Где я? На Proza. ru

       Уверен - каждый житель сайта рано или поздно задается подобным вопросом, поскольку он напрямую касается среды его душевного обитания, и у каждого на этот счет свой ответ. Попробую, пользуясь положением старожила, ответить на него и я. 
       Сразу скажу, что такое положение не дает мне преимущества судить о жизни сайта точнее и глубже, чем это делали до меня, так как на самом деле для того, чтобы подметить достоинства и недостатки сайта не обязательно быть старожилом. Тем не менее, шестилетнее пребывание дает мне возможность похвалить его за неунывающую стабильность, крепнущую респектабельность и посетовать по поводу симптомов хронического недомогания.
       Много и правильно говорили и говорят о групповщине, вкусовщине, дутых авторитетах и прочих рейтингах и манипуляциях. Что ж, таково свойство открытых нерегламентированных сообществ. Предоставленные самим себе они самоорганизовываются. Возникает иерархия, в которую встраиваются наиболее юркие, но не всегда яркие элементы, которые и создают, в конечном счете, правила игры и атмосферу. Лично я смотрю на это спокойно, поскольку эти правила и атмосфера писать не мешают, не выходят за рамки нашей песочницы и приносят неформальным организаторам чувство удовлетворения только в рамках оной. Пусть тешатся. В любом случае их влияние ограничено, хотя не исключает возможности травли. Кстати, пару раз изменив любимому сайту с другими ресурсами, я убедился, что там положение в этом смысле гораздо хуже нашего. Там пронырливые лисички черно-бурой масти и их зубастые компаньоны с хихоньками да хахоньками деловито сортируют нашего брата по полкам, деформируя культурное пространство с целью только им известной, и быстро ставят на место тех, кто высовывается. Отсюда, несмотря ни на что, главное преимущество нашего сайта – относительная вольность и демократичность. Каждый имеет свою суверенную страницу, которые все вместе складываются в этакий колумбарий творческих порывов, куда можно даже возложить цветы. Кстати, пользовательский интерфейс сайта остается, пожалуй, лучшим среди ему подобных. Упомяну кроме того вразумительную, в меру консервативную администрацию, взимающую умеренную плату за анонсированный массаж авторского тщеславия; некую литературную редакцию, которая вполне довольна отведенным ей местом и не пытается руководить процессом; полное отсутствие цензуры, самую большую аудиторию – разве не об этом мечтали самиздаты прошлого? Одним словом, фундаментальные достоинства сохраняются, все условия для творчества налицо. Дело за авторами – пишИте, и вас оценит, не побоюсь этого слова, весь мир.
       Но всякие достоинства, как всегда, имеют оборотную сторону. Имеется она и в нашем случае. Развязность и неразборчивость, остервенелость и злобствование в творчестве и в общении – вот плата за неумеренный либерализм сайта. И дело здесь, конечно, не в регламенте, а в культуре отдельных обитателей и гостей, которые берутся высказываться по поводу и без повода, исходя из их сермяжных представлений о творчестве вообще и о литературе в частности, превращая тем самым сайт в коммунальную кухню.
       Графоман – вот крайний «диагноз», который вполне приличные люди, не говоря о субъектах вздорных и драчливых, ставят собратьям по перу, стараясь сохранить за собой последнее слово, похожее на плевок  в сторону оппонента. Помилуйте, но если упрекать в графомании, то в таком случае начинать нужно с Льва Толстого! Во-первых, потому что граф, а во-вторых, потому что написал дай бог каждому! Говорят, хорошо писал? Ну что же, значит, другим не хватило на это одной жизни.
       На самом деле графомания не лучше и не хуже любой другой человеческой мании, например, меломании или алкоголизма. Как говорил мудрейший Генрих Манн: «Каждый следует за своей химерой, которая оправдывает его существование». За что же нас судить? Люди пытались писать во все времена и в любом возрасте. Это такая же потребность, как говорить, читать, размышлять, общаться, чихать и кашлять. Конечно, далеко не все становились и становятся профессиональными писателями. Но, сказать по правде, так уж ли много нас, худо-бедно пишущих? Триста с небольшим тысяч на Проза.ру и Стихи.ру (на самом деле гораздо меньше по причине их глубокого совпадения) и от силы сотня тысяч на всех других литресурсах! Разве это много? На самом деле графоманию следует поощрять всеми возможными способами, если мы хотим иметь русскоязычных писателей равных Набокову и Булгакову! Также, кстати, как следует развивать массовость в футболе, если мы хотим когда-нибудь выиграть чемпионат мира.
       Интернет в этом смысле предоставил нам невиданные возможности. И стоит ли от них отказываться только потому, что каким-то чудакам не нравится, как вы сочиняете? Да плевать! Больше того - эти «знатоки» попросту не понимают, что в современном свободном пространстве мысли, в котором мы, наконец, оказались, нет и не может быть направления, в котором запрещено было бы двигаться, и что это коренное отличие от всех предыдущих эпох существования российской словесности, а значит, правила игры и сама словесность меняются. Например, люди, решившие связать свою жизнь с химерой литературы неукоснительно должны следовать железному правилу, а именно: «Не начудишь – не прославишься». Что делать, даже великий Набоков стал по-настоящему великим только после «Лолиты».
       Писать можно и нужно о чем угодно и как угодно. Даже безграмотно. Даже назло. Выворачивая наизнанку смысл, мешая концы и начала, путая себя и других. Безусловно, слова не терпят надругательства, они не клеятся, часто отказываются жить вместе, задыхаются и умирают, и тогда люди ищущие переступают через их трупы и идут далее в поисках верного направления. Судить их также глупо, как критиковать дурнопахнущий навоз. А между тем сплошь и рядом находятся заблуждающиеся и просто отмороженные «критики», что присваивают себе право судить, как надо писать и как не надо. Вот это и есть графомания в плохом смысле слова - когда человек, впав в гордыню, публично претендует на избранность, поучая других, когда его об этом не просят. А гордыня, как известно, мать всех прочих грехов…
       Не хочу вникать в секреты управления сайтом и заглядывать за кулисы. Не стану также сверх меры корить администрацию сайта за отсутствие последовательной и выразительной литературной политики. Во всяком случае, она не так бросается в глаза, как политика финансовая. Хотя, возможно, ее отсутствие и есть политика, но тогда на сегодняшний день мы имеем что-то вроде литературной толкучки, где каждый желающий может выставить и расхвалить свой товар – от иголок до возбуждающих средств. Очевидно, что администрацию сайта такое положение дел устраивает.
       Вот, пожалуй, некоторые болевые точки нашего сайта, которые, думаю, заставляют морщиться не одного меня. Возможно, кому-то мои наблюдения покажутся поверхностными, малозначительными и покладистыми, но это оттого, что я не хочу уподобляться плохому танцору. Повторяю: мне, графоману, лишенному разрушительных амбиций, на сайте удобно. Новичкам же, всерьез решившим испытать себя в графомании, я скажу, что это на самом деле такое:
       Это когнитивный процесс на базе метаболических трансформаций подсознания, инициирующий агрегацию ассоциативных образов в финальное метафизическое образование и вырождающийся в параноидальное состояние с психоорганическим синдромом и вазовегетативными симптомами с последующей мотивацией деятельности путем принудительной активации.
       Вы готовы к этому? Тогда добро пожаловать на Proza.ru. Остальных господ просят не беспокоится – колбаса деревянная.

 

 

 


Рецензии
Ваши статьи, Александр, очень важны нам, новичкам, которые пока и не подозревают о всех перепетиях на сайте. Может это и хорошо - быть в неведениии до поры до времени. Все равно: спасибо! С уважением.

Галина Иванова 3   19.09.2012 13:22     Заявить о нарушении
Эта статья написана давно. С тех пор на сайте многое изменилось, и теперь мы все здесь белые и пушистые:))

Александр Солин   19.09.2012 23:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 56 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.