутверждению.

     И как таковой, – это тихий бунт мыслящего существа, отрицающего соответствующий внутренне– и планетарного характера «универсального» статус–кво (как внутри него самого, в его микромире, так и в масштабе мирового сообщества).

     – Это стихия разума, подчиняющегося соблазну всплеска бурлящей эмоции.

     – Это сконцентрированная «чистоплотная» надежда, пропитанная ещё и разумом, и потому так глубоко спрятана в дрожащем от волнения сердце индивидуума.

     – Это присутствие ненасытного детства в ином измерении, именуемом многомерной вечностью. Образно говоря, – это присутствие вечного «многоликого» детства в нас!

     И, наконец, – это потаённая, непрерываемая связь, если хотите магическая взаимозависимость, существующая между бытием и инобытием.

     II.
    
     Мечта, по своей природе, может быть заманчивой, мимолётной, преходящей, либо твёрдой, непреходящей. Ибо это – точь–в–точь зеркальное отражение сущности самого субъекта мечтания и как таковой функционирует вполне естественно, т.е. логически вытекает из природы субъекта, и закономерно гармонизирует с его душевной потребностью.

     Отсюда, она у каждого бывает своя: в зависимости, по большому счёту, от внутреннего расклада субъекта мечтания, и подчас – от внешнего влияния, включая воспитание. К такому разнобою можно относиться совершенно спокойно. Определённого рода опасения могут вызывать лишь случаи, когда «привычка мечтать», перечёркивая все граны дозволенного, обретает иную черту: т.е. когда это явление становится угрожающей тенденцией.

     Мечта подчас соседствует с иллюзией, и может быть попросту перемешана с нею, если она лишена рационального зерна, своей ценностной стороны – логики. Стало быть, её можно квалифицировать как «опознанную» и «неопознанную», «иллюзорную».

     В этом контексте я допускаю предположение о наличии доброго либо злого начала в основе мечты, как и не исключаю гипотетического симбиоза этих двух начал в корне данного явления при доминировании одного из них.

     III.
    
     Мечта, структурально, может вступать трёхмерно и питаться таковым: приземлёно, эстетически, идейно. При этом «питательная среда» по большому счёту и вступает доминантой характера трёхмерной структуры мечты.

     Трёхмерная структура мечты может проявляться в разных конфигурациях: как, допустим, одноуровневая, двухуровневая либо трёхуровневая мечта. Такая градация соответствует уровню развитости субъекта мечтания. Почти в таком духе я бы разделил мечты на три условные категории: благородные, зловредные и «инертные». Каждой из них, естественно, соответствует определённая мотивация. Раскрыть сущности указанной разновидности мечты здесь я не собираюсь, аргументируя своё воздержание лаконичным стилем изложения (тезисным характером) настоящего эссе.

     Отсюда, она может выделяться как своеобразный трёхмерный душевный (интеллектуально–эмоционального свойства) феномен, олицетворяющий соответственно сладострастие, целомудрие и чаяние своего субъекта.

     Трёхуровневая мечта – совершенна, и воплощает гармоничную трёхуровневую зрелость человека: гормонально-телесную, духовно–эстетическую и интеллектуальную.

     IV.
    
     Мечта, по своей сущности, может оказаться преимущественно бинарной – исходя из внутреннего склада субъекта мечтания. Неслучайно в истории человечества появились пророки и демоны, святые и церберы. Ведь, и те и другие мечтали о процветании своих деяний. А разве в наши дни мало «таких» святых и церберов, мечтающих о прославлении своих дел?! Только «эти» действуют в ином измерении. И мечты у «этих» – не «те».

     К слову сказать, мечта порою совпадает с призванием человека и олицетворяет внутреннее расположение духа и морально–психологическую либо творчески-деловую настроенность индивидуума. Её можно, весьма условно, квалифицировать как «опознанную» мечту. В таких случаях, она, и как это ни странно, находит своё адекватное отражение в фамилии, равно как и в имени, человека. Фамилия «Гагарин» – тому подтверждение. И это – отнюдь не исключение...

     V.
    
     В любом случае, мечта представляет собой недостающую ценность в личности, либо в жизни индивидуума. Иначе говоря, мечта вступает своего рода отражением иного, инородного качества в субъекте мечтания. Фактически, – это  внутренний процесс, настраивающий человека на восприятие иного, инородного качества. Отсюда она предвещает готовность человека к изменению, которое должно происходить в строгом соответствии с этой настроенностью. Пожалуй, вот таково моё ассоциативное представление о мечте как о метафоре и её художественно-литературном образе. Говоря о литературном образе «мечты», следует уместно уточнить, что речь не идёт об отдельно взятом конкретном образе, а имеется в виду общелитературно–метафорический ассоциативный, к тому же абстрактный, образ этого явления.

     Мечта в философском смысле иначе не может быть воспринята. И как бы её ни абстрагировали эту философскую категорию аналитики и исследователи либо писатели, выхолащивая её смысловую посылку, другой мечты в моём представлении о научно-философском либо художественно–литературном смысле этого слова просто быть, не может. Слово «мечта» в научно–философском обиходе, как и образно–метафорическое применение его в художественной литературе, мною будет воспринято только и исключительно ассоциативно.

     ПОСЛЕСЛОВИЕ
    
     Мечтают все, и мечтают по–разному. Это – обычное атрибутивное физиологическое явление, функционирующее в мыслительном аппарате (мозге) любого мыслящего существа. Фактически, мечта, как бы это ни звучало тревожно, являет себя недостающим звеном в шкале личностного самодовольства. Определённого рода тревоги могут вызывать исключительно те случаи, когда это явление, и то только в своём ярко выраженном либо широко раскрытом преломлении, переходя пределы дозволенного, задаёт тон.

     Выделяя феномен «мечта» в качестве особой загадочной плоскости, манящей любое мыслящее существо вдаваться в мечту, однако, не следует нам сводить смысл своего существования исключительно к нему, как нельзя, кстати, и все свои усилия сосредоточить именно на его непременном осуществлении! Ибо такая сумасбродная усердность действительно являла бы себя полнейшим абсурдом!

     Абстрагирование мечты, как и доведение её до абсолюта, означало бы встраивание реальной, полноформатной жизни в однополярное измерение, равно как и привнесение настоящего времени на алтарь невообразимого будущего.

     Абстракция мечты, это – иллюзорная, гипотетическая попытка деформации времени как трёхмерного атрибута материи в сознании индивидуума; – это искажённое восприятие его благодаря умозрительному превращению объективного времени в одномерное явление (в виде субъективного, т. е. вымышленного, времени), умышленно воспринимая это одномерное явление за новую, инородную действительность, и соответственно – нарочитое подведение смысла существования под него.

     Утрата мечты, в этом контексте, ознаменовала бы собой мгновение бесконечной печали. Ибо это – акт бесконечной трагедии, настигшей человека мгновенно. Только фатальный нигилизм, вступающий абстрактным неверием, в состоянии испепелить мечту.

     Остригайтесь тотального притупления сокровенной мечты – паче чаяния!

     Желающим изучить эту тему более просторно, предлагается:
   
     (http://www.proza.ru/2013/03/20/417)

    
     Хаким Фаршид

     Москва, 15 сентября 2009 года.


Рецензии
ваш первый концептуал мне ближе всего, так как мечта исходит из духовного сердца....и от того,насколько оно открыто--настолько и вопрошания.....и самое главное вопрошание(это слово более духовное, на мой взгляд)---это помоги мне, боже стать чище и добрей, раскрой мне сердце до размеров вселенной, чтоб я смог стать с тобой Одно!
что может быть выше, чем вернуться к своему богочеловеческому достоинству?
фоло-софия(греч перевод) ---любовь к Софии Премудрости.....где сегодня истинные философы? Соловье, Бердяев, Мережковский коснулись многих Ее граней....а в полноте осветил Ее сегодня блаженный Иоанн, наш соотечественник, москвич,живущий сегодня в изгнании
всегда есть высокие ориентиры для души, поэтому благодарим Небеса за их присутствие на земле...
вам низкий поклон за живую и трепетную вашу душу
длинных полемик не приемлю, так как они идут у многих от рационального ума...а мистика духовного сердца от большинства еще сокрыта...и начинают бодаться

Ирина Коноваленко   05.03.2019 11:06     Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.